Осмотр каждого автомобиля начинается со сверки номера кузова. Номер двигателя не фиксируется в документах на автомобиль. Он-— государственный служащий, и, хотя его зарплата не так уж и велика, государство гарантирует ему рабочее место до пенсии. Безработным он не станет - таков закон в Германии, к тому же для госслужащих существуют многочисленные льготы. "Пункты технического контроля ТЮВ относятся к структуре сената, существуют в Германии десятки лет и не имеют никакого отношения к полиции, - продолжает рассказ г-н Теобальд. - Техосмотр стоит 60 марок, повторный - 30. В день осматриваю 20-30 автомобилей. Рабочий день не нормирован, как и продолжительность осмотра той или иной машины, все зависит от каждого конкретного случая. Я появляюсь в бюро только раз в неделю, по понедельникам, отчитываюсь за проделанную работу и сдаю выручку".ТЕХОСМОТР П30 января 1865 года в Германии взлетел на воздух паровой котел. Не обошлось без человеческих жертв, а здание, где он находился, почти полностью разрушилось. Несчастье имело весьма любопытное последствие: была создана уже упоминавшаяся в этом номере журнала (с. 52) Служба технического надзора НОВ (Технише юбервахунгсферайн), которая за 130 лет своего существования превратилась в мощное объединение. О том, как организован техосмотр автомобилей, входящий в компетенцию ТЮВ, рассказывает наш берлинский корреспондент М. ГОРБАЧЕВ. Техосмотр - это слово вызывает у нашего автомобилиста только отрицательные эмоции: потеря времени, нервотрепка, страх остаться "без колес". Хочется поскорее забыть все, как только удается заполучить желанный талон на ветровое стекло. Но быстро летит время, и вот уже снова очередные волнения на носу, и все повторяется сначала. У немецкого автовладельца те же проблемы, что иу нас, ведь техосмотр есть техосмотр, независимо от того, в какой стране происходит дело. Да только в Германии связанные с ним проблемы решаются несколько иначе. Пройти техосмотр можно двумя способами. Первый - поехать на пункт технического контроля (ТЮВ), где опытные техники-эксперты с помощью специального оборудования (например, подъемника, имитирующего нагрузки на ходовую часть автомобиля) быстро определят, исправен ли ваш автомобиль. Второй путь более удобен: он позволяет пройти техосмотр прямо на станции техобслуживания. Чаще всего это постоянная, облюбованная автовладельцем та или иная мастерская. Рассказать о том, как это происходит, поможет дипломированный инженер, эксперт одного из пунктов техконтроля земли Берлин-Бранденбург господин Хейнц Теобальд. Станции техобслуживания (назовем так фирмы по ремонту автомобилей), располагающие подъемником, смотровой ямой, стендом для проверки тормозных усилий на колесах, газоанализатором, а также прибором для контроля света фар, подают заявку на заключение договора с ближайшим пунктом техконтроля. Если станция отвечает требованиям ТЮВ, ее заносят в специальный регистр сената (орган местного управления), присваивают номер и закрепляют за ней выездного эксперта. "Основное отличие моего осмотра, - рассказывает г-н Теобальд, - от того, что делают на пункте технического контроля, в том, что я не выявляю неисправности, а только подтверждаю их устранение. Ведь попав на станцию, автомобиль уже побывал в руках опытных специалистов. Кроме того, приезжающие сюда машины мне, как правило, уже хорошо знакомы." Почему-то вспоминается русская пословица "не подмажешь - не поедешь". По-немецки "шмиргельд" (взятка) дословно - деньги для подмазывания. Но г-н Теобальд, как бы предвидя мой вопрос, разъясняет: "Да, я работаю один, но моя объективность и, конечно же, неподкупность на все сто процентов. Почему? Очень просто, судите сами". Авторемонтники заинтересованы как можно лучше подготовить автомобиль к техосмотру, ведь чем больше объем ремонтных работ, тем больше денег осядет в кассе, и им "шмиргельд" ни к чему. Г-н Теобальд "сидит" на окладе, но очень дорожит своей репутацией. На что обращают внимание во время техосмотра в первую очередь? Главное - контроль исправности узлов и деталей, влияющих на безопасность, - это тормоза, рулевое управление, шины, световые приборы и т. д. Не последнее место занимает состояние кузова, особенно его силовых элементов. Если обнаружены сквозные отверстия в лонжеронах - результат коррозии пройти техосмотр не удастся, потому что по немецким нормам производить сварочные работы на этих деталях (как и на элементах передней и задней подвесок) запрещено. Единственный выход - замена всего лонжерона с соблюдением предписаний завода-изготовителя. А это, между прочим, превышает стоимость самой машины. "Какой процент автомобилей все же не проходит техосмотр?" - мой следующий вопрос. За редким исключением все предъявляемые к тех-Особо пристальное внимание деталям рулевого управления и ходовой части.Проверка световых приборов. Для этого служит простейший прибор для контроля установки фар.60ЗА РУЛЕМ 10/95