74
75
76
77
Обозрение ЗРЗимний лес у реки, манящий девственной белизной снежного покрова, застыл в морозном оцепенении. Тишина и покой... Вдруг где-то вдали возникает назойливый, звенящий на высокой ноте звук. Комар? Шмель? Откуда взяться им посреди зимы? Звук все усиливается и усиливается, а потом из-за изгиба речного русла вылетают две машины. Снегоходы! Они взрывают снежную гладь парами лыж и под звук "пиленых" двухтактников проносятся мимо, скрываясь за следующим поворотом. И снова зимняя тишина вступает в свои права. Лишь два четких следа напоминают о промелькнувших мимо машинах, да оседает взметенная гусеницами снежная пыльМечта о безлошадном экипаже, способном преодолевать снежную пустыню, никогда не оставляла людей, обреченных на многомесячную зиму. Обладателем такого "патента" в России стал Емеля, заставивший сани "катиться сами", а затем отправившийся в стольный град на печи. Наверняка такие герои найдутся ив финском фольклоре, и в чукотском, и у индейцев Канады... Но не станем углубляться в сказки - в истекающем году снегоход мог справить сразу два юбилея. Сто десять лет назад, в январе 1886 года, Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах выкатили на лед озера экипаж, в котором каждый знаток истории мотоцикла легко опознал бы "Рейтваген" - "повозку для верховой езды", или самый первый в мире мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания. Только вместо передней вилки была установлена поворотная стойка с лыжей, а заднее колесо украшено шипами. Увы, подчиняться воле седока такая комбинация никак не хотела, а карбюратор испарительного"Ски-Ду Элан" простейший из современных снегоходов. Одноцилиндровый 250-кубовый двухтактный двигатель, стальная рама, подвеска лыж на рессорах. Сухая масса снегохода 129 кг."Поларис Инди Таил" - аппарат посерьезнее. Двухцилиндровый 488-кубовый двигатель воздушного охлаждения, независимая рычажная передняя подвеска, масса снегохода - 207 кг. типа наотрез отказывался готовить бензовоздушную смесь на морозе. Посему эксперименты были прекращены. Но путь уже был проторен, и полвека последующей эволюции мотоцикла сопровождались попытками научить его ездить по снегу. Правда, в конце концов отказались от шипованного колеса, которое давало удовлетворительные результаты лишь на голом льду, - уже в двадцатых годах его заменила гусеница. Каких только не было конструктивных схем! От немудреных - к обычному мотоциклу приставлялись боковые подставки-лыЗА РУЛЕМ 12/96"Ски-Ду Альпин II" - уникальный снегоход: он до сих пор остается верен схеме с одной передней лыжей и двумя гусеницами, поскольку назначение машины - работа с тяжелыми прицепами. Двухцилиндровый 500-кубовый двигатель воздушного охлаждения, трехступенчатая дополнительная коробка передач, стальное днище. Масса снегохода - 353 кг.75 снегоходы несут торговую марку "Ски-Ду"). И хотя схема с одной лыжей и двумя гусеницами уступила место другой - с двумя лыжами и одной гусеницей (она обеспечивает лучшую устойчивость), а обтекаемые корпуса современных снегоходов далеко ушли от ко-Рабочая лошадка от "Ямахи" - модель ' чур". Двухцилиндровый 485-кубовый двигатель воздушного охлаждения, телескопическая передняя подвеска и возможность буксировки прицепа. Масса снегохода в зависимости от комплектации - от 219 до 235 кг. жи плюс резиновая гусеница на заднем колесе и дополнительном ролике - до несуразных экипажей, полностью обвитых гусеницей. Впрочем, постепенно такие прото-снегоходы с приводом на гусеницу уступили место аэросаням, которые также бурно эволюционировали с самого начала нашего века. Аэросани обладали завидной проходимостью и высокой скоростью, но недостатков у них тоже хватало. Мощный двигатель отличался отменным аппетитом, шум превышал все мыслимые пределы, а главное - они были недостаточно маневренны, особенно в стесненных условиях. Поэтому идея привода на гусеницу оставалась привлекательной надо было лишь найти удачное техническое решение. Оно пришло в голову канадцу Жозефу-Арману Бомбардье, который взял за основу не мотоциклетную компоновку агре-Роскошная туристская модель - "Поларис Инди Ультра Туринг". 675-кубовый трехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, электрозапуск и передача заднего хода, амортизаторы с регулировкой гидравлического сопротивления, дисковый тормоз с жидкостным охлаждением. Масса снегохода - 283 кг.за основу своего снегохода. Так же, подобно мотороллеру, машина имела большой щит, защищающий водителя от напора встречного воздуха, и удобный настил под ногами. Спереди стояла одна управляемая лыжа, а сзади - две гусеницы. Бомбардье не просторобкообразных предков, все же родство видно с первого взгляда - так же, как в современных мотоциклах "Дукати" и "Сузуки", мы узнаем черты "Рейтвагена". Каждая из компаний "большой четверки" выпускает по нескольку десятков (!) моделей. Но весь этот калейдоскоп можно разбить на четыре группы: самые простые и дешевые машины "для начинающих", утилитарные "рабочие лошадки", более изысканные и сложные туристские снегоходы и самые мощные и скоростные - спортивно-развлекательного назначения. Соответственно и техническое совершенство резко возрастает от группы к группе. Общепринятым силовым агрегатом для снегоходов является двухтактный двигатель, сблокированный с автоматическим клиноременным вариатором. Но технические параметры этого двигателя зависят от назначения и цены машины - на одном полюсе простенький "Ски-Ду Злан" с одноцилиндровым мотором рабочим объемом 250 см эи воздушным охлаждением и необходимостью смешивать бензин и масло перед заправкой. На другом же - невероятная "Ямаха V-Max 800" с четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 791 см 3и жидкостным охлаждением не только цилиндров и головок, но и картера двигателя. Но обе эти машины - крайности. Чаще всего применяют двухцилиндровые (трехцилиндровые - для машин спортивного назначения) двухтактные двигатели рабочим объемом от 500 до 750 см 3 . Газораспределение контролируется на недорогих машинах поршнем, на более изысканных - лепестковыми клапанами на впуске и мощностным клапаном (специальная заслонка,Скоростная "ЯмахаVX600SX" с двухцилиндровым 600-кубовым двигателем жидкостного охлаждения и передней подвеской, как у гоночных автомобилей. Масса снегохода - 209 кг.гатов, а, скорее, мотороллерную. Скутерный бум прокатился по Северной Америке еще в тридцатые годы, и, что самое важное, американские мотороллеры, в отличие от европейских, оснащались клиноременными вариаторами - устройствами, автоматически изменяющими передаточное отношение трансмиссии в зависимости от нагрузки. Такой блок - "мотор-вариатор" Бомбардье и взялспроектировал аппарат - полвека назад (второй юбилей, упомянутый в начале статьи!) он начал его серийное производство. С тех пор все снегоходы стали развитием базовой идеи Жозефа-Армана, а в большую четверку их изготовителей, наряду с японской фирмой "Ямаха" и американскими "Артко" (снегоходы "Арктик Кэт") и "Поларис", входит и канадская "Бомбардье" (ее76ЗА РУЛЕМ 12/96 создающая некоторый "подпор" на средних и малых оборотах для улучшения тяговой характеристики) на выпуске. "Бомбардье", которой принадлежит австрийская двигателестроительная компания "Ротакс", не отказывается от "фирменного блюда" последней дискового золотника на впуске. Охлаждение - воздушное принудительное на машинах с ненапряженным тепловым режимом работы мотора и жидкостное для более форсированных двигателей. Смазка в смеси с топливом применяется лишь на самых дешевых машинах, чаще встречается раздельная система с впрыском масла во впускной патрубок. На мощных моторах дорогих моделей электронные системы впрыска начинают теснить карбюраторы. Этой тенденции сопротивляется лишь "Ямаха", но зато какие она ставит карбюраторы на "V-Max"! Датчики замеряют атмосферное давление, температуру окружающего воздуха и двигателя, положение дроссельной заслонки карбюратора, затем эта информация обрабатывается микропроцессором, выдающим команды соленоидам в системе холостого хода и главной дозирующей системе карбюратора. Почти для всех моделей в дополнение к ручному стартеру можно заказать и электростартер, а на дорогих машинах он входит в стандартное оборудование. Поскольку клиноременный вариатор имеет ограниченный диапазон передаточных отношений, на некоторых утилитарных моделях его дополняет двух- или даже трехступенчатая коробка передач. Передача заднего хода считается обязательной для моделей утилитарного или туристского назначения - на прочих же она входит в заказное оснащение. Основу ходовой части снегохода составляет пространственная рама. Когда-то ее сваривали из стальных труб, ныне же общепринята конструкция типа "монокок" из алюминиевых листов. Подвеска передних лыж независимая, зачастую напоминает автомобильную: поперечные треугольные рычаги, продольные тяги. На скоростных моделях предусмотрен и амортизатор поперечной устойчивости. Впрочем, на некоторых моделях "Ски-Ду" и на многих "ямахах" применена телескопическая подвеска, сходная с мотоциклетной. Сами лыжи - стальные, а на дорогих спортивных моделях - из композитных материалов. Подвеска задней гусеницы - сложное рычажное сооружение, с широкими возможностями регулировки. На мощных дорогих снегоходах она обладает прогрессивной характеристикой (усилие сопротивления пружин возрастает при отклонении от среднего положения) и оснащена газонаполненными амортизаторами. Кстати, ходы подвесок сравнимы с величинами, характерными для внедорожных мотоциклов: даже у моделей утилитарных ход передней подвески достигает 185 мм, а задней - 230 мм, у спортивныхКомпоновка современного снегохода.же он может быть соответственно 255 мм и 325 мм. Дисковый тормоз обычно устанавливают на ведомом валу вариатора. Механический (тросовый) привод тормоза в наши дни решительно вытесняется гидроприводом, а на динамичных скоростных моделях он имеет еще и жидкостное охлаждение! Немалое внимание уделено и борьбе с холодом. Теплый воздух от двигателя подводится к ногам, и на всех приличных моделях рукоятки руля снабжены подогревом (иногда - регулируемым). Органы управления снегоходом напоминают таковые у современного скутера. Мотоциклетного типа руль, оба рычага, как иу мотороллера, воздействуют на тормоз. Только управление дроссельной заслонкой не вращающейся рукояткой, а маленьким рычажком (который, кстати, тоже может иметь подогрев). А вот на ходу снегоход напоминает не столько мотоцикл, сколько мотоцикл с коляской - водитель так же должен креном корпуса контролировать машину в повороте. О снегоходах российского производства можно сказать лишь то, что все они - копии зарубежных снегоходов разных годов выпуска, а поэтому могут неплохо иллюстрировать историю развития этого вида транспорта. Так, "Буран" - это типичная конструкция начала шестидесятых годов. "Икар" - это уже начало семидесятых, а новейшая "Рысь" соответствует утилитарным машинам конца восьмидесятых. Александр ВОРОНЦОВ Фото фирмТрехцилиндровый двухтактный 780-кубовый двигатель "Ротакс" спортивного снегохода "Ски-Ду Формула Max Z".Пространственная рама из алюминиевого сплава снегохода "Ски-Ду Формула".Дроссельная заслонка управляется маленьким рычажком справа.ЗА РУЛЕМ 12/9677