82
83
способности - резко прибавить газ на повороте, войти в него с большим избытком скорости и т. п. Словом, проявить неосторожность. Как ездить - вам решать... Вспомните: много у вас знакомых, умеющих держать автомобиль в "управляемом заносе"? Вряд ли. Однако все ездят. И некоторые - очень лихо. Итак, новичка подводит неумелость, но он обычно достаточно осторожен. Через полгода осторожность исчезает, а подлинного мастерства еще нет... Живучи шоферские байки! Чего только у нас не болтают! Бывает и полезная информация, и крайне вредная, за которую когда-то сослали бы на необитаемые острова. Хотите пример? Кто-то (очевидно, отпетый оптимист) пустил по свету лозунг: "Безвыходных ситуаций не бывает!" К сожалению, в применении к автомобильной жизни этот тезис не выдерживает никакой критики. На узком шоссе водитель ВАЗ-2108, ехавший с высокой скоростью, столкнулся с выбежавшим из-за кустов лосем... Под колеса "Москвичу", мчавшемуся по мокрой и скользкой дороге, влетел упавший мотоциклист... В плотном потоке транспорта водитель "Волги" в последний миг увидел катящееся наперерез колесо, потерянное самосвалом... Примеры можно продолжать долго. Все их объединяет одна важная юридическая деталь: водители (часто ни в чем не виноватые) имели дело с "непреодолимой силой" кого-то (или чего-то) другого. Первый никак не мог повлиять на поведение животного, второй - мотоциклиста, третий - оторвавшегося у кого-то колеса. Вот они - безвыходные ситуации. Никто из нас от них не застрахован. Как бы строго ни соблюдали вы правила, может отыскаться кто-то (или что-то), в одно мгновение меняющий вашу биографию. Единственное, что повышает ваш шанс уцелеть, - разумный выбор скорости. (Из разговора с многоопытным водителем: "Вижу - трасса позволяет держать всесто,я еду - восемьдесят. Запас не повредит - мало ли что случается?") Итак, если в опасном месте дороги вас остановит автоинспектор за "превышение", подумайте, стоит ли обижаться. Что, если он прав по существу, а не из-за "Калашникова" на ремне? Несколько водительских заповедей Первая. Никогда не надейтесь на ум, совесть и иные благородные качества другого водителя. Куда безопасней предполагать: сейчас этот... выкинет какойнибудь фокус! Это, поверьте, ему не обидно! Он ведь, если не дурак, думает 6 вас то же самое. Отсюда множество мелких, но полез82 ЗА РЛМ1 / 5 УЕ 09ных правил. На перекрестке вам светит зеленый сигнал - не пролетайте с хода! Открыт железнодорожный переезд? А вы все же оглядитесь... Вторая заповедь. Вы часто будете встречаться на дороге с агрессивными личностями, норовящими навязать окружающим свои правила игры. Никогда не поддавайтесь. Но и сами никогда не навязывайте другим свою "философию". И то, и другое грозит большими неприятностями. ...Пересекая под острым углом мокрый от дождя железнодорожный путь, мотоциклист сбавил скорость, чем досадил ехавшему сзади водителю грузовика - окрестности огласил мощный сигнал. Парень на "двухколеске" смутился, прибавил газ - и упал. Кто тут неправ? Оба. Один наседал, другой поддался. Если вы едете на "пределе возможностей" (ваших!), лучше сразу пропускайте таких настырных вперед, сами же поезжайте, как вам безопасней. Не зря ведь существует еще одна святая заповедь - это "правило трех "Д" - "Дай дорогу дураку". Сейчас определилось несколько категорий тех, кто норовит ездить по своим "правилам". Взгляните, как ведут себя водители автобусов, особенно поближе к воротам родного автопарка. Не считаться с такими монстрами нельзя! А что выделывают на дорогах доблестные работники милиции - не тогда, когда едут по вызову, а торопясь за пивом! Но, разумеется, кого угодно переплюнут по этому показателю "сынки" на мощных иномарках - для них закона нет. При этом забывается, что оторванную голову никакие деньги не помогут привинтить обратно - будь ты "новый русский" или "не совсем русский". И снова - о дамах Насколько сильно или принципиально от нас, мужиков, отличаются водителиженщины, узнать мы можем только от них. Если согласятся рассказать... Остаются лишь наши догадки или что-то, прочитанное в книжках. Там, например, говорится, что мужчина по своему природному назначению первопроходец, экспериментатор. (Не потому ли мы так часто попадаем в скандальную хронику?) Назначение женщины - поддерживать в жизни все устойчивое, положительное, нормальной даме авантюры не нужны. Она рожает и вскармливает детей, поддерживает в доме тепло... Поэтому, когда вы видите, что дама впереди на минуту задумалась, к какому магазину повернуть, а "зеленый" давно горит, не беснуйтесь, не машите руками, простите ей эти несколько секунд задержки. Хватит и того, что горы металлолома вдоль дорог в основном производим мы - смелые и решительные мужики.щг.ПроколДЖИПЫ В КОМПЬЮТЕРЕС детства одержим страстью собирать всякую всячину об автомобилях, и вот в очередной раз стал жертвой рекламы. В одном из магазинов, торгующих программными продуктами для компьютеров, я увидел красивую коробочку, которая представлена на снимке. Рядом с ней - кусочек картона с ценой и аннотацией. Прочитав, что в коробочке на шести дискетах собрано много полезной информации о джипах и порадовавшись надписям по-русски, которые плотными рядами расположились на стенках, решил - надо брать. Перевел 25 "условных расчетных единиц" в рубли получилась изрядная сумма. И вот свершилось - 'винчестер' моего компьютера, потеснив надоевшего "Принца* и "Формулу Г, лишился еще десяти мегабайт свободного пространства. Последовавшее разочарование описать трудно, однако считаю своим долгом поделиться этим чувством с собратьями по автомобильному "плюшкинизму". Сначала возникли сложности с запуском. Остановить демонстрацию автомобилей на экране монитора тоже оказалось очень сложно: каждый раз программа прерывает поток картинок по своему усмотрению. Создается впечатление, что она обладает собственным, машинным интеллектом и пытается поставить вас на место. Однако эти мелочи, связанные с программированием, сравнительно легко поддаются исправлению. Больше всего, конечно, огорчило качество информации и предложенный способ ее получения. Вся текстовая информация дана по-английски, да еще в американской системе единиц: в футах, галлонах, унциях, не слишком понятных российскому человеку. Похвально желание авторов программного продукта расширить кругозор соотечественников, однако способ, который они выбрали, не очень удачен. Недоработана также система сравнения автомобилей: если на первой "странице* информационного блока еще понятно, о какой модификации идет речь, то при переходе на вторую и последующие теряется связь между конкретной моделью и ее размером, параметрами покрышек, объемом топливного бака и прочим. Наверное, можно использовать такую программу как "демонстрашку* в магазине по продаже автомобилей, где есть человек, который сделает все манипуляции и заодно переведет с английского. Для частной коллекции она малоинтересна из-за неоправданно большого объема и малой информативности: представлены только автомобили "Джил" фирмы "Крайслер* - всего четыре модели на десять мегабайт! Обещанная "мультимедиа" на поверку оказалась гомерическим хохотом, если попасть стрелкой-курсором мимо нарисованной "кнопки", и лихим мультиком, где приятная девушка бьется лицом в надувающуюся подушку безопасности и рассказывает о преимуществах АБС и полного привода. Эти картинки проскакивают так быстро, что сразу не успеваешь понять смысл происходящего. И в завершение - вполне серьезно хочется пожелать успехов той фирме, которая заполнит информационный вакуум, выпустив качественные компьютерные программы для автомобильных фанатов. И. ЛАГУТИН Фото А. Гроховского скую" Б-117А, причем некоторое снижение тока в первичной обмотке на эксплуатационных качествах прибора существенно не отразится. Система питания. С изменением расположения входного штуцера бензонасоса и применением фильтра тонкой очистки К сожалению, большое усилие на петоплива проблема пуска "москвичовского" дали выключения сцепления - слабое медвигателя после длительнойстоянкиотпасто "Москвича-21412". Чрезмерное усила. А применение карбюратора типа "Велие, вызванное обычно заеданием троса бер" или "Солекс" уже не позволяет говов оболочке, ускоряет разрушение места рить о чисто "москвичовских" недостатках упора троса на панели кузова. Усилить этой системы. это место лучше заблаговременно, наприО детонации. Одна из причин этого мер приварив косынки. опасного для двигателя явления, на мой взгляд, кроется в несоответствии реальных характеристик вакуумного и центроСрок службы ведомого диска, увы, бежного регуляторов опережения зажиневелик - в среднем около 40 тысяч кигания режимам работы двигателя. Сущелометров. Причина - износ накладок. При ствует несколько способов решения внимательном рассмотрении нетрудно этой проблемы. Наиболее простой - отзаметить, что их ширина несколько меньключить вакуумный регулятор. На двигаше ширины нажимного диска. А если истеле УЗАМ-331.10 вакуум от карбюратопользовать ведомый диск с большей пора "подводится" к этой системе через верхностью трения? Этому условию отглазами владельца прозрачную пластиковую трубку, на ковечает диск автомобилей ВАЗ классичеторой есть узел. Затяните его до полноской компоновки с двигателями -чШЯ_____ 1 го перекрытия канала. Некоторое ухуд1500-1600 см3. Необходимо лишь немношение параметров двигателя компенсиго укоротить шлицевую ступицу до "родруется существенным снижением его ного" размера. Правда, достоверных дансклонности к детонации. ных о значительном преимуществе такого узла у меня пока нет. При более серьезном подходе потребуется регулировка названных систем. Использовать на ведомом диске наМожно, например, изменить проходное секладки большего наружного диаметра (8,5 чение вакуумной трубки, вставив в нее живместо 8") - значит заметно улучшить раклер холостого хода карбюратора ДААЗ. боту и повысить долговечность узла. НаиНаиболее трудоемкий способ - снять харабольший эффект дают импортные накладктеристики прерывателя-распределителя ки, конечно, если они фирменные, а не с помощью стробоскопа и вакуумметра и Многие страницы журнала были отданы подделка. Можно использовать и фирменпривести их в соответствие с заданными. под опыт эксплуатации "Москвичаный диск в сборе, укоротив его ступицу, Методика выполнения таких работ описа21412", но в нашей почте по-прежнему если она длиннее штатной. на в специальной литературе. материалы на эту тему. Москвич Е. БОРИСЕНКОВ тоже решил Другой путь борьбы с детонацией поделиться своими наблюдениями и реустановка электронного октан-корректоСистема зажигания. В пластмассокомендациями, а заодно обратился с ра. Здесь, как мне кажется, два основных вом щитке, расположенном за передней просьбой прокомментировать их. Просьнедостатка. Во-первых, из-за усложнения декоративной решеткой радиатора (набу его выполняет отдел эксплуатации. снижается надежность системы зажигапротив прерывателя-распределителя), ния. Во-вторых, эксплуатация автомобиесть окно, видимо, для установки очиля на низкооктановом топливе при слишстителя фар. При езде в ненастную поСцепление. Еще в период обкатки при ком позднем зажигании приводит к кагоду вода оседает на крышке и провотроганье автомобиля в трансмиссии возлильному зажиганию, что едва ли не худах, вызывая нарушения в работе двиганикает неприятная вибрация, вероятная же детонации. Не всякий водитель смотеля. Закройте это окно любым подходяпричина которой - заедание ведомого дисжет определить эту грань (слишком - не щим способом. ка на шлицах первичного вала коробки песлишком) на слух. редач. Возьмите известную смазку WD-40 Очень ненадежны резиновые колпачв аэрозольной упаковке и распылите ее ки на высоковольтных проводах: они расМодернизированный двигатель УЗАМпри работающем двигателе через окно в трескиваются и приходят в негодность уже 331.17 не требует корректировки угла опекартере сцепления. Смазав таким образом на первых тысячах кипометров пробега. режения зажигания после каждой заправмеханизм, вы избавитесь от дефекта. ОпаПриобрести эти детали высокого качества ки, так какстепеньсжатия его снижена на сение, что будут замаспены рабочие понелегко, проще купить комплект высокоединицу. Соответственно уменьшилась верхности, не подтвердились. вольтных проводов от ВАЗ-2108, -2109 с склонность к детонации. помехоподавляющими резисторами и устаЧтобы ведомый диск перемещался по новить их взамен штатных, слегка укороДействительно, во многих автомобишлицам вала коробки без заеданий, на затив. Надежность работы системы значилях причиной неудовлетворительной рательно возрастет. Кстати, при пуске отсыводе в места их контакта должны наносить боты двигателя является регулятор-рассмазку ЛСЦ-15. Жидкость WD-40 продер­ревшего двигателя рекомендую применять пределитель зажигания, не обеспечиваювсе ту же смазку WD-40, опрыскивая прожится в этом соединении недолго. щий оптимальных углов опережения заживода и приборы системы зажигания. гания на разных режимах. Проверить и настроить его в домашних условиях очень Несмотря на антифрикционное поПри выходе из строя катушки зажитрудно. Правильно отрегулировать натягания или ее дополнительного резистора крытие троса сцепления, усилие на педажение пружинок центробежного и вакуумможно установить временно "жигулевли через некоторое время существенно возрастает, соответственно возрастает и нагрузка на панель кузова, в которую упирается оболочка троса. Если смазывать трос моторным маслом, педаль снова станет "мягкой". Приурочьте эту операцию к каждому очередному ТО."МОСКВИЧ 21412"З РЛМ1 / 5 83 АУЕ 09