Скоро будем мы отмечать юбилей одного из самых великих событий в отечественной истории - 50-летие Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Наши публикации, посвященные этой дате, мы начинаем заметками историка Я. ПОНОМАРЕВА. Январь 1942 года. Ленинград в огненном кольце блокады. Жесточайший мороз. Люди гибнут от голода и холода, от бомбежек и артобстрелов... Государственный комитет обороны принимает решение эвакуировать полмиллиона жителей города по ледовой дороге через Ладожское озеро - единственной, связывающей блокированный Ленинград с Большой землей. Готовятся пути эвакуации, продовольственные пункты, медицинские и санитарные посты, железнодорожный и автомобильный транспорт. Никогда не забудут январь 1942 года оставшиеся в живых ветераны-автотранспортники. Приказано восстановить 50 автобусов, которые после летних и осенних военных операций на дальних и ближних подступах к городу прибуксированы к местам консервации и стоят недвижимые. Чтобы заставить ожить эти машины, нужны здоровые, сильные руки. А где их возьмешь, здоровых да сильных?.. ...К автобусам плелись изможденные голодом люди. Они шли только потому, что знали: кроме них никто не сможет поднять эти мертвые машины. У ремонтников не было сил, не было пищи, тепла, электричества. Была только решимость во что бы то ни стало обеспечить эвакуацию своих земляков. Начался ремонт. У машины падал то один, то другой, а их место занимали такие же изможденные, но чуть-чуть отдохнувшие. Даже те, кто не мог двигаться, просили вынести их к автобусам на носилках: лежа тоже можно что-то сделать. Работали целую неделю, день и ночь, и свершилось чудо: полуживые люди вдохнули жизнь в мертвые автобусы. Правда, из пятидесяти удалось восстановить сорок.На заседании СНК СССР, которым руководил А. Н. Косыгин, 17 января было принято решение в помощь ленинградским автотранспортникам направить московскую автобусную экспедицию в составе 40 автобусов. Начальником ее был назначен В. Г. Иванов, комиссаром - В. Н. Красов. Уже на следующий день, 18 января в 18.00 колонна с концентрированными продуктами для детей отбыла в Ленинград. Трудно даже представить, как это удалось сделать буквально в считанные часы. 22 января московская экспедиция прибыла на станцию Жихарево. На следующее утро она доставила бесценный груз в Ленинград. Как и ремонтники, поднявшие 40 автобусов, водители были крайне истощены. Первую машину к Смольному повел шофер М. Н. Терентьев. Самостоятельно за руль сесть он не мог: его подсадили в машину товарищи. У Смольного принял детей. Помнит, как дотянул до Ладоги, а как переехал озеро, как оказался вместо Жихарево в Войбакало - не помнит. Позднее он скажет, что ехал на одной ненависти к фашистам. Он-то доехал, а 11 водителей из 40 не смогли дотянуть и до озера. Трое из них умерли за рулем. Это были первые, но далеко не последние потери гражданских автотранспортников на Ладоге. Машины вставали в пути не из-за технических неисправностей - водители теряли сознание за рулем. Без управления автобусы утыкались в придорожный сугроб, мотор глох, а завести его уже не было никаких возможностей: аккумуляторы могли поддерживать движение автобусов, но не проворачивали стартер. Крутить же рукоятку уже не было сил. На спасение застрявших машин послали бригаду - пятерых опухших от голода ремонтников из Центральных авторемонтных мастерских под руководством Ф. Г. Михайлова. Запасные части и агрегаты, взятые с собой, не понадобились - действовали смекалкой, сообразительностью. Двигатели пустили и на это ушли остатки сил: вся бригада попала в госпиталь. Но автомобили доехали до Жихарево. Ремонтники спасли не только машины, но и более 300 жизней. Теперь пришлось спасать спасателей.Московские автобусники помогали всем, чем могли. Они делились продуктами, привезенными из Москвы, выделили своих людей на машины, водители которых не в состоянии были сидеть за рулем. Шофер Мельянок, завершая второй рейс, у Лаврово потерял сознание. Его машину довел до Жихарево московский водитель. Сколько таких примеров братской помощи! Гражданские водители Ленинграда и Москвы работали бок о бок с легендарными военными водителями Дороги жизни. Их содружество омыто кровью погибших, спаяно метелями и морозами Ладоги. Известен такой факт. Ленинградский водитель Н. Я. Яковлев ехал мимо терпящей аварию военной машины. Он остановил свой автобус, груженный боеприпасами, подошел к грузовику, который вез туши мяса, разделся на сорокаградусном морозе, прыгнул в полынью, закрепил трос и тем спас продовольствие для защитников Ленинграда и машину. Когда резервы пополнения водительского состава из гражданских гаражей были исчерпаны, Военный Совет Ленфронта принял решение направлять в автобусные колонны бойцов 10-го запасного автомобильного полка. В первом же рейсе сержант этого полка, имя которого до сих пор установить не смогли, погиб вместе с автобусом. Он до конца спасал детей из тонущей машины: 12 из них вытащил на лед и ушел вместе с машиной под воду. Каждый день - подвиг. Эти вроде-бы избитые слова имели здесь, на Ладоге, вполне конкретный смысл. Каждый километр трассы был испытанием мужества и выносливости. Рядом с военными выполнили свой долг перед Родиной гражданские водители - солдаты Ладоги, не принимавшие присяги. Вместе они вывезли из Ленинграда более 550 тысяч женщин, стариков и детей. За заслуги перед Родиной по эвакуации населения блокированного Ленинграда каждый седьмой водитель Ленинградских автобусных колонн и Московской автобусной экспедиции был награжден орденами и медалями. ЗА РУЛЕМ 3/95 11