НА СТЫКЕ ТРЕХ СТРАНГраницу Украины и Белоруссии я впервые пересек на мотоцикле в середине шестидесятых. Помнится, был разочарован отсутствием пограничных атрибутов и вообще обыденностью момента. Лишь два придорожных щита напоминали о том, что въезжаешь в другую республику. "Вас приветствует трижды орденоносная цветущая Украина!" И - белорусский прощальный: "Бывайте здоровы, живите богато"... Ныне из Гомеля в Чернигов не промчишься как прежде, за часок с небольшим. А уж из Чернигова в Гомель - и подавно. Очереди! На север едут с грузом (главным образом, дарами садов и огородов), возвращаются же больше налегке. Поэтому при выезде с территории Украины таможенные процедуры длятся намного дольше, чем при въезде. Дальнобойщики ждут перед КПП Новые Ярыловичи в среднем два-три часа, водители легковых - примерно час. И это еще по-божески. Говорят, из Сумской области в Курскую не всегда попадешь и за сутки. Таможенники хмуры и неразговорчивы. Возможно, от усталости. Но, по-видимому, мрачная мина - это еще и дополнение к форменной одежде, иначе контрабандисты не будут испытывать душевный трепет. А объявить контрабандистом можно чуть ли не каждого. Обнаружили кило сахара - контрабанда, ведь в "пути следования" столько не съешь. Пищевые продукты можно провозить лишь в количестве, достаточном для поддержания сил в дороге. В разговоре со мной начальник таможенного поста был предельно краток. Но все же назвал типичную ошибку перевозчиков, направляющихся с грузом на Украину: - В сопроводительных документах нет полного юридического адреса фирмы-получателя. Не пропускаю без официального подтверждения, что эта фирма действительно существует. Едущим на Украину через Черниговскую область стоит знать заранее: на границе им придется уплатить местный сбор. С легковой машины берут 10 долларов, с микроавтобуса 20, с автобуса - 40, с грузовика - 40 или 50 в зависимости от грузоподъемности. По сути это смахивает на рэкет, но по форме все законно: сбор введен решением облсовета "для ремонта дорог". За такие деньги, право же, и осевую можно позолотить. Впрочем, здесь еще умеренные аппетиты, на автопереходе Берегово в Заской области Городня и далее к автопереходу Сеньковка. Это место уникально: здесь сошлись, как писали прежде, в братском объятии Украина, Россия и Белоруссия. В честь чего на стыке их территорий насыпан Курган дружбы и возведен обелиск. Живописное шоссе, ведущее к границе, пустынно и вселяет уверенность, что автомобильный переход свободен. Но не тут-то было: к нему вытянулась длинная двойная очередь грузовых и легковых. Дальнобойщик, перед которым вотвот откроют шлагбаум, отстоял четыре часа. На посту дорожной милиции мне показывают журнал регистрации: за сутки через границу на север, в направлении Брянска, проехало более 200 машин. Это по здешним меркам много, обычный показатель - 150. Но четверг - тяжелый день: люди хотят успеть к субботе на российские, главным образом московские, рынки, чтобы продать за выходные свой товар. Он ведь скоропортящийся - овощи, фрукты. Витамины российским братьям и сестрам везут не только с Украины - в очереди много машин с молдавскими номерами. Шлагбаум автоперехода Сеньковка поставлен при выезде из леса, так что летом часы ожидания можно скоротать в тени деревьев. Есть кафе, киоск "Обмен валют". Водители и пассажиры в нормальном настроении. Тоска и отчаяние на их лицах появятся перед российской таможней, где_нет защиты от зноя и вообще никаких удобств, а главное, могут держать в очереди сутками. Основание: для сельхозпродуктов, ввозимых в количестве свыше 500 кг на человека, необходим сертификат соответствия. Это разумное требование на практике оборачивается издевательством над людьми. Разговорился на российском автопереходе Ново-Юрковичи с шоферами из Тирасполя, спасающимися от палящего солнца на промасленном матраце в тени своей "фуры". - Едем кормить Москву виноградом. Но молдавский сертификат здесь не проходит. Ладно, посадите возле таможни лаборанта, берите деньги, делайте анализы и выдавайте российский. Так нет, гонят с образцами в Новозыбков за 75 км отсюда. И потом за сертификатом - в Клинцы, это еще километров сорок. Добирайся чем хочешь и как хочешь. Просишь, умоляешь - еще и платишь за сертификат и за дорогу. А фрукты портятся. А их хозяева за нами, в автобусе, мучаются. - Короче, бардак, - подводит черту напарник. Л. САПОЖНИКОВкарпатской области взимают покруче. Кошелек моего знакомого, купившего в Венгрии легковой автомобиль, облегчили на 30 долларов, а с его коллеги, гнавшего следом микроавтобус, взяли 50, выдав взамен квитанцию с печатью... райсовета. Переезжаю с украинской стороны к северным соседям. На КПП Новая Гута белорусский таможенник воспользовался случаем отвести душу. "Многие таможенные ограничения в наших странах, -говорит он в сердцах, - направлены против простого трудяги и выгодны мафии. Последняя возит через границу все, что хочет. Не может через КПП - найдет объезд..." В селах на границе Украины с Белоруссией и Россией появилась новая массовая профессия... проводник. С железной дорогой она не связана, речь идет о местных жителях, проводящих грузовики через границу объездными путями. Сложились неписаные тарифы: за КамАЗ с подсолнечным маслом, сахаром или мукой проводнику дают до 300 долларов. Если на борту медь, платят значительно дороже - до 1000. До легковых машин с прицелами проводники не опускаются: что с них возьмешь, двадцатку? За эти деньги вам могут сообщить лишь оперативные данные: есть на объезде милицейская засада или нет. Так что легковая контрабандная мелюзга едет в основном самостоятельно. Ох, пора бы заклеймить позором преступных проводников, но, к моему ужасу и стыду, перо не поднимается. Представляю себя жителем безвестного села, где колхоз не платит даже прежних копеек и нет постоянной работы, кроме пьянства. А тут - та-акие деньжищи! И вдобавок чувствуешь себя специалистом. Нужным человеком. С трассы бывшего союзного значения Санкт-Петербург-Киев-Одесса сворачиваю на второстепенную дорогу, к райцентру Чернигов50ЗА РУЛЕМ 10/95