114
йоимишламиПУАЗ: ЕСЛИ ПОРА JL МЕНЯТЬ ВТУЛКИПодвеска всех колес автомобиля ЛуАЗ-969М независимая, основные ее детали - трубчатая ось, рычаг торсиона и амортизатор. Торсион установлен внутри оси, причем внутренний его ко ­ нец "защемлен" с помощью шлицевого соединения, а наружный этим же способом связан с рычагом. Последний, поворачиваясь вокруг оси, закручивает торсион, при этом "направляющую функцию" выполняют два подшипника скольжения - металлокерамические втулки, запрессованные в рычаг. По мере износа этих втулок в подвеске начинают усиливаться стуки, означающие, что закон перемещения каждого колеса все больше нарушается. Это ухудшает характеристики автомобиля, причем сам износ втулок с ростом зазоров ускоряется. Вот почему важно заменить их, не дожидаясь серьезных нарушений в работе подвески. Повышенные зазоры легкоО том, как заменить втулки в рычагах подвески автомобиля ЛуАЗ-969М, рассказывает Валентин ГРИГОРЬЕВ.обнаружить покачиванием рычага в радиальном направлении. Для замены втулок отсоединяют ко ­ лесный редуктор и снимают рычаг. При установке втулок не обязательно пользоваться ударным инструментом, способным (по нашему опыту) привести к повреждению втулок или посадочных мест. Мы для этой цели изготовили Рис. 2. Запрессовка втулок: 8 - внутренняя втулка (остальные позиции приспособление, с пона рис. 1). мощью которого вы прессовка старых втуга. Детали 6и7 можно соединить лок и запрессовка сваркой, как это показано на рисунке, новых возможна без или использовать раздельно. В этом участия традиционслучае при запрессовке можно обойного молотка. На тись без втулки 6 - достаточно устарис. 1 показано, как новить опорный диск 7. выпрессовывают втулку, а как за ­ Установленные в рычаг новые прессовывают - на втулки должны отвечать следующим рис. 2. требованиям: натяг по наружному диаметру - 0,07-0,14 мм, по внутренВыпрессовка. нему диаметру зазор в сопряжении сВ трубу рычага 3 усосью - 0,04-0,10 мм. Так как ось тоже танавливают со ­ изнашивается, обработку внутренних ставную (из двух половин) оправку 5 поверхностей втулок делают только после тщательного измерения диатак, чтобы буртик ее метра каждой шейки оси: в ее крайоперся на торец выпрессовываемой них сечениях и по середине, со смещением замеров по окружности на втулки. Внутрь вво60°. В качестве расчетного принимают дят винт 1, пропуская его через вспонаибольший диаметр, полученный при замерах, и "вычисляют" развертку, могательную втулку необходимую для обработки втулки 6и опорный диск 7. Затем, заворачивая после того, как она запрессована. гайку 2, выпрессоЕсли при базировании оси по вывают сначала шейке возле кронштейна биение втовнутреннюю втулку рой шейки больше 0,05 мм, необхо(на рисунке не покадима более серьезная ремонтная зана), а затем на ­ операция - шлифовка шеек. ружную втулку 4. Поставляемые в продажу (в запчасти) ремонтные втулки обычно бы ­ При запрес ­ вают следующих размеров: наружная совке новых втулок необходимо контровтулка диаметром 70,155-70,225 мм (наружный) и 62,0-62,22 мм (внутренлировать размер -1 ний) при длине 44,5-45,5 мм и внут115 мм для на ­ Рис. 1. Выпрессовка втулок рычагов подвески: 1 - винт; 2 - гайка М16; ружной. В нутрен ­ ренняя с наружным диаметром 3 - рычаг подвески; 4 - наружная втулка; 5 - составная оправка; 70,655-70,725 мм и длиной 34,5-35,5 нюю устанавливают 6 - вспомогательная втулка; 7 - опорный диск. мм. Рычаги (в сборе) поставляются в заподлицо с фланзапчасти с номинальными втулками. цем ступицы рыча-1 14 ЗА РУЛЕМ 12/96