ШИНА: "НЕ ХОЧУ НА СВАЛКУ"Знакомая, к сожалению, многим из нас ситуация: проколол на ходу заднее колесо, воздух постепенно вышел, а когда заметил, было уже поздно - покрышка оказалась "сжевана". Как догадаться о падении давления в шине, можно ли избежать ее повреждения? На эти вопросы отвечает инженер департамента развития АО "АвтоВАЗ" (бывший НТЦ ВАЗ) С. МОХНАТКИН. Движение на полуспущенных шинах ухудшает устойчивость и управляемость автомобиля. Шина легче деформируется, а колесо вместе с автомобилем смещается вбок (явление называется боковым уводом). Достаточно небольшой боковой силы (ветра, например) - и вот вам занос! На повороте "мягкая" шина способна деформироваться настолько, что обод колеса зацепится за дорожное покрытие - о последствиях можно только догадываться. При дожде сплющенная шина "всплывает" при меньшей скорости, чем нормально накачанная. Большее сопротивление качению такой шины увеличивает расход топлива. Сниженное давление сокращает ресурс (пробег) шины. Причина - в неблагоприятной форме пятна контакта: шина катится в основном на заплечиках протектора, вследствие чего там возникает повышенное удельное давление, а в результате - интенсивный износ крайних дорожек. Движение с высокой скоростью в этом случае может привести к разрушению каркаса по причине перегрева. Грустный итог — стертая резина и торчащие проволочки корда изнутри покрышки. Ее, изжеванную, приходится выбрасывать. Если давление в шине постоянно ниже нормального на 20%, ресурс шины сокращается на 15%, а если на 40 - то уже до 40%. Поэтому не стоит полагаться на внешний осмотр колес - лучше регулярно контролировать давление шинным манометром. Прибор не отличается высокой точностью (погрешность его, как правило, 0,05...0,1 кгс/см2), но в обычной эксплуатации это приемлемо. А как быть, если давление падает при движении автомобиля? Почувствовать теряющее воздух заднее колесо (особенно на переднеприводных автомобилях) может только внимательный и опытный водитель, причем по определенным признакам. Машина становится как бы тяжелее, утрачивая былую резвость, или начинает вибрировать в узкомдиапазоне скоростей, делает попытки сползти с шоссе. Своевременная остановка, проверка давления и подкачка могут спасти проколотую покрышку. Кстати, для колеса с заданным давлением 2,0 кгс/см2 предельно допустимым снижением считается 1,6 кгс/см2. Можно ли обезопасить себя от этихСистема контроля давления НПК "Поиск". В комплект входят блоки приемников-передатчиков (внизу справа), пять датчиков давления, блок световой сигнализации (слева), провода и элементы крепления (наверху). нежелательных явлений? Сразу обнаружить "травящее" воздух колесо поможет система автоматического контроля давления в шинах. В мировой практике такие системы серийно устанавливают на легковые автомобили спортивного типа (например, некоторые модели "Порше"), где высокие тягово-скоростные характеристики предъявляют с точки зрения безопасности повышенные требования к давлению воздуха в шинах. Подобные системы нашли распространение и на других зарубежных легковых автомобилях, их предлагают в качестве дополнительного оборудования (так же, как АБС, надувные подушки безопасности и другие). Но и мы не сидели сложа руки. За последние три года заявлено о восьми отечественных разработках систем контроля давления воздуха. Все они сходны по принципу действия, но различаются конструкторскими решениями. Не исключено, что скоро эти системы появятся в продаже, а в будущем ими станут комплектовать автомобили ВАЗ. Как устроена и работает подобная система? В основе ее - три элемента. Вопервых, это датчик давления, который устанавливают (вворачивают) в полку обода колеса, где необходимо предварительно просверлить отверстие и нарезать резьбу. Датчик может быть настроен на любое пороговое значение давления воздуха в шине (примерный диапазон - 1,2...2,0 кгс/см2). Конечно, он должен быть легким (не более 10 г), чтобы не вызывать дополнительного дисбаланса колеса.Второй элемент - блок приемникапередатчика - служит для дистанционной передачи информации с датчика давления. Его помещают в непосредственной близости от обода колеса, чтобы при вращении последнего он проходил от блока на расстоянии 5...10 мм. Обычное место крепления блока - защитный кожух тормозного диска или барабана, как показано на схеме. И наконец, в салоне автомобиля монтируют блок световой и звуковой сигнализации. Начнет падать давление в одном колесе - он резким звуком предупредит об этом водителя, а загоревшаяся красная лампочка на символически изображенном автомобиле укажет и поврежденную шину. Одну из систем автоматического контроля давления воздуха, разработанную саратовским НПК "Поиск", вы видите на фото. Пробный образец проходил испытания на автомобиле ВАЗ-2109 и за полтора года и 28 тысяч километров доказал свою надежность и четкость в работе. Система срабатывала несколько раз, в том числе: дважды при падении давления в шинах задних колес во время движения (причинаДатчик давления 1, ввернутый в обод 5 колеса, при вращении последнего передает сигнал на блок приемника-передатчика 2, который установлен на щите 3 тормозного барабана 4. Блок передает информацию сигнальному устройству на панели приборов. - прокол); при утечке воздуха через золотник переднего колеса; при снижении давления в переднем колесе из-за повреждения обода после удара о камень. Вряд ли еще нужны доказательства практической ценности таких разработок. Хотелось бы только, чтобы системы контроля давления воздуха поскорее получили распространение. Сколько это предотвратит аварий и сэкономит денег владельцам автомобилей! ЗАРУЛШ 1 / 5 71 09