39
40
в мире моторов//СИСУ//Фирма "Сису-Ауто" - единственный в Финляндии изготовитель тяжелых грузовых автомобилей полной массой 18 ти более. Как и многие компании, "Сису" собирает автомобили из комплектующих узлов, деталей и агрегатов, производимых специализированными фирмами. Например, поставщик двигателей - американская. "Камминс", коробок передач - известные изготовители из Англии ("Фуллер", "Аллисон") и ФРГ ("Цанрадфабрик"). Рамы, кабины, оперение, ведущие мосты и некоторые другие агрегаты и узлы "Сису" производит сама. Мелкосерийное производство дает практически неограниченные возможности сделать такой грузовой автомобиль, какой хочет заказчик. Например, длина колесной базы может быть любой - в пределах допустимой законом габаритной длины транспортного средства. Количество осей и нагрузка на них также ограничены только законодательством или экономическими соображениями заказчика. Специфика эксплуатации тяжелых грузовиков в Финляндии определяется климатом и потребностями горнодобывающей, деревообрабатывающей и строительной промышленности. Требуется максимальная грузоподъемность и эффективность работы независимо от дорожных или климатических условий. Поэтому грузовики "Сису" отличаются повышенной прочностью шасси, особой надежностью, пригодны к работе в холодном климате. Характерна некоторая перетяжеленность, массивность конструкций - ведь "Сису", как правило, могут работать не только на шоссе, но и на грунтовых, а также заснеженных дорогах. Все задние тележки грузовиков с колесной формулой 6x2 или 8x2 оснащены подъемными неведущими осями, которые с помощью электрогидравлического привода могут подниматься даже при полностью нагруженной машине, удваивая сцепной вес на ведущую ось для повышения проходимости. Именно этимЛесовозный автопоезд полной массой до 56 тв составе трехосного тягача "Сису" серии SM и трехосного прицепа. Колесную формулу тягача завод обозначает как 4x4+2, так как ведущими осями служат первая и вторая. Двигатель - дизельный, "Камминс" типа N41 ОЕ с турбонаддувом и промежуточным охлаждением; число цилиндров, клапанов и рабочий объем - 6-24-14016 см 3 ; мощность "брутто" 416 л. с/306 кВт при 1900 об/мин; максимальный крутящий момент - 1830 Н-м при 1200 об/мин. Коробка передач - 13-ступенчатая "Фуллер". Полная масса автомобиля - 26 000 кг, прицепа - 30 000 кг.обусловлено, что многие автопоезда полной массой до 60 т буксируют тягачи только с одной ведущей осью, а для неполноприводных шасси часто применяют ведущие передние мосты. Большинство моделей - с электроподогревом топливных фильтров, влагоотделителей в тормозных системах, топливопроводов, картеров коробок передач и ведущих мостов, не говоря о системе подогрева и пуска двигателей. Специальные резинотехнические изделия, а также хладостойкие сорта стали и пластиков - непременные элементы конструкции машин "Сису". Кабины с улучшенной теплоизоляцией, мощными отоплением и вентиляцией оснащают автономными обогревателями. Производственной программы у "Сису", по сути, нет: ведь серии автомобилей, которые обозначены индексами SR, SM, SL и SK, - это всегда конкретные машины, выполненные по спецификации заказчика. Наиболее популярны автомобили серий SR с кабиной за двигателем и SM с кабиной над двигателем. Модели SM, например, могут быть в двух-, трех-, четырех- иШасси "Сису" серии SR с колесной формулой 6x2. Двигатели - шестицилиндровые дизели "Камминс" серии N14E мощностью "брутто" 345 л. с/254 кВт - 507 л. а/373 кВт. Коробка передач - 13-ступенчатая "Фуллер". База - от 4100 до 5100 мм. Снаряженная масса шасси - 7860-8050 кг в зависимости от исполнения; полная масса - 27 000 кг; полная масса буксируемого автопоезда - до 70 000 кг.даже пятиосных вариантах, а их колесные формулы самыми разными - от обычной 4x2 до специальных типа 10x4 или 10x8. Допустимые полные массы автомобилей, разрешенные в Финляндии для эксплуатации на дорогах общей сети, -18, 26 и 32 т для двух-, трех- и четырехосных шасси. Полная масса пятиосного седельного автопоезда достигает 44 т, а семиосного прицепного автопоезда - 60 т. Однако у многих моделей "Сису", предназначенных для эксплуатации вне дорог, полная масса может превышать эти пределы. В России автомобили "Сису" хорошо известны: еще в начале 80-х годов первые самосвалы и лесовозные автопоезда пришли в автохозяйства Северо-Западного региона._ I'ЛИЛ ^_^s*Atf>_*_irt___IГ? 1'ЗА РУЛЕМ 10/9539 "СУЗУКИ-АЛЬТО"Японская компания "Сузуки" известна не только своими мотоциклами, но и автомобилями, которых строит довольно много. В 1994 году сделано 777,6 тыс. машин разных типов, из них 512,4 тыс. - легковых: "микро", особо малого и малого классов. "Сузуки-Альто" до прошлого года была типичной японской машиной "микро" (длиной до 3,3 ми шириной до 1,4 м). Однако специально для европейцев ее оснащали двигателем увеличенных рабочего 3 объема - 796 сми мощности - 40 л. с. Весной 1994 года в Европе была представлена новая модель "Альто" с совершенно другим, более просторным и комфортабельным кузовом. Увеличение габаритной длины машины на 200 мм, ширины на 100 мм и высоты на 15 мм привело не только к прибавке в весе 100 кг, но и позволило отнести эту модель к более высокому классу - особо малому, который в Европе куда популярнее, чем "микро". Пока предложена только трехдверная модель, будет и пятидверная. Интересно, что новая "Альта" поставляется не из Японии, а из... Индии, где дочерняя индийская компания "Марути" выпускает машину с таким же кузовом для внутреннего рынка под названием "МарутиЗен". Однако в Европу экспортируется более оснащенная модификация с новым двигателем, созданным на базе известного мо3 тора рабочим объемом 1298 см , применяемого на модели "Свифт". Ниже приводятся данные модели "Сузуки-Альто" в европейской комплектации 1995 года. Техническая характеристика Двигатель - бензиновый, с впрыском топлива и каталитическим нейтрализатором; число цилиндров, клапанов и рабочий объем - 4-8-993 см 3 ; мощность "нетто" - 53 л. с/40 кВт при 6500 об/мин; максимальный крутящий момент - 73 Н-м при 4500 об/мин. Коробка передач - механическая пятиступенчатая. Кузов - несущий, 3-дверный 4-местный хэтчбек; компоновка - переднеприводная с поперечно расположенным силовым агрегатом; база - 2335 мм; габарит (длина, ширина, высота) - 3495x1495x1405 мм; снаряженная масса - 730 кг; полная масса - 1160 кг; максимальная скорость - 150 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 15,5 с; расход топлива при 90,120 км/ч ив ГЦ - 4,2; 5,7; 6,3 л/100 км. Сведения о семействе. "Альто" для японского рынка отличаются размерами, уменьшенными до японского стандарта "микро". Оснащаются высокооборотными трехцилиндровыми двигателями (657 см 3 , 52-55 л. с ) .#/<САНЬЕН-МУССО,/_^______*_____]В мире моторов___^^ шЗ^^*~'В рекламе этого автомобиля сказано: "Корейское качество и немецкая технология". И, добавим, европейская конструкция дизайнера Кена Гринли из Британского Королевского колледжа искусств. Корейская фирма "Саньён мотор компани", основанная лишь в 1986 году, вышла на рынок с довольно комфортабельным полноприводным автомобилем "КорандоФэмили". А следующим стал "Муссо" ("Носорог") с силовыми агрегатами "МерседесБенца" - европейского акционера "Саньён". "Носорог" принадлежит к классу полноразмерных комфортабельных универсалов и нацелен сразу на самый "верхний этаж" рынка таких машин, где обитают дорогие двухсотсильные бензиновые автомобили. Первой европейскому рынку предложена экономичная модель "Муссо" с пятицилиндровым дизелем "Мерседес-Бенц" (95 л. с). Скоро в продажу поступят и бензиновые варианты с двигателями типа М111 и М104 -150 и 220 л. с, применяемыми на легковых "мерседесах" моделей Е230 и Е320. Конструкция и оснащение "Муссо" находятся на современном уровне и не уступают японским и европейским аналогам этого класса. Ниже приведены данные "Mycco-602D" в европейской комплектации 1995 года. 40 ЗА РУЛЕМ 10/95• * ш___ __ •г/v _ - ',ш^ИН__Вв__~*_Н ^^^^^^^И ИВ? .--'_ ч^к |^ЯЙ—^^^^5А*Л -.^Е*___^^ ^^^_Е____мп______________В____иВ __й_11 ^ ^ Н ЩВг •щ • ,-.г •mtjtrrm• : /" '%—Z4_—_ш..-..__Л_^^|_,щ<,*зя£* - — щ k ?*|С™ ?• щ " = = " • y*mm*J ~^^^E~^HHHBPPIP__SSSs1ш^|"±-м~""' : ; * и » ' « = ^ в Я_____в ^ ^ » * М 1Ш ^ ^Техническая характеристика Двигатель - дизельный, предкамерный; число цилиндров, клапанов и рабочий объем - 5-10-2874 см 3 ; мощность - 95 л. с/70 кВт при 4000 об/мин; максимальный крутящий момент - 1 92 Н-м при 2600 об/мин. Коробка передач - механическая пятиступенчатая или автоматическая гидромеханическая четырехступенчатая (параметры с ней - в скобках); раздаточная коробка - двухступенчатая. Кузов - на рамном шасси, 5-7-местный 5-дверный универсал; компоновка - полноприводная с продольно расположенным силовым агрегатом; база - 2630 мм; габарит(длина, ширина, высота) - 4640x1905x1725 мм; снаряженная масса-1755 (1785) кг; полная масса - 2520 (2520) кг; максимальная скорость - 145 (138) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч -19,7 (25,8) с; расход топлива при 90, 120 км/ч ив ГЦ - 7,9; 12,3; 11,6 (8,7;13,1;11,0)л/100км. Сведения о семействе. Количество модификаций, различающихся мощностью дизельных и бензиновых двигателей, - 4. Диапазон рабочих объемов и мощности 2295-3299 см 3 , 79 л. с/58 кВт - 220 л. с/162 кВт. Диапазон максимальных скоростей 123-194 км/ч.