158
159
РЫНОКЭНСПбрТИЗаЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ВАЗДАТЧИКИ ПРАВОЙ НОГИ ИЛИ ДЭ-ПЭ-ДЭ-ЗЭто ни говори, а любителям посидеть с паяльником раньше жилось куда интереснее. Появляется очередная публикация про электронное зажигание - будьте уверены, назавтра во всех оборонных НИИ запросят такие-то и такие-то детали для суперновых разработок. Особым шиком считалось ввести в схему переменный резистор - дескать, если умудриться подключить его к правой педали «жигуленка», то тот помчится так, что... Вот об этих самых резисторах сегодня и поговорим.МИХАИЛ колодочкинЧот «книжного» Почему?варианта.ОМЫ или вольты?Десять новеньких датчиков половина «наших» (все из Арзамаса), половина «ихних» - отвезли в испытательный центр «Эталон». Внешний вид изделий - на фото 1и 2. Датчики решили как следует погонять по температурной шкале - как вверх, так и вниз, а также устроить им что-то вроде ресурсных испытаний - пусть покрутятся туда-сюда... Посмотрим, как при этом они будут справляться со своей задачей преобразовывать угол в напряжение... Почему в напряжение, а не в сопротивление? Все просто - представьте себе переменный резистор, подвижный контакт которого находится точно посередке. Если измерять напряжение, то контроллер в любом случае будет работать с величиной 5/2=2,5 В - будь при этом сопротивление каждой из половинок хоть 5 кОм, хоть 25... А вот если ориентироваться на омы, то получится ерунда с пятикратным разбросом. Поэтому образцовая функциональная характеристика датчика отражает взаимосвязь между вольтами и градусами поворота согласно рисунку. Часть датчиков отправилась в марафонский забег на месте - остальные же подверглись измерениям немедленно. Чтобы не потонуть в цифрах, которых набралось несколько тысяч, отметим лишь наиболее интересное. Импортные датчики, несмотря на полную «беспаспортность», выглядели очень достойно - их параметры не только спокойно укладывались в норму, но и обладали завидной повторяемостью отТо, что считалось тогда непонятной экзотикой, ныне обычный ширпотреб, однако к педали подключаться, конечно же, не нужно. Узлы дроссельного патрубка на тех же впрысковых ВАЗах имеют специальный выступ, жестко связанный с заслонкой, к нему-то и подключают прецизионный переменный резистор в специальном корпусе. Называют его ДПДЗ - датчик положения дроссельной заслонки. Назначение - преобразовывать угловое положение дроссельной заслонки в пропорциональное электрическое напряжение, которое используется бортовым компьютером для оптимального управления двигателем. Понятно, что сам по себе резистор просто изменяет свое входное сопротивление - омы «превращаются» в вольты только при подаче на датчик напряжения питания 5 В. Любопытно, что тему экспертизы подсказал читатель ЗР. Ознакомившись с невеселой статьей про термодатчики (ЗР, 2003, № 5), он провел аналогичное исследование новенького ДПДЗ и пришел в ужас - его сопротивление в несколько раз отличалось158 За рулем 10/2003экземпляра к экземпляру. В частности, разброс входного сопротивления составил от 5,54 до 6,7 кОм, а нелинейность - от -0,03 до 1,84%. «Арзамасцы» повели себя несколько иначе - их сопротивление составило от 6,24 до 16 кОм (многовато!), а нелинейность - от -2,7 до 6,0% (в принципе, можно придраться) . У «марафонцев» по окончании забега получилось следующее: нелинейность иностранцев колебалась от -0,26 до 0,46%, а наших - от -2,44 до 2,72%. Кстати, в ходе испытаний было сделано забавное открытие: электрическая схема «арзамасца» отличается от «канадской» наличием двух постоянных сопротивлений... А зачем? В целом же, честно говоря, ожидался иной результат. Печальный опыт прошлых лет показывал, что подобные датчики часто полностью отказывают по причине банального протирания токонесущих дорожек. В нашем случае этого не случилось: к «буржуям» вообще никаких претензий, да и «наши» вполне работоспособны. Только вот... ну почему же опять «ихние» лучше? А не съездить ли нам в Арзамас? КАКОЙ СТОРОНОЙ ДЕРЖАТ «ГРАБЛИ»? - Наши датчики лучше! категорически заявляют заводчане. - Давайте возьмем на складе любое количество новеньких изделий - они не испугаются никаких испытаний! И никакого разброса сопротивлений у нас нет! Просим перепроверить те датчики, которые мы прихватили с собой. Через десяток минут появляется протокол измерений - м-да, дейст-Наименование - ДПДЗ 21121148200. Изготовитель - 000 «Автокомплект», Арзамас. Изделие сертифицировано. Продается в упаковке. Ориентировочная цена -150 руб.Наименование - CTS. Продается без упаковки и прочих опознавательных знаков как изделие «Джи-Эм». Возможна, изготовлено в Канаде. Ориентировочная цена - 700 руб.Так выглядят подвижные контакты различных датчиков. Вверху - «иностранец»: он предпочитает «грабли». Посередке - арзамасский образец «вчерашнего» типа: в нем «грабли» расположены зубьями вверх, чтобы не продрать нежный токопроводлщмй слой из отечественной пасты. Внизу - самый новый «арзамасец»: «грабли» выполнены в канадском стиле, поскольку новая паста - импортная, а потому ничего не боится. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ВАЗА это как раз те пленки, по которым скребут «грабли», что на фото 3. Светлая пленка, что снизу, больше не используется - она боится всего на свете. Сверху - новый вариант, аналогичный импортному.Старый корпус арзамасского датчика (вверху) был копией импортного - новый же полностью закрывает собой «посадочную площадку», перекрывая доступ влаге и грязи.витально не ахти. Лица неподдельно грустнеют но ведь мы приехали не суд вершить, а разобраться. Вот тут-то и полилась интересная информация... - Проблем было предостаточно, - вспоминают заводчане. - Поначалу отказов было много, особенно в Москве. Оказалось, виноваты... мойки! Наши первые датчики по форме полностью повторяли импортные и имели в основании не полную окружность, а усеченную - через этот сектор внутрь попадала влага, грязь и черт знает что... Почему этого не было с импортными изделиями? Потому что на узлы дроссельного патрубка там устанавливают защитные кольца из вспененной резины, а на ДААЗе по-прежнему ставят поролон, который при первой же мойке выходит из строя. Мы избавились от этой неприятности, изменив форму датчика - теперь он полностью перекрывает доступ грязи. Вторая проблема - это дорожки, протертые до дыр. Было и такое. Тоже победили - полностью перешли на импортную пасту, которую наносим на импортную же пленку - вообще не протрешь. А сейчас делаем новый токосъемник «а-ля Канада» - мы называем его «грабли». Со старыми пастами мы не могли этого сделать: покрытие мягкое, тут же процарапывалось насквозь. Приходилось делать эдакие «грабли», расположенные вверх зубьями - с ггуклевочками на каждом усике. Зато сегодня наше изде-Электрическийугол 100... 705,5° угол > 7 75°Полный механическийЗависимость выходного напряжения ДПДЗ от угла поворота его ротора.лие превосходит импортное - у него лучше форма и аналогичное содержание. А цена - впятеро ниже. Что ж, замечательно... Но откуда взялись те датчики, которые попали к нам? И зачем в них постоянные резисторы? - Был грех, - вздыхают местные спецы. - Слишком долго осваивали технологию с новыми пастами - не могли подобрать режимы... Вот в розничную продажу и просочились, скажем так, не самые лучшие изделия. Давайте возьмем пару новых датчиков и погреем их несколько часов в камере. Что ж, могу подтвердить - раскаленный новенький датчик выдает практически те же параметры, что ив холодном состоянии. Однако практика поставлять на завод одно, а в магазин - другое не украшает и давно всем надоела. Кстати, а зачем все-таки внутри постоянные резисторы? А вот зачем: каждый ДПДЗ проходит на заводе индивидуальную настройку! При объеме выпуска 60 000 в месяц... - впрочем, заводчанам виднее. Выводы? А выводы такие: в этот раз по итогам экспертизы «наши» проиграли «гостям». Тем не менее рекомендуем брать именно арзамасские изделия - похоже, детские болезни их датчиков окончательно ушли в прошлое. Возникнут проблемы понесем менять: адрес известен. А хорошие результаты безымянного иностранца могут оказаться такой же случайностью, как и его провал в случае с термодатчиками однако ни хвалить, ни ругать при этом будет некого. ОНАША СПРАВКА ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДПДЗ 2112-1148200Диапазон рабочих температур, °С Входное сопротивление, кОм Напряжение питания, В Сопротивление нагрузки, кОм, не менее Рабочий диапазон угла открытия заслонки, град Нелинейность выходной характеристики, % -40-4-125 5-15 5*0,00522018-110 -2,5-+6МЕТОДИКА ИСПЫТАНИИКонтроль работоспособности ДПДЗ проводили при изменении угла поворота от 0 до 120 градусов. Измерение параметров шло в диапазоне углов от 18 до 110 градусов с дискретностью 15 градусов. Испытания на наработку в количестве 800 000 циклов проводили с частотой 60 циклов в минуту. Термические испытания вели при температурах -40 и + 125°С в течение трех часов.При установке датчика на узел дроссельного патрубка под ним следует устанавливать вот такое укладочное кольцо. Вверху поролоновый вариант «а-ля ДААЗ», внизу - изделие из вспененной резины, применяемое на импортных патрубках.За рулем 10/2003159