Рис. 2. Колодка для прозвонки цепей приборов и контрольных ламп для моделей W124 на обратной стороне комбинации: 1 - масса W1; 2 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 3 - датчик уровня топлива; 4 - датчик резерва топлива; 5 - датчик давления масла; 6 - предохранитель № 5 (в блоке предохранителей); 7 - контрольная лампа дальнего света фар; 8 - клемма 15; 9 - контроль зарядки батареи (клемма 61); 10 - датчик износа тормозных колодок; 11 - датчик уровня тормозной жидкости; 12 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 13 - контрольная лампа приборов наружного освещения; 14 - то же, левого указателя поворота; 15 то же, правого указателя.ВАРИАНТОВ БЫЛО МНОГО...Серийный выпуск модернизированного (с увеличенным до 1,7 л рабочим объемом) двигателя "Москвич-412" (ЗР, 1994, № 10) и планы освоения других его модификаций в Уфе (ЗР, 1995, № 2) вызвали много вопросов читателей владельцев автомобилей с базовым мотором. Редакция обратилась к начальнику отдела исследований и доводки двигателей АЗЛК Ю. РОЖКОВУ с просьбой рассказать о путях модификации "москвичовского" мотора. При проектировании двигателя предусматривалась возможность сделать большим рабочий объем увеличением диаметра цилиндров и радиуса кривошипа коленчатого вала. Различные модификации с этими изменениями были изготовлены на АЗЛК в виде опытных партий и испытаны в период с 1968 по 1985 год. Самый простой способ получить рабочий объем 1,6 л (такие двигатели УЗАМ поставляет в Ижевск) - увеличить радиус кривошипа коленчатого вала с 35 мм до 37,5 мм. Ранее коленчатые валы этого размера делали в малых количествах из отобранных стандартных заготовок только по спецзаказу. Ныне они пошли в серию параллельно с прежними. Отличить новые можно по расположению отверстия на шатунных шейках - оно смещено от оси на 2,5 мм (рис. 1). Шатуны и поршневые пальцы в двигателе объемом 1,6 л оставались стандартными, а вот поршни изготавливали по измененному чертежу. Если есть желание увеличить рабочий объем своего двигателя М-412, можно использовать поршни от двигателя модели -331 с его поршневыми пальцами и стопорными кольцами. Днище поршня надо проточить: сначала уменьшить высоту верхней перемычки (огневого пояса) на 2,5 мм эквидистантно большей сфере днища (то есть равноудаленно от нее). Далее точат плоскость через нижнюю точку малой сферы параллельно оси поршневого пальца, как показано на рис. 2. Толщина днища в этом случае остается приемлемой - более 6 мм. Такие поршни используют с коленчатым валом RK = 37,5 мм. Из поршней -412 получить работоспособный вариант для двигателя 1,6 л очень сложно. Рабочего объема 1,6 л достигали и другим способом: сохраняли стандартный коленчатый вал и шатуны, но увеличивали диаметр гильз цилиндров с 82 до 85 мм. Такая модификация требовала изменений в расточке блока цилиндров под гильзыком причин. Если стрелка указателя дергается - виноват датчик давления, расположенный рядом с масляным фильтром. На более ранних моделях датчик механический; в этом случае колебания стрелки обычно вызваны неисправностью самого указателя. Приходится заменять левую часть комбинации приборов - это очень дорого. Контрольная лампа 5 "следит" за уровнем масла в картере двигателя. Если она замигала, немедленно остановитесь, проверьте уровень щупом, долейте масла, а при первой возможности выверните и осмотрите свечи. Бывает, они покрыты нагаром - значит, увеличен расход масла через маслосъемные колпачки, которые требуют замены. При условии, что вы использовали рекомендованные фирмой моторные масла, маловероятно, что "сели" кольца или чрезмерно изношены цилиндры. Ведь ресурс двигателей "МерседесБенц" переваливает за 300 тысяч километров. Контрольная лампа износа передних тормозных колодок 6 загорается, когда толщина накладок достигает 3,5 мм: пора заменять! Контрольная лампа 7 имеет такое же назначение, как в "жигулях": сигнализирует о затянутом "ручном" тормозе или о падении уровня жидкости в бачке главного цилиндра. О неисправности внешних приборов освещения сигнализирует контрольная лампа 8. Она непременно реагирует, если вместо перегоревшей установлена лампа другой мощности: все приборы функционируют исправно, а контрольная лампа не гаснет. Контрольная лампа 9с надписью ABS загорается, когда неисправна антиблокировочная система тормозов. При этом ехать и тормозить, конечно, можно, но водитель, привыкший к антиблокировочной системе, должен быть особенно осторожен на скользкой дороге, а также отказаться от торможения в повороте. Контрольная лампа "RS" (10) горит примерно 10 секунд после пуска двигателя. Указывает на исправность систем пассивной безопасности: надувных подушек (водителя и пассажира справа), а также устройства подтягивания ремней безопасности в момент удара. Здесь, видимо, к месту небольшое отступление. При кузовном ремонте машин, оснащенных данными системами (что легко определить по над54 ЗА РУЛЕМ 3/95Рис. 3. Разъем красного цвета разъединяют для отключения систем пассивной безопасности. писи на накладке рулевого колеса "SRSAirbag"), а также при демонтаже самого рулевого колеса необходимо отключить эту систему, иначе подушка может сработать ("выстрелить") самопроизвольно. Штекер красного цвета (рис.3) находится под ковриком в ногах переднего пассажира (справа). Прежде чем разъединить штекер, отключите "минус" батареи и выньте ключ зажигания. Лампа 11с индексом "ASD" (автоматическая блокировка дифференциала) загорается при выходе системы из строя. Установить причину неисправности и заменить дефектный элемент можно только на фирменной станции "Мерседес-Бенц". Аналогично ведет себя лампа 12 с индексом "ASR" (автоматическая противобуксовочная система): если она не горит все в порядке, система работает исправно. Эта система действует аналогично ABS, но не для торможения, а для разгона. Водитель просто "вдавливает в пол" педаль акселератора - и далее, как в сказке, автомобиль "сам" разгоняется на скользкой дороге без пробуксовки и заноса. О включении этих двух систем ("ASD" и "ASR") водителю сигнализирует желтый индикатор (с восклицательным знаком в треугольнике), расположенный на циферблате спидометра над окошечком одометра (на фото отсутствует). Все остальные приборы и контрольные лампы (их назначение и символы) аналогичны применяемым на отечественных машинах.