КЛУБМАСЛЯНЫЙВопрос, допустимо ли смешивать разные масла, часто возникал в эпоху дефицита. Ныне проблема иная - масел много, да еще разных марок. Можно ли, скажем, доливать продукт той же группы, что в картере, но иной фирмы? А смешивать "полусинтетику" с "синтетикой"? Масла для бензиновых и дизельных двигателей? На эти вопросы отвечает специалист НАМИХИМ А. ПЕРВУШИН. Итак, можно ли готовить масляный коктейль для современных двигателей? Отвечу сразу: в обычных обстоятельствах масла смешивать нельзя. Эффективность работы масла в моторе зависит не только от состава и качества компонентов, но ив значительной степени от их сбалансированности, то есть взаимного действия присадок. Отмечу, что основные затраты средств при "конструировании" масел связаны именно с созданием сбалансированной композиции, которая должна стабильно служить в двигателе весь период между сменами масла. У каждого "масляного конструктора" своя идеология в создании того или иного состава Поэтому смешение масел даже одного производителя (фирмы), но разных групп непременно разбалансирует композицию, а следовательно, снизит ее эффективность. Иными словами, если в "очень хорошее" масло долить "превосходное", то получится очень 70 ЗА РУЛЕМ 175 09средний продукт, а то и вовсе не годный. Это в полной мере относится ик маслам отечественных производителей. Каждый из них теперь работает по своей программе (а не по единой, как раньше), создавая отличные одна от другой системы, используя добавки разных фирм - кто "Шеврон", кто "Шелл-Эдетив", а кто, как и прежде ."Лубризол". Покупая масло для замены, предусмотрите запас на долив. И расход на угар прикиньте заранее, по опыту эксплуатации автомобиля или по техническим нормам расхода масла (они есть в руководствах и кратком автомобильном справочнике НИИАТа). Так вы избежите хлопот с поиском нужной марки масла и не придется добавлять другое - не то, что плещется в поддоне. Но порой возникают критические ситуации, когда необходимо долить масло хоть какое-нибудь, иногда довольно много. Качество при этом имеет второстепенное значение, важно количество. Если есть возможность долить другое масло того же производителя (фирмы), чей продукт в картере, то так и следует поступить. Но как только представится возможность, слейте получившуюся смесь и заправьтесь маслом, рекомендованным для вашего двигателя. Если пришлось доливать масло заведомо низкого или неопределенного качества, а пробег после этого был две и более тысячи километров (или напряженный), то перед сме• ной масла хорошо промойте двигатель специальным промывочным маслом. Имейте в виду: срок службы масла, залитого после такого происшествия, должен быть на 10-20% меньше, чем обычно. Схожая ситуация складывается, когда двигатель, работавший на традиционном минеральном масле, планируют заправить синтетическим. Смешивать разные по происхождению масла не следует даже в экстремальном случае: образование сгустков за короткое время гарантировано. Слить из двигателя все масло невозможно: остаток составляет 3-5% от общего объема. Но свести его к минимуму удается: поставьте автомобиль так, чтобы сливное отверстие было самой низкой точкой мотора, и сливайте до последней капли. После этого смело заливайте свежее масло. В этом случае неслившийся остаток не приведет к каким-либо отрицательным воздействиям. Если вы очень любите свой автомобиль, то перед заправкой "синтетики" промойте двигатель в течение трех-пяти минут тем маслом, которое будет заправлено. Его объем может быть минимальным, но достаточным, чтобы обеспечить давление в системе смазки. Правда, эта любовь обойдется в лишние 20 долларов. Совершенно недопустимо по собственному усмотрению комбинировать минеральные и синтетические масла для получения "максимального" технического уровня при "минимальных" затратах. Лучше воспользоваться частично синтетическими ("полусинтетическими") маслами заводского изготовления, где эта идея реализована на профессиональном уровне. Поверьте, производители смазочных материалов затрачивают немало сил и средств для разработки масел, гарантированно обеспечивающих работу машины согласно техническим требованиям изготовителя. Два слова о добавках к маслам, широко представленным ныне на рынке. Производители высококачественных масел не советуют их добавлять, какие бы блага мотору ни обещали. Почему - я уже сказал: даже небольшой объем добавки (100-200 мл) разбалансирует масло и ухудшит его характеристики.