20
21
22
аше знакомство:•*«в.JПОПЕРЕДАКУЛЬЕ ПЛЕМЯ Одним из самых заметных экспонатов прошедшего Московского автосалона был автомобиль ВАЗ-21106, прозванный "желтой акулой". На фоне примелькавшихся уже на выставках за многие годы стандартных ВАЗ2110 аппарат этот произвел-таки впечатление: агрессивный не "десяточный" стиль, проработанный дизайн, тщательная отделка - машина слабо напоминала своего прародителя. Интересен и статус автомобиля. "Желтая акула" - не просто очередная демонстрация возможностей штучной ручной сборки и не шоумобиль. Она своего рода пробный шар, запущенный, чтобы представить публике совместный проект "АвтоВАЗа" и фирмы "Мега-Лада", конечная цель которого - создание конкурентоспособного раллийного автомобиля. "Акула" свое дело сделала, и сегодня мы уже имеем возможность познакомить читателей с ее потомками - спортивной и товарной модификациями ВАЗ-21106. Улыбка "акулы", но уже не желтой.7ТЬКИ!"десятки", да и форсированный спортивный вариант двигателя был уже создан, обкатан и хорошо себя зарекомендовал. "СПОРТСМЕН" И "ФИЗКУЛЬТУРНИК" Создать ультрасовременный раллийный автомобиль и даже растиражировать его в нескольких экземплярах - работа сложная, но абсолютно бессмысленная, если не существует серийной машины, на базе которой она построена. Поэтому необходимо выпустить не менее двух с половиной тысяч "десяток" с серийным "опелевским" силовым агрегатом, чтобы ВАЗ-21106 смог выйти на гоночные трассы. Так появилась на свет коммерческая модификация спортивного автомобиля. Она упрощена настолько, насколько строгие требования позволяют отличаться гоночному автомобилю от базовой модели. В результате реализации задуманной программы должны погибнуть сразу два "зайца": появится спортивный автомобиль, которому по силам реально конкурировать с зарубежными, и, кроме того, семейство ВАЗ-2110 пополнится мощной и скоростной двухлитровой модификацией. ДВА ШАГА ВПЕРЕД Сначала поговорим о ВАЗ-21106-27. Именно этот индекс отличает гоночный авто-Во времена, когда новая базовая модель автомобиля изо всех сил цепляется за жизнь и все никак не доползет до потребителя, ждать появления ее модификаций как-то не приходится. Так нет же, лезут, лезут ранние отпрыски к свету и славе ив желании своем вскарабкаться, встать на ноги (или на колеса?) опережают порой родителей.ГЛАВНОЕ - ДВИГАТЕЛЬ Если посмотреть на зарубежных одноклассников "десятки", сразу бросается в глаза разнообразие применяемых силовых агрегатов. Привычный нам полуторалитровый двигатель выглядит скромно на фоне моторов объемом 1,8; 2, а иногда и более литров. Понятно, что на спортивных трассах "вазовская" продукция обречена на роль если не аутсайдера, то статиста. Слишком велика разница начальных условий, и выбрать фору доводкой заведомо более слабого двигателя невозможно. Разработка же нового мотора "с нуля" сама по себе займет немало времени, а потом еще доводка до гоночных кондиций... Поэтому решение пересадить "десятке" импортное "сердце" выглядит вполне разумным. Поиски двухлитрового "имплантанта" оказались делом нелегким. Двигатель должен был отвечать целому ряду порой самых противоречивых требований. В итоге, рассмотрев предложения нескольких европейских и японских фирм, остановились на "Опеле". Он удачно вписался в подкапотное пространство Демонстрация раллийного варианта в действии. За рулем - Александр Никоненко. мобиль от коммерческого. База стандартной "десятки" увеличена на 60 мм, на 110 мм шире стала колея. Двухлитровый шестнадцатиклапанный двигатель, оборудованный системой распределенного впрыска топлива, - это доработанный вариант двигателя, который устанавливается на коммерческую модификацию "сто шестой". Увеличена степень сжатия, применен оригинальный воздушный фильтр, доработана система питания, должным образом настроена управляющая мотором электроника. Мощность боевого двигателя доведена до 223 л. с. при 7000 об/мин. Максимальный крутящий момент - 236,6 Н-м при 6000 об/мин. В диапазоне от трех до шести тысяч оборотов момент не ниже 200 Н-м, а график его представляет собой почти горизонтальную "полочку". Двухдисковое сцепление из углеродного композита. Уникальная коробка передач фирмы "Икстрак" - шестиступенчатая, кулачковая. Возможна установка трех различных типов самоблокирующихся дифференциалов: червячный, дисковый или с вискомуфтой. Конструкция коробки позволяет применять полуоси равной длины - для гоночного автомобиля момент немаловажный. Силовой агрегат и элементы передней подвески смонтированы на специальном сварном подрамнике. Задняя подвеска также независимая, ее треугольные рычаги крепятся к оригинальной поперечной балке. Газонаполненные амортизаторы "Профлекс" с выносными резервуарами имеют регулируемые характеристики. Тормозные механизмы АР спереди четырехпоршневые, сзади - двухпоршневые. Диаметр тормозных дисков соответственно 305 и 260 мм. Любой серьезный раллийный автомобиль настраивается под особенности дорожного покрытия. ВАЗ-21106 - не исключение. Первые образцы сделаны в "гравийном" варианте. Отсюда и специальные шины "Мишлен", которыми обуты пятнадцатидюймовые диски из легкого сплава от фирмы "Авиатехнология". Салон автомобиля аскетичен: минимум отделки; сиденья, ремни безопасности и рулевое колесо фирмы ОМР, комплект штурманского оборудования. Вместо привычных циферблатов на панели приборов многофункциональный дисплей, куда выводитсяСпортивный ВАЗ-21106-27.Коммерческий ВАЗ-21106.вся информация об автомобиле. На месте заднего сиденья - запасное колесо, а в багажнике между колесными нишами - взрывобезопасный топливный бак. Здесь же смонтированы основной и резервный топливоподкачивающие насосы. Это лишь надводная, заметная с первого взгляда, часть айсберга, именуемого современным раллийным автомобилем. Если вникать во все технические подробности и особенности устройства, придется, наверное, написать книгу, и не маленькую. Сборку и обкатку опытных образцов осуществляла английская фирма "Мотор спорт девелопмент" (MSD), которая обладает большим опытом в подготовке спортивных автомобилей, в том числе и "опелей". ШАГ НАЗАД Коммерческий ВАЗ-21106 на фоне своего специально подготовленного собрата машина прямо-таки простецкая. Хотя все зависит от того, с чем сравнивать. База автомобиля больше, чем у ВАЗ-2110, на 45 мм, колея - на 76. Различия со спортивным вариантом в пределах технических требований к последнему. Поясним: разница в базе спортивной и товарной машин строго регламентирована и 15 мм - в пределах этого допуска. Английская фирма MSD запечатлена на клапанной крышке "боевого" двигателя. Хорошо виден специальный воздушный фильтр и распорки-усилители кузова.Силовой агрегат (двигатель и коробка передач) серийный, "опелевский", адаптированный для "вазовской" модели. Мотор - на подрамнике, который несколько отличается от подрамника спортивной машины. Передняя подвеска независимая, типа "Мак-Ферсон". Рычаги сварные, треугольные. Сзади сохранилась стандартная балка от ВАЗ-2110, только точки крепления ее к кузову смещены назад. Тормоза коммерческой "сто шестой" на сегодня выглядят так: впереди - дисковые вентилируемые ВАЗ-2112 (такие в перспективе должны появиться на "десятке"), сзади барабанные от ВАЗ-2105. Возможно, в процессе доводки эта система претерпит изменения. То же можно сказать ио подвеске. Пока здесь используют модернизированные "вазовские" стойки, но прорабатываются варианты установки импортных узлов. Что касается внешнести "сто шестых" автомобилей, то "желтая акула" представила дизайнерскую идею наилучшим образом. ПОКАТАЕМСЯ? Ощущения, полученные в кресле штурмана спортивного автомобиля, относятся к разряду острых (особенно поначалу) и трудно поддаются передаче словами. По крайней мере, с ездой на серийном (пусть и мощном) автомобиле - никакого сравнения. Компаньоны "АвтоВАЗ" и "Мега-Лада" скромненько отметились на задней двери своего детища. fejfe.^mVWБлизнецы-братья. Только один рожден для побед и славы, а другой - коммерсант.Пресса о ВАЗ-21106 На берегах туманного Альбиона постройка автомобилей ВАЗ-21106-27 не прошла незамеченной. Вот что писали по этому поводу английские автомобильные издания. ..."Лада", гигантское предприятие в России, предложила фирме MSD построить два прототипа раллийных автомобилей, базирующихся на специальном варианте нового серийного автомобиля среднего класса, появление которого планируется в следующемДля бестолковых красным по белому написано: под капотом коммерческой "сто шестой" мотор "Опель". Послушаем людей знающих. Известный "вазовский" спортсмен, мастер спорта международного класса Александр Никоненко, который демонстрировал автору возможности машины, оценил ее очень высоко. Единственное утверждение, с которым человеку непривычному согласиться трудно, - это "сочетание высоких ходовых качеств и комфорта, особенно вне асфальтового покрытия". Этот грохочущий костотряс комфортабелен!? Но спорить не стоит, у специальных спортивных машин свои критерии, и мастеру, конечно, виднее. Коммерческий же вариант, наоборот, оказался послушным и простым в управлении. Полторы сотни "лошадей" под капотом, разгон до "сотни" за 10 секунд, максимальная скорость за 200 км/ч - впечатляет? Но вся эта мощь вовсе не подавляет. Разгон кажется очень плавным, машина без проблем преодолевает неровности дороги. Причем достойно ведет себя и на "стиральной доске", и на длинной волне. "Сто шестая" хорошо держит дорогу и даже на высоких скоростях адекватно реагирует на действия водителя. Рулевое управление не слишком "острое", но и не "размазанное". Усилия на руле невелики сказывается наличие гидроусилителя. Но все это только самые первые впечатления. Испытания автомобиля продолжаются, и по их результатам в конструкцию, возможно, будут внесены коррективы. 22 З РУЛЕМ 12/96 Агоду. Если будет произведено 2500 автомоПЕРСПЕКТИВЫ билей, то машина может быть омологироваДоработку спортивной машины планируна по группе А, а тогда стал бы возможен ют продолжать в сотрудничестве с той же английской фирмой MSD. Резервы у "сто шесболее мощный вариант - "Кит-Кар" либо вертой" еще есть, необходимо, например, сбросия с турбонаддувом и полным приводом сить вес. Сегодня автомобиль весит 1020 кг, мировой раллийный автомобиль. В конце июа технические требования допускают 960 кг. ня руководитель фирмы MSD посетил завод Коммерческий автомобиль должен прой"Лада" в Тольятти, сообщив при этом, что ти сертификацию и... Нет, на конвейер он не связи с его организацией строились на основстанет. Производство в столь крупных масштабах не планируется. Около двухсот машин ве "инженерного опыта". Совершенно очев месяц - такой должна быть программа вывидно, что "Лада" предполагает использопуска коммерческого ВАЗ-21106. Собирать вать те же принципы, что и "Шкода Моторсего хотят, конечно, в Тольятти, даже произпорт", - западная технология, гораздо более водственная база уже определена. дешевая рабочая сила и материалы для проКогда же заявленный гибрид ВАЗа с изводства раллийных автомобилей... "Опелем" выйдет из стадии опытных работ и Пресса цитирует высказывания брата станет реальным товаром? Оптимисты считают, что уже в будущем году (во второй его почемпиона мира по ралли Алистера Мак-Рея, ловине) начнется сборка коммерческих макоторый заявил, что двухлитровый российшин, и спортивный вариант сможет впервые ский автомобиль, подготовленный на фирме официально выйти на гоночную трассу. Поверим оптимистам. Очень уж не хочетMSD, произвел на него большое впечатлеся, чтобы эта разработка, столь стремительно ние. Джим Мак-Рей (отец чемпиона), котостартовав, увязла в болоте технических, эко. рый тестировал машину, прокомментировал номических, политических и прочих проблем. это так: "Автомобиль "ходил" в течение чеИгорьТВЕРДУНОВ тырех дней и показал себя очень хорошо. Он Фото автора проехал расстояние, соответствующее, возможно, паре международных ралли, и ничего серьезного с ним не произошло".