115
(воимишлами" ^ Щ ЕЛКНЕМ " КОЛПАЧКИ?В настоящее время, по крайней мере в крупных городах, автомобилист теряется порой от изобилия запасных частей: какие именно по ­ купать и чем при этом, кроме денег, руководствоваться? Нас будут интересовать вдан ­ ном случае маслоотражательные колпачки, поставляемые уже целым рядом фирм, включая зарубежные. Если говорить о колпачках, предназначенных для работы в паре со стержнем клапана диаметром 8 мм, то можно наряду с " в азовскими " привести немало марок и моделей автомобилей, для которых эти кол ­ пачки по размерам вполне подходят. При всем внешнем сходстве колпачки разных фирм могут отличаться и материалами, из которыхМожно ли усовершенствовать направляющие втулки клапанов двигателя, сделав их такими, как на некоторых иномарках: более износостойкими, менее доступными проникновению масла ик тому же более удобными при замене? Слово - Валентину ГРИГОРЬЕВУ.100" есть кольцевые проточки, х о ­ рошо удерживающие надетый и как бы "защелкнутый" колпачок. В этом случае при наружном диаметре по ­ садочного места втулки 10,8 мм и внутреннем диаметре колпачка 10,4 мм (см. рис. 1 и 2) колпачок можно надеть на втулку с натягом 0,2 мм на сторону, причем это натяг лишь по кольцевым пояскам, а не по всей поверхности посадки, что и позволяет при замене колпачка забыть о традиционном у нас молотке. Материал втулок "Ауди-100" и некоторых других иномарок - л а ­ тунь. Что дает ее применение? В о первых, она хорошо работает вус ,< .,1in016.5 ииИ10.8* 0 -*.0.63/I 010сЗ Рис. 1. Маслоотражательные колпачки направляющих втулок клапанов с диаметром стержня 8 мм: а - предельные максимальные размеры; б - предельные минимальные размеры.13.2у зр: г1[S3—[шOI1Л014.0.058 .0.040шпт емпература латунных втулок (в сравнении с чугунными) продлевает срок службы маслоотражательных колпачков. Свойства латуни дают возможность отказаться от винтовых канавок на внутренней поверхности втулок и делать их для впускных ивы ­ пускных клапанов одинаковой дли ­ ны (БМВ 3-й серии, "Вольво"). К ро ­ ме того, латунные втулки позволяют уменьшитьзазорв паре втул ­ ка-стержень клапана, что уменьшает расход масла. В порядке эксперимента автор установил латунные направляющие втулки, показанные на рис. 2 ифо ­ то, на нескольких автомобилях " Ж и ­ гули", за эксплуатацией которых ве ­ дет наблюдение. Предварительные результаты (после пробега 25 - 30 тысяч километров) не выявили ка ­ ких-либо отрицательных последствий для "подопытных" двигателей, о положительных же подробно сказано выше.s:юони сделаны, и отчасти конструкцией. На рис. 1 показаны часто встречающиеся колпачки и их предельно большие (а) или малые (б) размеры. Заметьте: у вторых внутренняя по ­ садочная (по направляющей втулке) поверхность имеет кольцевые вы ­ ступы - пояски. Именно такого типа колпачки чаще всего можно встретить на иномарках - как правило, они не напрессованы на направляющую втулку с применением большой силы, а фактически "защелкнуты" рукой. Правда, для того, чтобы колпачок в этом случае надежно удерживался на втулке, ее выступающая из головки двигателя часть должна иметь специальную конфигурацию, показанную на рис. 2 (ранее разговор о колпачках мы вели в ЗР, 1996, № 6 ) . Например, на выступающей ча ­ сти направляющей втулки " А уди -07.9"Ш,013—*Рис. 2. Направляющие втулки клапанов ВАЗ2101...-2107 из латуни.ловиях ограниченнойсмазки , а именно этим и страдает данный узел; во-вторых, она имеет коэф ­ фициент теплопроводности мини ­ мум вдвое больший, чем у чугуна или металлокерамики. Средняя ве ­ личина коэффициента теплопро ­ водности для температурного диа ­ пазона 0 - 200°С составляет около 35 Вт/м-°С для серого чугуна ибо ­ лее 70 Вт/м-°С для различных марок латуни. Высокая теплопроводность улучшает передачу тепла от стержня клапана к алюминиевой головке цилиндра и далее в систему охлаждения двигателя, а более низкаяЛатунные втулки для двигателя "Жигулей".Выбирая марку латуни, полезно учесть, что с повышенным содер ­ жанием цинка она, как правило, д е ­ шевле, лучше обрабатывается ре ­ занием, прирабатывается и противостоит износу, но имеет меньшую теплопроводность, чем с малым со ­ держанием цинка. Итак, подождем, пока пробег автомобилей с латунными втулками даст основание для более полных оценок. А там и поговорим.ЗА РУЛЕМ 12/96 115