26
27
степень сжатия с 8,8 до 8,0, фрезеруя днища поршней. Модернизация "969-го" не свелась к установке более современного двигателя. Новая конструкция рулевого управления улучшила управляемость и курсовую устойчивость автомобиля на мокрых, заснеженных и обледеневших дорогах. Замена прежних шин радиальными 175/80R13 положительно повлияла на устойчивость, тормозные свойства и экономичность. Применение алюминиевых тормозных барабанов с чугунными вставками и тормозных колодок с верхним закрепленным концом (вместо плавающих) позволило заметно сократить тормозной путь. Более жесткими стали дуги безопасности. "Словом, - заявили мне не без тихой гордости заводчане, нам кажется, что ЛуАЗ-1302 - заметный шаг вперед. Надеемся, крестьянин-кормилец и другие потребители оценят это по достоинству". Полноприводный грузовик особо малого класса ЛуАЗ-13021 - это модификация модели -1302. Его грузоподъемность больше на 150 кг: кроме водителя и пассажира, малыш везет до четырех центнеров груза - официально. "Неофициально" же, как признались испытатели, перевозят до тонны - по хорошей дороге, со скоростью 50-60 км/ч. Колесная база удлинена по сравнению с моделями -969М и -1302 на 500 мм и составляет 2300 мм. (Это одна из причин того, что там, на кочковатом косогоре, грузовичок вырвался вперед; другая причина - шины ИВ167, рисунок протектора которых обеспечивает повышенную проходимость.) Борта грузовой платформы откидные. Погрузочная высота невелика - 740 мм: у мужчины среднего роста это посредине между бедром и коленом. В ближайшем будущем должен появиться ЛуАЗ-13022 с изотермическим кузовом для перевозки скоропортящихся продуктов. Такой кузов разработан одним из заводов Тернопольской области. Конечно же, меня заинтересовал расход топлива грузовичком. - Если машина загружена, мы списываем 10 литров на 100 километров, - сказал начальник лаборатории испытаний. По бездорожью расход соответственно увеличивается. На самых тяжелых участках, где больше буксуем, чем едем, доходит и до 17 литров. Но учтите, мы вынуждены пользоваться некондиционным бензином. Если залить в бак тот, что нужно, и как следует отладить двигатель, расход составит 9-9,5 литра. Автозавод не имеет нормального бензина для испытаний... Абсурд! Но на Украине и не к такому привыкли. Отрадно и удивительно, что на самом тяжелом - экономическом - бездорожье ЛуАЗ продолжает движение. Луцк Л. САПОЖНИКОВ Фото автораВ предыдущем номере мы рассказали, из каких элементов должна состоять система для воспроизведения стереозвука в автомобиле, каков уровень цен на приборы разного класса. Сегодня, как и обещали, знакомим с конкретным примером оснащения хорошей стереофонической аппаратурой такой популярной машины, как "Нива". Слово - А. ФОМИНУ. Общеизвестно, что "Нива", даже последней модификации -21213, - автомобиль не самый тихий. И если его владельцу . чется слушать музыку во время езды, т о ) намикам будет нелегко "перешуметь" двигатель^тг^ансмиссию и шум ветра на скорости более 80 кмТчГЧТббьТобеспечить приемлеШшпо качеству звук, его уровень давления должен превышать шум как минимум на 20 дБ (по нормальной шкале - в 100 раз). Это требует максимальной громкости в 102-105 дБ, для чего, в свою очередь, необходима мощность усилителя не менее 40 Вт. Более взыскательные потребители выдвигают свои требования. К ним относится владелец "Нивы", чей опыт оснащения машины аудиосистемой мы рассмотрим ниже. Первым, естественно, было высококачественное воспроизведение звука с компакт-кассет и лазерных дисков, а также возможность слушать передачи в УКВ-диапазоне. Для этого он приобрел автомагнитолу "Сони XR-U550RDS" и комплект динамиков "Сони XS-3051D". Коротко о технических характеристиках компонентов. Магнитола "Сони XRU550RDS" (цена 335 долларов) способна принимать передачи в УКВ-диапазоне 88-108 мГц в стереофоническом режиме ив СВ-диапазоне 540-1600 кГц; имеет цифровой тюнер, память на 20 радиостанций. Ее кассетный магнитофон с автореверсом может работать с кассетами типов I, II, IV; имеет две системы шумопонижения "Долби" ("В" и "С"), систему поиска по паузам, сервоприводы всех клавиш управления. Оборудована системой RDS (передачи данных по радио), что позволяет принимать специальные сообщения, передаваемые в стандарте RDS (информацию о движении, названиярадиостанций, тематику вещания). Может управлять пакетными проигрывателями компакт-дисков "Сони-CDX" на 10 дисков (до 10 проигрывателей). Мощность встроенного усилитег I щшлвыход на внешний усилитель. Для защиты от кражи передняя панель сделана съемной. Акустическая система "Сони XS-3051 D" (цена 90 долларов) - двухполосная; состоит из двух коаксиальных громкоговорителей с диаметром большего 130 мм, рассчитанных на максимальную мощность 100 Вт. Необходимо заметить, что в силу своей конструкции "Нива" плохо приспособлена для монтажа аудиоаппаратуры. Например, места для динамиков на передней панели вообще не предусмотрены, а на боковинах у задней полки (штатные места) можно разместить только два небольших динамика. Таким образом, перечень возможностей для установки динамиков исчерпывается штатными местами, задней полкой и дверями. Ни под передними сиденьями, ни в ногах водителя и пассажира места попросту нет. После установки двух динамиков в задней полке оказалось, чтю их мощности недостаточно для качественного воЬпроиззедения, и в помощь им установили аналоги1-ной конструкции акустические системы "Пионер TSН161" (70 долларов), что резко улучшило качество звука. Оно стало приемлемым для цифровой звуковоспроизводящей техники, и в багажнике автомобиля появился ченджер "Сони CDX-U303" за 350 долларов. Здесь и произошел казус. Первоначально ченджер ; прикрепили к полке за задним сиденьем - ка(зэипось, очень удобно, так как он не мешал j вещам в багажнике. Но вот работать он никак не хотел. Дело в том, что проигрыватели компакт-дисков весьма чувствительны к тряске; на колдобине лазерный луч теряет до-26ЗА РУЛЕМ 3/95 »НИВЕ"рожку на диске и проигрыватель замолкает секунд на десять, пока не найдет ее снова. Многодисковые проигрыватели (ченджеры) в меньшей степени подвержены этому недостатку, чем однодисковые, но российские дороги и "дубовая" подвеска "Нивы" способны растрясти и их. В описываемой машине после проезда достопримечательной выбоиныАкустическая система "Кларион" на задней полке "Нивы". Си-ди-ченджер на новом месте - спинке заднего сиденья.недалеко от дома владельца ченджер "вырубался" всерьез и надолго - нередко приходилось вынимать диски и нажимать "RESET". Тогда "сидишник" прикрепили к спинке заднего сиденья, и неприятность осталась в прошлом. Но все-таки, звучанию недоставало объема, что вполне понятно, если учесть, что все динамики располагались в одном месте - на задней полке. Как раз в это время уши нашего меломана пленил замечательный звук трехполосных колонок "Кларион9350" максимальной мощностью 120 Вт. Эти акустические системы предназначены для монтажа на задней полке; их размеры 160x240 мм (6 на 9 дюймов), ноЛшальная мощность при 10-процентном иска ке^ии - 40 Вт, а стоят они 120 долларов. П юле этого "Сони" и "Пионер" заняли св^фкончательное место в передних дверях ^ ^ ^ тут возникла небольшая проблема. Дело в томаито встроенный в магнитолу усилитель имеет только четыре выхода, рассчитанных на акустические системы сопротивлением 4 Ом, а систем набралось уже шесть, все по 4 Ом. Параллельное соединение в данном случае не рекомендуется, так как при нем сопротивление упадет до 2 Ом, поэтому при работе усилителя с мощностью, большей 50% от максимальной, он может сгореть. Пришлось задействовать линейный выход магнитолы на дополнительный усилитель "Оптимус", совмещенный с эквалайзером, позволяющим регулировать уровень громкости в различных частотных диапазонах. Мощность усилителя, выполненного в одном блоке с эквалайзером, составляет 4х 18 Вт. 103 доллара вполне сходная цена за хорошие характеристики. Теперь "Сони" и "Кларион" подключены через эквалайзер, а "Пионер" - через переднюю пару выходов встроенного усилителя магнитолы. Именно эта комбинация HI-FI-компонентов была-установлена в "Ниве", когда владелец любезно предоставил автомобиль для знакомства сотрудникам журнала. Познакомившись с аппаратурой и прослушав несколько разных по характеру звучания компакт-дисков, мы смогли составить свое мнение, которое приводим ниже. И. Твердунов, отдел испытаний. Качество звука нареканий не вызывает. Если бы еще обивка не дребезжала... В. Крючков, отдел испытаний. Громкий, чистый, но все же очень дорогой звук. Несколько уточнений к мнению коллег. Звук действительно хороший и чистый для относительно небольшого салона "Нивы", но недостаточен уровень высоких частот. Эквалайзер не дает возможности исправить этот дефект, так как динамики в дверях расположены слишком низко и" экранированы боковой поверхностью подушки сиденья. Необходима установка дополнительных высокочастотных динамиков на передней панели. Еще один недостаток в том, что центр звука находится, несмотря на наличие динамиков в дверях, позади передних сидений. В заключение отметим, что звучание системы общей стоимостью 1068 долларов (все работы по установке были проведены самим владельцем) весьма неплохое и заслуживает оценки "6" по десятибалльной шкале. К сожалению, ради упрощения монтажа передние динамики закреплены на обивке двери, из-за чего при высокой громкости последняя резонирует в диапазоне частот 100-120 Гц. Это не единственное резонансное явление в автомобиле; с частотой около 140 Гц колеблются внутреннее зеркало и обивка боковин кузова, с частотой 80 Гц - передняя панель. Да и кузов автомобиля не лишен недостатков по этой части; так, пайель двери начинает издавать звук на частоте 63 Гц. ' Если для устранения резонанса пластиковых панелей требуются относительно небольшие усилия, то, чтобы "успокоить" металл, надо "обрезать" низкие частоты на уровне 80 Гц или выше. Для этого потребуется разделительный фильтр, которы стоит немалых денег. Скорее всего, потрио^ется также разделительный фильтр и на настоту 4000 Гц, чтобы получить возможност разместить на передней панели высокочастотные динамики. Общая звуковая картина может быть "сдвинута" вперед с помощью цифрового звуковЬго процессора, но это еще не менее 400 "зеленьр^др^гой уровень затрат. Есть!ли более дешевый способ создать классный звук й "Ниве"? Да, если использовать вместо "Сони СШХ-11303" и "Сони XRU550RDS" соответственно "Кенвуд KDCС602" и "KRC-445L". Они обойдутся дешевле на 50 долларов, а замена двух пар динамиков в дверях одной, типа "Пионер TS-H1700" еще 70, причем последние снабжены встроенным разделительным фильтром и отдельными выскочастотными динамиками, которые можно разместить в передней панели. Все это в сочетании с более высокой мощностью встроенного усилителя позволит обойтись без дополнительного усилителя и практически бесполезного в "Ниве" эквалайзера и сэкономить еще 103 доллара.Таким образом, вся система станет дешевле на 223 доллара - неплохо! Конечно, это только один из вариантов. Для того, чтобы проанализировать разные и выбрать наилучший, придется затратить немало сил и времени. Если вы хотите получить лучшее как можно дешевле, купите каталоги различных фирм и внимательно их изучите. Сэкономите больше, чем потратите на информацию. А мы обещаем рассказать, как получить хороший звук с компакт-диска в машине всего за 500 долларов. Но в следующий раз. ЗА РУЛЕМ 3/95 27