30
31
32
33
Рекламное объявление "Предлагаем тюнинг автомобилей марки..." уже не редкость на страницах отечественных автомобильных изданий. Даже тому, кто слышит это слово впервые, нетрудно догадаться, что речь о каком-то улучшении автомобиля. Знакомый с английским или обладатель импортного радиоприемника вспомнит другое значение: tuning - настройка. В общем, тюнинг - это настройка автомобиля по желанию его владельца. В публикации о новинках Московского автосалона (ЗР, 1995, № 8) мы вскользь коснулись этой темы применительно к отечественным маши нам. Сегодня расскажем, что представляет собой тюнинг в Германии, где он наиболее развит по срав-тивление впуска и выпуска; в-третьих, переделывают сам двигатель (увеличивают рабочий объем и степень сжатия, изменяют форму и размеры камеры сгорания, клапанов, распределительного вала и т. д.). Реже устанавливают турбонаддув или механический нагнетатель. Если требуется, изменяют передаточные числа главной передачи и коробки передач. Улучшить устойчивость и управля-амортизаторы, мощные стабилизаторы поперечной устойчивости. Увеличивают жесткость кузова, вводя дополнительные элементы, например стяжки между опорами амортизационных стоек. Той же цели должны служить спойлеры и антикрылья, однако часто они лишь придают машине более "спортивный" вид, поскольку серьезные аэродинамические исследования по карману немногим фирмам. Что касается внешности, тут каждый старается как может: главное оригинальный и "фирменный" вид. В числе обязательных элементов - увеличенный передний спойлер в виде накладки - "губы" на стандартный бампер - это наиболее дешевый вариант. Или полностью новый бампер снению с другими европейскими странами. Комплекс переделок машины, называемый тюнингом, призван удовлетворить пожелания тех владельцев, которые хотят видеть свою машину более быстроходной, динамичной, устойчивой ик тому же отличающейся внешне от сошедших с заводского конвейера. Как реализуются эти намерения? Для начала разберемся, что представляет собой "полный" тюнинг. Чтобы улучшить динамику разгона, начинают с увеличения мощности двигателя. Достигают этого несколькими путями: во-первых, перепрограммируют управление впрыском топлива и зажиганием; во-вторых, снижают сопро30 ЗА РУЛЕМ 10/95Известная своим "экстремизмом" фирма МАЕ сделала из "Мерседеса-SOOSL" вариант "Мах-1". Расширили кузов на 100 мм, опустили переднюю часть на 50 и заднюю - на 40 мм. В расширенных нишах - "вывернутые" колеса: 245/40ZR18 спереди и 285/35ZR18 сзади на дисках шириной 10,5 и 12 дюймов (266 и 304 мм) - больше, чем ширина шины! Повышение мощности на 15 л. с. и соответствующий ей, но допустимый по нормам звук выхлопа обеспечивает выпускная система из нержавеющих стальных труб диаметром 100 мм. Стоимость частей и работы - 32 000 марок.емость можно, "обув" автомобиль в низкопрофильные шины на колесах из легких сплавов увеличенной ширины. Изменяют и параметры подвески. Для этого устанавливают более короткие и жесткие пружины, газонаполненныевстроенными в него фарами и воздухозаборниками для охлаждения тормозных дисков. Прибавьте к этому накладные пороги, помогающие скрыть выступающую часть широких колес и зрительно удлиняющие машину; зад- ний бампер с диффузором, как на спортивных прототипах, спойлер или антикрыло на крыше или крышке багажника - есть простор для фантазии. Популярны маленькие, обтекаемой формы наружные зеркала и, конечно, огромные из полированной "нержавейки" выпускные трубы - прямые или загнутые вверх, как на автомобилях' чемпионата ДТМ. А еще измененные световые приборы, облицовки радиаторов - словом, все, что может сделать автомобиль красивым и непохожим на серийные. Нелепые продольные гребни на капоте и крышке багажника, популярные в ранние 80-е, кажется, навсегда канули в прошлое. Сегодня в моде естественные линии автомобиля, лишь подчеркнутые внешне эффектными и аэродинамически эффективными накладками. Мода едва ли не полностью опре-Обозрение ЗРделяет облик тюнинговых машин. Автомобиль начинается с колес, которые в последнее время заметно прибавили в диаметре. Тюнинговые фирмы предлагают колесные диски с диаметром на 1-3 дюйма больше серийных, с шинами, профиль которых35-45%.рни выглядят тонкой черной окантовкой на огромном диске колеса. Увеличивают и ширину обода: до 8 дюймов (шины до 245 мм) обычно используют цельные колеса, свыше 10 (шины шире 255 мм) составные из трех частей, соединенных болтами или заклепками. Упрятать такие колесищи в стандартные ниши непросто, особенно если у подвески короткие пружины и кузов опущен на 30-50 мм. Порой конструкторы прилагают немалые усилия, чтобы "воткнуть" колесо десятком миллиметров шире, чем у конкурента, или диск Такая переделка кузова запросто тянет на 10 000 марок и выше (за эти деньги в Германии можно купить новые "Жигули"). В подобных упражнениях с шинами и подвеской недолго наломать дров, превратив автомобиль в трудноуправляемый, а то и вовсе неустойчивый на дороге. Однако эти фокусы делают профессионалы. Большинство тюнинговых фирм основано на базе спортивных команд, занимающихся подготовкой автомобилей к кольцевым гонкам, или имеет в своем составе опытных гонщиков в качестве консультантов и механиков. Какие автомобили больше всего любят "настраивать", то есть доводить в Германии? Ответить непросто. Если десять лет назад специалисты по тюнингу работали в основном с"мерседе-Колеса - один из главных элементов тюнинга. У каждой фирмы свой собственный дизайн, даже если мода диктует общие направленияСлева направо: "Отингер", "Карлссон", "Штайнмец", "Шнитцер" (составные элементы последнего соединены титановыми болтами).С "Карлссоном" даже маленький "Мерседес-C" способен на многое. Шестицилиндровый двигатель объемом 3608 см 3 на базе стандартного блока (2,8 л) мощностью 336 л. с/247 кВт с максимальным крутящим моментом 400 Н-м при 4750 об/мин разгоняет его до 275 км/ч, причем до первой "сотни" - за 5,8 с. Пятнадцатиспицевые колеса из магниевого сплава (8Jx18) весят всего по 8,3 кг и несут шины "Данлоп SP 8000" размером 235/40ZR18 спереди и 265/35ZR18 сзади. Дорожный просвет уменьшен на 40 мм. Цена автомобиля - 1 17 000 марок.на один дюйм больше. Изменяют и углы установки колес, выворачивают боковины покрышки, обращая к дороге даже боковую часть протектора, а когда и этого не хватает, ставят новые, расширенные крылья. Дело доходит до того, что для седанов изготовляют новые задние двери, чтобы раздутые задние крылья не портили внешний вид.сами", БМВ и "Опелем-Манта", то сегодня - с любыми автомобилями: от маленького "Опеля-Корса до представительного "Мерседеса-S". Однако наиболее любимы БМВ 3-й серии и "мерседеОказывается, находятся желающие сделать быстроходнее даже "Ламборгини-Дьябло". Им "Кёниг" предлагает мотор в 1000 л. с/763 кВт, с которым автомобиль способен развить более 350 км/ч.ЗА РУЛЕМ 10/9531 сы-SL". Каковы основные требования к таким автомобилям? Машина должна выпускаться немалым "тиражом", быть популярной у покупателей с достатком и иметь хороший запас прочности, позволяющий серьезные переделки с заметным улучшением скоростных и динамических качеств. Что делают с ходовой частью, мыпедалях и передняя панель из кевлара, а для "мазохистов" - жесткие спортивные сиденья с четырехточечными ремнями безопасности. Тюнинг не минует и аудиосистемы: в "настроенной" машине не место примитивной магнитоле с четырьмя динамиками - даешь комплекс за несколько тысяч марок, где динамиков минимумДаже скромный микроавтобус "Фольксваген" изнутри можно превратить в шикарный лимузин. Фирма "Техарт" согласна сделать это за 131 590 марок, что почти втрое дороже, чем сам автобус. За эти деньги заказчик получает два кондиционера, телевидеоаудиосистему для салона и отдельную аудиосистему для водителя, телефон, факс, компьютер, полную отделку салона кожей и ореховым деревом, большой холодильник, кофеварку, шкаф для документов и многое другое.десяток, а мощность усилителей измеряется сотнями ватт! Мы сознательно не включаем в понятие "тюнинг" изготовленные небольшими фирмами автомобили с удлиненной базой, шестидверные и бронированные модели, несерийные кабриолеты, универсалы, фургоны и катафалки - все, что связано с заменой силовых ' элементов кузова (об этом особый разговор). Однако есть еще вариант, о котором мы не упомянули: оснащение автомобиля не предназначенным для него двигателем. Обычно используют более мощный мотор той же фирмы от машины большего класса или спортивной модели. Одна из последних новинок, "Альпина-В8 4,6" - внешне БМВ 3-й серии с той лишь разницей, что в небольшой автомобиль "впихнули" восьмицилиндровый двигатель объемом 4,6 л, мощностью 333 л. с/245 кВт при 5700 об/мин. По сравнению с наиболее мощным серийным БМВ-МЗ "Альпина" всего на 16% мощнее, а вот крутящий момент больше на 47% - (470 Н-м при 3900 об/мин). Тем, кому это мало что говорит, более убедительным покажется другое - автомобиль шутя разгоняется на шестой передаче с 50 км/ч (800 об/мин коленвала) до максимальной скорости 278 км/ч. Расходует он в среднем 12,5 л/100 км бензина с октановым числом 98. Кроме "Альпины", подобными переделками занимаются и другие фирмы. Например, "Карлссон", специализирующийся на "мерседесах", предлагает для новогоКомплект "спортивных" пружин подвески для нового "Мерседеса-Е" фирмы "Айвах" (стоит 455 марок) опускает кузов на 40 мм, улучшает устойчивость, уменьшает крен на поворотах.уже знаем. Однако это далеко не все. Подчеркнуть индивидуальность автомобиля можно, предложив варианты внутренней отделки, которых нет у производителя, - кожаную обивку и деревянные панели в скромной малолитражке, яркие, необычные сочетания цветов и материалов в представительном седане. И конечно, маленький спортивный руль, обтянутый замшей, кожей или с ободом из полированного дерева. Не успели появиться в Европе подушки безопасности, как изготовители спортивных рулей уже предлагают свои варианты - вполне изящные, несмотря на раздутую ступицу. Многие заказчики хотят, чтобы их автомобиль выглядел изнутри как те, что участвуют в кольцевых гонках. Для них - металлические накладки на 32 ЗА РЛМ1 / 5 УЕ 09"Королевский" тюнинг делает фирма "Кёниг-Спешалс". После установки на двигатель 5MB-850CSi приводного компрессора он развивает мощность 510 л. с/375 кВт, а автомобиль - 310 км/ч. Расширенные крылья скрывают задние колеса размером 335/35ZR17 и передние 245/40ZR17 на 12- и 10-дюймовых дисках. Огромное антикрыло сзади - "дежурное блюдо" этой фирмы, так же как и четыре орудийного диаметра выхлопные трубы.^^щ|______ ЯНК?_г _- -ШШшжЗР_____И_">____К_|з9Н||И_^9_____________л|И Щ ^:™'•'О!! Щ*****чЖ1^. -Обозрение ЗРпляров, BMB-325tds с шестицилиндровым 2,5-литровым дизелем развивает 214 км/ч и набирает 100 км/ч с места за 10,4 с при среднем расходе топлива менее 7 литров на "сотню". После того, как фирма "Висманн" перекалибровывает топливный насос и устанавливаетЕ-класс от "Карлссона" - модель С62.19-дюймовые колесные диски и мощность 425 л. с/313 кВт без надэто похлеще, чем иные "феррари", да к тому же комфортабельный салон."Опель-Корса-1,5Т0" после доводки фирмой "Штайнмец" стал ниже на 35 мм, оборудован аэродинамическими накладками и колесами с шинами 205/45R15. Дизельный автомобиль может развивать до 181 км/ч и разогнаться до 100 за 10,8 с. Благодаря новой выпускной системе и интеркулеру мощность двигателя возросла с 67 л. с/49 кВт до 90 л. с./66 кВт.__ЯВ___Н_Н_"Шнитцер-ЭЗ-спорт CS" - творение мастеров из Ахена на базе "БМВ-МЗ-кабрио" - способен развить 272 км/ч и достичь с места 100 км/ч за 5,9 с. Двигатель БМВ форсирован до 320 л. с/235 кВт. Колеса размером 245/40ZR17 спереди и 275/35ZR17 сзади на дисках 9- и 10-дюймовой ширины. Кузов опущен на 25 мм, а специальная подвеска, разработанная фирмой для гоночных машин, позволяет регулировать дорожный просвет и жесткость стабилизаторов. Укороченный рычаг переключения передач - с уменьшенным ходом. Тормозные диски - перфорированные. В машине, которая стоит 115 848 марок, отделка салона может быть как из орехового дерева, так и из кевлара. Те, у кого еще есть возможности, могут заменить крылья, капот и крышку багажника на аналогичные из сверхлегкого, тоже кевларового пластика.Е-класса "скромную восьмерку" объемом 6207 см 3 мощностью 425 л. с/313 кВт при 5600 об/мин с умопомрачительным крутящим моментом в 660 Н-м при 3700 об/мин - это больше, чем у восьмилитрового двигателя американского спортивного "Доджа-Вайпер". О динамических качествах фирма умалчивает, так как ни один такой автомобиль пока не изготовлен, но надеется на заказы. А чтобы убедить покупателей, что подобный болид не только разгоняется, но и тормозит, спереди будут монтировать вентилируемые тормозные диски диаметром 355 мм и суппорты с шестью тормозными цилиндрами в каждом, которые едва помещаются в 19-дюймовых колесах с шинами 245/35R19. Еще один вид тюнинга родился совсем недавно и получил название "чип-тюнинг" (игра английских слов cheap-chip - "дешевый" - "микросхема"). Это самый доступный сегодня для покупателя способ настройки, при котором стандартную микросхему в управлении двигателем заменяют новой. Она содержит программу, извлекающую наибольшую мощность(в ущерб экономии топлива). Подобные микросхемы стоят от нескольких десятков до сотен марок и куда дешевле замены распределительного вала и клапанного механизма. Главное, работы по установке на несколько минут: вытащил стандартную вставил новую. Если не понравилось или кошелек страдает от перерасхода бензина - мигом вернете все на место. Эффект - прибавка 6-10% мощности и крутящего момента плюс 10-15% к расходу бензина. Особенно эффективен этот прием на двигателях с наддувом, где электроника позволяет кратковременно повысить максимальное давление. Тут рост мощности достигает 40% (!), и все только из-за маленькой микросхемы. Единственное "но" - замена лишает заводской гарантии на двигатель, а гарантия тюнинговой фирмы обычно не больше года. Популярным объектом настройки стали ныне дизельные автомобили. Двигатели с турбонаддувом и охлаждением воздуха обеспечивают вполне убедительные скоростные показатели. Один из наиболее быстроходных экзем-новую микросхему управления впрыском и наддувом, максимальная мощность возрастает со 143 до 170 л. с. (со 105 до 125 кВт), а крутящий момент - с 260 до 330 (!) Н-м. Результат налицо: 100 км/ч за 8,1 с, да еще прибавка 4 км/ч максимальной скорости, а разгон на высшей передаче в диапазоне 80-120 км/ч такой же, как у 286-сильного БМВ-МЗ. При том расход топлива практически не увеличился (+0,1 л), а стоимость переделки всего 1680 марок. Это далеко не единственный, но один из наиболее удачных примеров тюнинга дизельного автомобиля. В заключение о ценах. Все, что касается тюнинга, стоит дорого либо очень дорого. Это понятно - работы выполняет высококвалифицированный персонал, детали изготовляют малыми сериями или поштучно, а оборудование высокоточное и дорогостоящее. Заказчик же получает автомобиль в соответствии со своими запросами, вдобавок очень вероятно, что второго такого никогда не сделают. А за исключительность надо платить. А. ФОМИНЗА РУЛЕМ 10/9533