112
шоимийламиТАКОЙ НЕЗАМЕТНЫЙ 1 ПОДШИПНИКМногим из нас хорошо знакома классическая коробка передач трехвальная. Первичный (ведущий) вал имеет две опоры: одну - в гнезде коленчатого вала, а другую - в пе ­ редней стенке картера коробки передач. Вторичный (ведомый) вал тоже двухопорный. Передняя его опораДлительная эксплуатация автомобилей "Волга", "Жигули", "Москвич-2140" и ряда других приводит к износу переднего подшипника первичного вала в коробке передач. Как его заменить, рассказывает Росс ТВЕГ.муфта сцепления выключена ико ­ ленчатый вал разобщается с первичным валом, то есть когда они вращаются с разными частотами. К сожалению, иногда из этого делают неверные вы ­ воды. Многие (даже довольно опытные!) автомобилисты полагают, что коль скоро роль этого подшипника "второстепенная", то и преувеличивать значение его износа не стоит. Как показал опыт, на некоторых автомобилях подшипник оказывается настолько изношен, что радиальный люфт в нем приближается к миллиметру. Еще хуже, если подшипник разрушается, например, ломается сепаратор, а шарики, получив дополнительную свободу, начинают собираться в "кучу". Что происходит в этих случаях? При работающем двигателе на низких оборотах (например, холостого хода) вы можете слышать какой-то ненормальный шум, щелчки от соударения деталей, так как передний конец первичного вала как бы ищет устойчивое положение. Стоит выключить сцепле-Рис. 1. Схема установки первичного вала коробки передач: 1 - коленчатый вал; 2 - маховик; 3 - первичный вал; 4 - передняя крышка; 5 - картер сцепления; 6 - картер коробки передач; 7 - задний подшипник первичного вала; 8,11 - стопорные кольца; 9,10 - пружинные шайбы; 12 - передний подшипник первичного вала.представляет собой роликовый подшипник, который расположен в первичном вале, а задняя - шариковый, в задней крышке коробки. Обе опоры промежуточного вала находятся в крышках коробки передач. Довольно "деликатным", если го ­ ворить об опорах, оказывается положение первичного вала, передняя опора которого не является деталью коробки передач, а ее возможные перемещения (в частности, колебательные) во многом определяются состоянием коленчатого вала и его опор. Схема установки первичного вала показана на рис. 1. На машинах подобной схемы передняя опора первичного вала обычно представляет собой небольшой (в сравнении с другими) шарикоподшипник, и даже не очень искушенный в механике автомобилист понимает: это неспроста. Подшипник при включенном сцеплении не работает, а необходимость в нем возникает лишь в короткие промежутки времени, когда1 12 ЗА РУЛЕМ 12/961r PTi ^ Jfc60 .*•А А со| ТX, вб*Рис. 2. Приспособление для выпрессовки подшипника: 1 - лапки; 2 - пластины; 3 - стержень; 4 - груз; 5 - гайка (упор), 6-гайка; 7-винт.