35
36
37
путешествиеЕсли посмотреть рекламы туристических фирм, создается впечатление, что Турция - одна из самых освоенных нашими туристами стран. В самом деле, русских в Турцию едет много, но страны-то они толком не видят. Шоп-туристы летят за покупками в Стамбул. Те, кто хочет отдохнуть, отправляются в Анталыо. Этим ограничивается знакомство со страной для большинства наших путешественников. Журналисты "За рулем" решили восполнить пробел и отправились в путешествие по Турции на автомобиле.«азяквдй1»а»*££и>1г^Ш^^Ш^Щ^ЩцДкатанаТакой вид отдыха будет предоставлен российским туристам в наступающем сезоне. Мы дважды пересекли Турцию поперек: по побережью спустились из Стамбула в Анталью и вернулись обратно через центр страны. Попробуем коротко изложить впечатления от поездки.естественно, базар - не главная достопримечательность древнего Стамбула. Наша короткая экскурсия ограничилась осмотром основных, самых известных памятников старины: храма Святой Софии, Голубой мечети, крупнейшей в мусульманском мире, и, конечно же, мы побывали в Султанском дворце. Время поджимало - знакомство со Стамбулом пришлось закончить. Вечером того же дня в сопровождении двух турецких гидов мы отправились в Бурсу-древнюю столицу османов. Путь начался с пробки. Через пролив Босфор, соединяющий европейскую и азиатскую части города, перекинуты всего два моста. Пропускная способность их недостаточна, особенно в час пик. Кстати, проезд через мост платный, но только в одну сторону - из Европы в Азию, куда мы и направлялись. Проехав 160 километров (часть из них поСовременный район Измира и древняя крепость в Кушадасэ. Их разделяют 20 километров и несколько столетий.платной автостраде Стамбул-Анкара) и переправившись в середине пути на пароме через морской залив, поздно вечером прибыли в Бурсу. Информация. В Турции существуют платные дороги, сеть которых расширяется. При въезде на автобан автомат выдает карточку, а при выезде взимают плату за пройденный путь. За 30 километров с нас взяли около 40 тысяч турецких лир - примерно 1 доллар. ДЕНЬ ВТОРОЙ: БУРСА-ИЗМИР Над древней Бурсой, на высоте около 2000 метров над уровнем моря, расположен горнолыжный ЗА РУЛЕМ 3/95 35ДЕНЬ ПЕРВЫЙ: СТАМБУЛ-БУРСА В крупнейшем городе Турции есть на что посмотреть. Даже базар, где отовариваются "челноки", интересен для "некоммерческого" туриста. Такое обилие товаров разнообразного назначения, качества и цен представить трудно. Здесь найдешь буквально все - от сувениров и ювелирных изделий до бытовой техники и автомобилей. Настойчивые продавцы наперебой зазывают покупателя, делая особый упор на низкую цену. Но, строчках невозможно. Упомянем только, что был выходной день и жизнь на снежных склонах кипела. А люди все прибывали и прибывали. Возвращаться в Бурсу пришлось на такси: "телеферик" остановили из-за сильного ветра. Здесь мы поняли, почему все турецкие водители возят в багажнике цепи противоскольжения. Подтаявшая под ярким солнцем снежная дорога коварна, и автомобиль, обутый в летние шины, становится неуправляемым. Гор в Турции много, и снег зимой там не редкость. На заснеженном серпантине полиция заставляет надевать цепи на ведущие колеса. Благополучно спустившись на такси с гор, сели в свой турецкий ФИАТ и отправились в третий по величине город страны - Измир. К вечеру добрались до отеля, где для нас был забронирован номер. Информация. Двухместный номер в трехзвездочном отеле обходится 35-40 долларов в сутки, в четырехзвездочном - около 50$. В стоимость проживания обычно входит завтрак. ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ИЗМИР Измир, в прошлом Смирна, порт на Эгейском море, по словам нашего гида - самый европеизированный город в стране. Действительно, его приморская (деловая) часть не отличается азиатским колоритом: современные здания, огромные стеклянные витрины магазинов и ресторанов. Здесь расположен крупный выставочный центр, где летом проводится традиционная Измирская ярмарка. Но попадаешь в старый город и все сразу встает на свои места. О том, что находишься в Турции, напоминает и древняя османская крепость, возвышающаяся над Измиром. Пообедали в ресторанчике с национальной кухней. Местная еда понравилась, а уж такие сладости в России вряд ли сыщешь.Лотки, лавочки, магазины - торговая улочка в Стамбуле.На чем турок едет отдыхать в горы? На "Ниве".центр Улуда. Добраться туда можно двумя способами: на автомобиле или воспользоваться транспортным средством, которое по-турецки называется "телеферик", а по-русски - фуникулер. Решив сэкономить время, сели в кабину подвесной дороги и через 20 минут оказались высоко над городом. Несколько километров на микроавтобусе - и мы в Улуде. Светит солнце, но холодный ветер пробирает до костей. Слабо верится, что внизу тепло (+5°С) и сыро. На небольшом пятачке сосредоточено два десятка отелей самого разного уровня, множество магазинчиков, прокатных пунктов, ресторанов и ресторанчиков. Описывать красоту гор в беглых 36 ЗА РУЛЕМ 3/95 лях заправки "стоят стеной": "Мобил" соседствует с "Эльфом", а "Тюрк-Петроль" расположился напротив "Бритиш Петролеум". И ведь не боятся конкуренции. Цена бензина "нормаль" - около 55 центов, "супер" - около 60 центов за литр. ДЕНЬ ШЕСТОЙ: АНТАЛЬЯ Недаром люди едут сюда отдыхать. На турецкой ривьере есть все - горы, море, пляжи, апельсиновые сады, яхты, отели, пансионы, рестораны, ночные клубы, дискотеки и еще много разных соблазнов. А главное - здесь тепло. В январе, в разгар зимы, самые "морозоустойчивые" туристы загорают, укрывшись от ветра. Температура воздуха около 12 градусов тепла, да еще солнышко греет. Но составить полное впечатление о городе можно только в летний сезон. Январская Анталья пуста, отдыхающих - единицы. Гуляя по городу, обратили внимание на обилие контор, которые занимаются прокатом транспортных средств. Вам предложат все, что угодно: от велосипеда и мотороллера до супербайка и современного автомобиля. Информация. Самый дешевый автомобиль напрокатстоитоколо 40 долларов в сутки. ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ: АНТАЛЬЯ-СТАМБУЛ Точнее сказать, ночь. Впереди 730 километров до Стамбула. В туристический маршрут такие ночные рейды, конечно, не входят. А нам пора возвращаться в начальный пункт путешествия. Для разнообразия немножко заблудились, потом попали в снегопад в горах и под наблюдением турецкого полисмена в полной темноте натягивали цепи на колеса, постукивая зубами от холода. Но до Стамбула таки доехали. Турецкий гад, выполнявший роль водителя, героически отказывался вылезти из-за руля и сдался только перед самым финишем, когдасталстучаться о баранку носом. Автор, приняв эстафету, бодро пролетел 30 километров по автобану, въехал в Стамбул и... тоже чуть не заснул за рулем. Турецкий марш протяженностью без малого 2000 километров "торжественно" завершился. По этому или очень похожему маршруту поедут туристы. В одном им завидую: времени будет побольше. Мы многого не успели увидеть. И. ТВЕРДУНОВ Фото В. КнязеваИнформация. Стоимость обеда в Турции от 3 до 12 долларов в зависимости от класса заведения. Дорогие рестораны не в счет. ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: ИЗМИР-ЭФЕС-КУШАДАСЭ-АНТАЛЬЯ Бесконечно длинный день, большой переезд и масса впечатлений. Эфес - древний римский город, ныне - античные развалины. Здесь надо задерживаться не на один час. Храмы, бани, библиотека, театр, дом Любви и даже римский общественный туалет - все, как в современном городе. Древние были вполне цивилизованными людьми. Недалеко от Эфеса в горах - дом девы Марии. По преданию именно здесь умерла мать Христа. Спускаемся к Эгейскому морю. Маленький курортный городок Кушадасэ, затихший в зимней спячке, - не сезон. Летом здесь кипит жизнь. Основная масса отдыхающих - англичане, русские туристы в Кушадасэ пока редкие гости. Чувствуется, что мы забрались на юг. На улицах растут мандариновые деревья (никто их не трясет!). Задерживаемся здесь ненадолго - вече-На турецких заправках - чистота. Если клиент увидит лужу бензина - уедет к конкуренту.ром выезжаем в Анталью. Дорога идет по горам, но ехать нетрудно: ровное покрытие, хорошая, четкая разметка. Множество указателей помогают ориентироваться. Изредка встречаются участки совсем разбитые. Но нашему водителю к плохим дорогам не привыкать, да и не так много на турецких шоссе канав и рытвин. Пропетляв триста с лишним километров по горным дорогам (прямые участки составляли меньшую часть перегона), поздно ночью подъехали к Анталье. Турецкий курорт, как и все другие города, встретил путников... заправкой. Информация. Турция - страна заправок. Здесь действуют почти все крупные европейские нефтяные компании да еще пара местных "нефтяников": "Тюрк-Петроль" и "Петроль-Офис". Турецкая бензоколонка найдется в каждом населенном пункте. В городах и на крупных магистраУ каждого - свой грузовик. Один едет на пикапе, другой толкает ручную тележку.» зафф-W**S£**** ш^>Т^>^„повоз"*».„.«ч*^кПР,tf» '4«Cfl*«аавто**** 7 А ,н-«а стоЗА РУЛЕМ 3/9537