22
23
24
АМЫЕ РУЗОВИКИНа окраине Казани, неподалеку от дачного массива, вырос когда-то поселок самовольных застройщиков, получивший соответствующее название - Нахальный. Всем своим существом поселок опровергал постулаты тогдашнего общественного уклада. Но даже в Нахальном появление в частных руках фургона "Москвич-433", официально зарегистрированного ГАИ, четверть века назад стало сенсацией. Власти справедливо считали, что трансформация седана в неудобный узкий фургончик превращала транспортное средство в средство производства. А последнему никак не полагалось быть частной собственностью.(но все-таки для внутризаводскихнужд его делали). В общем, к началу перехода на рельсы рыночной экономики отечественная промышленность выпускала два серийных мини-грузовичка: пикап ИЖ-2715 и бортовой УАЗ-3303. Но вот десятилетие перестройки встречают и "Бизон", и "Бурлак", и еще целое стадо рабочих лошадок. На то - рынок. Возьмем, например, коммерсанта. Он стремится продать больше товара, для чего хочет купить или арендовать магазин в центре города. Но чем "цен- # ч трее" - тем дороже. Понятно, что каАл. ждый оплаченный квадратный метр 4гЧ \ он будет использовать под торговый зал, а хранить товар там, где это дешевле, и своевременно его подвозить. Но большой грузовик либо привезет слишком много груза, либо пойдет полупустым, что тоже невыгодно. Да ив центр города его попросту не пустят. Выходит, самая работа для мини-грузовичка! А еще - в сельском хозяйстве и бытовом обслуживании, торговле и мелком производстве. Резкий рост спроса и открывшаяся предприятиям свобода самим определять техническуюполитику привели к тому, что ижевский "каблучок", родившийся в инициативном порядке и составлявший прежде едва ли четверть в общем выпуске завода, стал для него основным. Более того , правительственная комиссия , рассматривавшая положение дел на "Ижмаше", указала, что его реконструкция оправдана, если предложенный спектр грузовых вариантов - пикап, фургон, прицеп-роспуск и т. д. составит не менее 80 процентов объема производства. Их "отец" - хэтчбек ИЖ-2126 - становится чуть ли не пасынком!Этот довод подкреплялся наивным расчетом, что плановая экономика учтет все потребности и не станет распылять бензин и рабочую силу по мелочам, а запустит по оптимальному маршруту тяжелый грузовик. Обернулось все иначе: почти исчез целый класс автомобилей - пикапов, легких грузовиков и фургонов. Между тем вСША на пикапы давно уже мода. И "Большая тройка " , и коллеги-конкуренты из Японии наперебой предлагают пресыщенному потребителю последние достижения пикапостроительной мысли. Это давно уже не уполовиненный седан с приделанным кузовком, а вполне самостоятельный типаж с устойчивым набором качеств (см. ЗР, 1994, № 11). Немало практичных машин делают в Европе. А мериканскиетрадиции вполне могли укорениться иу нас. В Нижнем Новгороде до войны было выпущено почти 42 тысячи легковых ГАЗ-А и пикапов ГАЗ-4 на их базе, причем последние составили больше четверти (10648). Выходит, мистер Форд принес Россию не только ряд моделей, но и их соотношение . Д елали пикап ГАЗ-415 на базе " Э мки " . Но прерванное войной производство больше не возобновлялось. Все, что появлялось подобного на шасси "Победы" и обеих 22 ЗА РУЛЕМ 3/95"волг", было кустарным и серийно на ГАЗе не выпускалось. " М осквичи " с АЗЛК имели в своих модельных рядах фургоны , родившиеся из универсалов, со всеми вытекающими отсюда неудобствами. ВАЗ был сориентирован на производство исключительно пассажирскихмашин . У " з апорожцев " сама компо ­ н овкаисключала появление пикапа1. Фургон ЗАЗ-11024 отличается от "Таврии" только задней дверью. 2. Пикап ЗАЗ-1302 - опытный образец с задней рессорной подвеской. 3. Грузо-пассажирский ИЖ-27156 на 6 человек (или 2 чел.+ 370 кг). 4. Пикап АЗЛК-23352. 5. 6. "Бизон" - машина рамная. Но это - перспектива. А модели, уже сегодня предлагаемые заводами России и ближнего зарубежья, собраны в таблице. Выбор, как видите, довольно широк, хотя базовых моделей куда меньше, а двигателей - и подавно. При всем различии конструкций для нас важно, что полная масса представленных автомобилей не превышает 3,5 тонны, а значит, достаточно иметь "права" самой распространенной категории "В". Попытаемся дать краткие характеристики представленным моделям. Пикап ИЖ-27151-01 теперь конкурирует с другими, более современными моделями такой же грузоподъемности (500 кг) - АЗЛК-2335, "Бизон"! Его преимущества перед ними - компактность, простота, лучшая ремонтопригодность; есть серийная модификация под бензин А-76 и конструкция превосходно изучена несколькими поколениями водителей. Сказанное относится ик фургону ИЖ-2715. Вдобавок последний пока единственная модель с закрытым металлическим кузовом на полтонны, выпускаемая серийно. (Надеемся, вскоре ей составят конкуренцию серийные или по крайней мере мелкосерийные "будки" из металла или пластика для пикапа АЗЛК.) Грузо-пассажирский ИЖ-27156 это остекленный фургон с продольными откидными сиденьями-лавками. Годится в качестве дешевого такси для небольших поездок, может подбросить на объект бригаду с негромоздким инструментом. О комфорте в неотапливаемом кузове говорить не приходится; в то же время застекленные окна ограничивают грузовые возможности. Одно слово - компромисс... Московский пикап АЗЛК-2335 (точнее, его модификации -23352 и -233522 с моторами УЗАМ) - наиболее современный. В его активе - хорошие скоростные и ездовые качества, больший комфорт для водителя и пассажира, просторная платформа и тент в стандартной комплектации. Особенно привлекателен вариант с мотором "1700".Обозрение ЗРОднако достоинства машины во многом обесцениваются плохим качеством сборки и низкой надежностью отдельных агрегатов (в том числе сцепления, нередко испытывающего здесь повышенные нагрузки). Между тем запчасти для трансмиссии и подвески заметно дороже, чем к ИЖу. "Бизон" из Тольятти, несомненно, стал привлекательнее с более "тяговитым" и мощным двигателем "1700", особенно с учетом таких исходных качеств, как полный привод и - внимание! - несущая рама (у ИЖа и АЗЛК несущие кузова). Рост популярности этой машины сдерживают скромные масштабы выпуска и высокая цена. Да и топлива относительно тяжелая полноприводная машина расходует побольше. Следующую подгруппу - микрогрузовики грузоподъемностью до 800 кг открывает опытный образец пикапа "Бурлак" ГАЗ-2302 на базе серийной "Волги". В ее конструкцию внесены существенные изменения: база увеличена на 300 мм, под платформой - несущая рама, стыкуемая с лонжеронами передней и средней частей. Общеизвестные недостатки легковой модели, очевидно, будут менее существенны для грузового варианта, а общая устарелость и внушительный "производственный стаж" обернутся положительными сторонами: машина всем знакома, широко распространена, а запчасти к ней доступны. Надеемся, что начало серийного выпуска не заставит себя ждать. Грузовики УАЗ-3303 (бортовой) и -3741 (фургон) не нуждаются в представлении, поскольку давно и хорошо известны. Не так давно фирма "Псковавто" освоила на их базе варианты с удлиненной (пятиместной) кабиной: "Шермер-1" с цельнометаллическим кузовом (пикап) "производное" от фургона, а "Фермер-2" - грузовичок с укороченной бортовой платформой. Они особенно удобны, ко7, 8. Грузо-пассажирский "Бурлак" ГАЗ-2304 (опытный образец).гда вместе с грузом необходимо доставить несколько человек, например ремонтную или строительную бригаду. Правда, изготовляют их мелкосерийно. Полноприводные машины с крепкой ходовой частью, УАЗы и "фермеры" лучше других приспособлены к плохим дорожным условиям. А вот грузовики РАФ (кстати, рамные, как и ульяновские) - скорее городские машины. Завод в Латвии делает нынче обычный бортовой грузовик -33111, "двухкабинный" вариант -3311, а также изотермический фургон -2920, причем за дополнительную плату ставит импортный дизель. Однако в России эти машины - редкость. Что касается фургона ЕрАЗ-762В (нащh'ij •fi'л''::' flPi; • '4.1. J 3-.. • •' jыо•*е&\Г19. Ширма ЛЛД строит на заказ удлиненные (на фото) и обычные пикапы.10. УАЗ-33035 с металлической платформой (опытный образец). 11. РАШ-33111 грузовик с двухместной кабиной (-3311-е пятиместной).12. "Газель" ГАЗ3302 - первая в семействе новых полуторок.базе агрегатов "Волги" и кузова всеми забытого микроавтобуса РАФ-977ДМ), то в независимой Армении его прозводство сошло на нет, но какое-то количество машин все-таки эксплуатируется, поэтому мы включили в таблицу и эту модель. У нее грузовой отсек довольно внушительных размеров - объемом около 7м3 . К онструкцияполуторки "Газель" ГАЗ-3302 бесхитростна ив то же время перспективна, особенно если базовый двигатель " В олги " у дастся заменить (или хотя бы дополнить) другим, более экономичным и долговечным. К сожалению, в освоении своей полуторки сильно отстал отнижегород ­ цев Брянский автозавод (базовая мо ­ дель - ф ургон БАЗ-3778). Н апомним : выпускать ее сначала планировали в Кировабаде (ныне Гянджа), затем "озад ачили " э тим БАЗ, специализировавшийся на ракетовозах. Спустя 15 летпосле " и сторических " р ешений XXVI съезда КПСС, в которых упомянута полуторка, изготовлены лишь опытнопромышленные партии. Поэтому модель в таблице отсутствует. Пикап ЗАЗ-110550, освоенный в Запорожье, вряд ли сыграет на рынке заметную роль - слишком много экономических и производственных проблем осложняет его выпуск. Но где-то (конечно, прежде всего "дома", на Украине) и он станет подспорьем. У этого пикапа (в отличие от АЗЛК-2335) сохранена конструкция задней подвески базовой "Таврии", хотя разработаны также варианты с рессорной подвеской (см. фото). Заметим, что в благополучной Европе фургоны такого класса ("СЕАТ-Терра", "РеноЭкспресс") имеют неплохой сбыт. Но ЗАЗ-110550 - не самый маленький из пикапов: есть опытные образцы даже на базе " О ки " ! Х орошо , что наКамАЗе серьезно относятся к этому автомобилю, но " О ка - п икап " - все-таки скорее курьез, нежели коммерческий транспорт. В нашем обзоре (и таблице) мы не коснулись расхода топлива, поскольку для разных моделей контрольные цифры определены по различным методикам. Строго говоря, ни одну из этих маш ин не назовешь экономичной , а реальное потребление бензина сильно зависит от конкретных условий. Не станем гадать, чей грузовик окаж ется более жизнеспособным . Наверное, " О ка " останется курьезом, " И жмаш " и АЗЛК вступят в серьезную конкуренцию, кто-то удовлетворится "Таврией", а кому-то и "Бурлак" окажется слабоват. Главное - появилась реальная возможность выбора. А. С ОЛОПОВ , В. АРКУШАТехнические характеристики пикапов, легких грузовиков и фургоновсЭ JS" Параметр ооСО5§к: *? Е Лмт ^ см S -1-ем оСМ СО5?со= О СО СО—>. 1 -со со см см ^ су^ СОСО СО&СОв ^в gЮ г<СО•ч со*ш & * 1 mс Е 9= < S. УАЗ-3741 П(БП) 500см re К Iсосо •—со TZСО СМо см<^АЗЛК-21412 500 1000 72/53; 85/63 140 60 2700 12 4590 1740 1455(1905)8л ~L2 >.< со УАЗ-31512 П 400(600)^3^а[Д2 «о со <t. .лРАФ-2203 БП 750(860) 1740(1700) 100/745 100 55 2620 12 5342 2000 2070(1970) 2400 s 2300(3290) 1860 400 1000 6(8,5) НРП/ЗР 185/82R15 3< о.РАФ-2203фсм _ = О 'Z—. А СО т - с со см £1шсм соЗя!*L~ =<шо.Базовая модель : Тип кузова 2 | Грузоподъемность, кг * Снаряженная масса, кг Мощность, л. сУкВт Максимальная скорость, км/ч ; Запас топлива, 7 л База, мм Диаметр разворота, м | Габарит, мм: длина ширина • высота Внутренние размеры кузова, мм: длина ширина высота борта или кузова Погрузочная высота, мм Полезный объем кузова, м 3 Тип подвески, передняя/задняя3 Размер шин Компоновка 10ЗАЗ-1105 П 260 790 51/38 134 39 2320 10,6 3895 1564 1450(1740)8ИЖ-412ИЭ П(Ф, ГП) 450 (500,370) 3 965(1015,1095) 72/534 125 46 2400 11,4 4130 1590 1500(1825)8пВАЗ-2121 БП 500 1220 73/54: 80/58 110 45 (55 или 75) 28004570 2000 1640(-)БП(Ф) 800 1650/1700 90/66 110 56 (56+30) 2380 13.6 4460(4440) 2044(1940) 2070(2100)90/66110 56 2380 13,6 4440(4460) 1940(2044) 2100(2070)90/66120 78 2380(3030)ГАЗ-31029 П(Ф) 700(600) 1480(1650) 100/74 135(130) 60 3100 13 5154 1800 1480, 2060 е (2000) 2160 1600 345(1250) 720 4,15(4,1) НРП/ЗР 205/70R14 3БП 1500 1850 100/74 (110/81 ) 6 110 60 или 2x60 2900 11 5470 2095 2120ГАЗ-24 Ф 1150 1475 82/61 110 55 2700 13,4 4900 1815 2110800 1960 100/74 100 55 2620 12 5145 1940 25804220(5170) 1860-(1700)1280 1300(860) 400 600 1,9 НМФ/ЗРП 155/70R13 П1600 1440(940) 390(1160) 565 (-2,6) НРП/ЗР 6.40-13 или 175/80R13 33ч1870 1450(1130) 500 555 3,5 НМФ/ЗР 165/80R14 П2000 1640 350 865 или 705 НРП/ЗР 6,95-16 или 175/80R16 ПП-2600(2733) 1870(1818) 420(1315) 1040(720) 6,5 3P/3P 8,40-15 ПП72000(1950) 1818(1870) 420 1040 ЗР/ЗР 8,40-15 ПП-ЗР/ЗР8,40-15 ПП3070 1760 1670 720 10 НРП/ЗР 185/82R15 33060 2095 400 1000 ЗР/ЗР 175R16 33300 1640 1400 650 НРП/ЗР 7,00-15 3--2 3is6Спускается также фургон ГАЗ-33022 (объем кузова 11м ). П - пикап; Ф - фургон; БП - бортовая платформа; ГП - грузо-пассажирский. При установке шин 175/80R13 грузоподъемность увеличивается на 50 кг. Модификация мощностью 67 л. с/49 кВт для бензина А-76. По заказу поставляется с дизельным двигателем. Предусмотрены двигатели в 90 и 100 л. с. соответственно для бензина А-76.\*31Для моделей ЗАЗ. ИЖ, АЗЛК, ВАЗ, ГАЗ - бензин АИ-92, для остальных - А-76 (см. также примечания 4и 6). По тенту кузова. НМФ - независимая, типа "Мак-Ферсон"; НРП - независимая, рычажно-пружинная; ЗРП - зависимая рычажно-пружинная; ЗР - зависимая рессорная. 10 П - переднеприводная; 3 - заднеприводная; ПП - полноприводная. Прочерк означает отсутствие данных.8 924ЗА РУЛЕМ 3/95