132
133
134
135
ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯКРАСЕН «РЕНО» ТОРМОЗАМИти данные кажутся невероятными: «РеноR23B» формулы 1 останавливается со скорости 200 км/ч всего через 65 м за 2,9 с! Интереса ради попробуем затормозить с более привычной сотни: автомобиль остановился через 17 ми 1,4 с. В общем, тормозная динамика гоночной машины под стать разгонЗной. При старте пилота вжимает в спинку сиденья даже чуть слабее, чем в привязные ремни перед поворотом. Добиться столь впечатляющих результатов помогают карбоновые тормозные диски. «Они работают дьявольски эффективно, - говорит пилот команды «Рено» Ярно Трулли, - но только не сразу. Первые полсекунды уходят Возможно, ярко светящиеся диски вскоре станут нормой не только иа испытательных стендах и гоночных болидах. на разогрев тормозов». Фрикционные свойства этого материала проявляются лишь при температуре градусов под 500. Зато дальше возникает «мертвая хватка», которая не ослабевает даже при нагреве до 1200°С! По ходу гонок на Гран-при такой тепловой удар тормоза выдерживают до 800 раз. Все это, казалось бы, космически далеко от повседневных дорожных реалии. Но инженеры «Рено» уже работают над адаптацией «формульных» тормозных систем к дорожным автомобилям. Конечно, в первую очередь думают о моделях, чья «максималка» ограничена электроникой на уровне 250 км/ч. Владельцам таких авто карбоновые тормоза окажутся не только весьма кстати, но и по карману.ПОРА НАЛИТЬ ПОКРЕПЧЕВСША обозначение топлива Е85 и Е95 было известно и раньше. Но теперь штат Висконсин, Национальная коалиция этанольных автомобилей и «Дженерал моторе» выступили с инициативой распространить альтернативное топливо сперва на шесть штатов, а потом и на всю Северную Америку. Число обозначает процентное содержание этилового спирта, остальное бензин. Кстати, до 10% спирта может оказаться и во вполне обычном американ-ПР0ИЗВ0ДСТВ0 ЭТАНОЛА В СШАском горючем - автопроизводители не имеют ничего против такой «химии». Но 85-, тем более, 95-процентный раствор требует переделки топливной системы. Прежде всего, меняют манжеты: они стойки к бензину или солярке, но не выдерживают длительного контакта с алкоголем - тут нужен другой материал. Затем в систему впрыска добавляют датчик, определяющий состав топлива, которому предстоит сгорать в цилиндрах, и соответственно включающий ту или иную программу. Вносят изменения ив память контроллера. Теперь можно заливать в бак и чистый спирт, если бы не требования к холодному пуску: для него и нужны легкие фракции бензина. Зачем понадобилось такое топливо, если и на бензине выхлоп современных автомобилей довольно чист? Американцы хотят поберечь земные недра от истощения: ведь этанол можно гнать из всего, что растет на полях. И самое главное, при его сго-Мечта пьяницы: в шланге почти «чистое виски». рании в атмосферу просто возвращается тот углекислый газ, который незадолго перед тем «скушали» растения. А значит, нет негативного влияния на климат. Автомобили-«алкоголики» в США уже не редкость: «Дженерал моторе» выпускает их более трети общего количества, обозначая такие машины буквой J на восьмой позиции VIN. Уже сегодня кукурузная зеленая масса позволяет сэкономить до 15 000 тонн нефти в день. Топливо Е85 рассчитано на бензиновые моторы, а Е95 - на дизельные.Имеющиеся мощности 300 млн. т в год Менее 13 млн. т в год 1,5-6 млн. тв год Свыше 6 млн. т в год 132 За рулем 10/2003Планируемые 120 млн. т . Менее 1,5 млн. т в год • 13-6 млн. т в год ф Свыше 6 млн. т в год ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯКУЗОВ ИЗ «КОСТЕЙ»Эта опора - одна из наиболее сильно нагруженных частей кузоваМасса детали и ее прочность - извечное противоречие, которое пытаются разрешить конструкторы. До сих пор наука под названием сопромат повергает в трепет студентов вузов. Нынче, конечно, хитроумные конструкции с логарифмической линейкой не считают - на то есть компьютеры. Но, оказывается, и они не могут порой превзойти природу, в распоряжении которой вместо сумасшедшего быстродействия были... миллионы лет эволюции. Заглянем в анатомический театр Цюриха, года этак 1870-го. Врач Герман фон Мейер аккуратно распиливает вдоль верхнюю берцовую кость и напряженно всматривается в ее губчатую структуру. На первый взгляд - полный хаос. Но Мейер, хорошо знакомый с механиНа правах рекламыШаг за шагом компьютер убирает избыточный «металл», и вот получилась деталь, оптимальная по соотношению массы и прочности структуры.сзъкой, обнаружил: волокна костной ткани точно следуют силовым линиям напряжений, которые возникают в кости при сжатии или растяжении. Описав свое открытие, он, конечно, не догадывался о том, какое применение оно найдет спустя столетие в... автомобильной промышленности. Изучив то, что сотворила в ходе эволюции матушкаприрода, ученые вывели формулу: деталь только тогда получается максимально легкой и прочной, когда напряжения на ее поверхности постоянны. Осталось лишь заставить компьютер пройти тот же путь эволюции, что преодолела природа, - и вот на мониторе появляется силовой элемент конструкции с... костной структурой внутри. Рассчитанная специалистами «Даймлер-Крайслера» методом конечных элементов, опора стойки передней подвески, не потеряв прочности, стала на 30% легче! А ведь это - только одна из деталей кузова...Сезон дождей?Пора ставить стеклоочистители '•^"^^g^1-•ивrT^^iХОРСПроизводство Санкт-Петербург Московское шоссе 46...(812) 371-21-70 371-99-74 Представительство Москва (095) 945-89-30•Дилеры Екатеринбург Ижевск Иркутск Красноярск Курск Нижний Новгород Ростов-на-Дону(3432)78-10-15 (3412)76-09-88 (3952)27-37-89 (3912) 44-46-00 (0712)24-30-40 (8312)63-01-11 (8632) 99-12-44 (3512) 62-13-28—ЧелябинскЗа рулем 10/2003 133 ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯДВЕНАДЦАТЫЙ К СТАРТУ ГОТОВИзбавиться от стартера в его классическом виде сегодня, похоже, стало навязчивой идеей производителей. Есть стартеры-генераторы, сидящие прямо на маховике, созданы агрегаты, по старинке связанные с коленчатым валом ременной передачей. Степень проработки подобных конструкций разная: от экспериментальных образцов-прототипов до почти готовых к широкому внедрению. Фирма «Вистеон» утверждает, что представленная ею во Франкфурте новинка «СпидСтарт 12» уже готова к серийному производству. Были бы заказы. Итак, вместо существовавших долгие десятилетия стартера и генератора появляется лишь одна обратимая трехфазная электромашина. В зависимости от команд электронного блока она становится то двигателем, запускающим ДВС, то генератором, способным отдавать в бортовую сеть до 3 кВт мощности. Связь со«СпидСтарт» занимает места не больше, чем обычный генератор.шкивом коленчатого вала традиционная - поликлиновым ремнем. Охлаждение жидкостное от системы автомобиля. В комплект входят ременная передача, позволяющая передавать необходимый крутящий момент, сухая аккумуляторная батарея и электронный блок управления. Устройство рассчитано на работу при температурах не ниже -30°С.Станет ли автомобиль со «СпидСтартом» дороже? С учетом отказа от обычного стартера добавка к цене составит 160-170 евро. Зато появляется возможность без проблем реализовать режим «стоп-старта» в городских пробках. Старт получается действительно быстрый: при отпускании педали тормоза маховик раскручивается всего за 400 мс,Киловаттметр на щитке приборов показывает мощность, отдаваемую ISG в бортовую сеть. Схема системы «Вистеон»: 1 - электронный блок; 2 - двигатель; 3 - ременная передача; 4 - ISG - интегрированный стартер-генератор с силовой электроникой; 5 - батарея VRLA; 6 - мультиплексная шинапритом без противного жужжания. Разработчикам пришлось поломать голову, чтобы двигатель не глох, когда водитель останавливается, паркуя автомобиль. Электроника в этом случае введет задержку отключения двигателя на 8 с, надо только не разгоняться быстрее 16 км/ч. Как утверждают производители, такой стартер-генератор сэкономит в среднем около 0,35 л/100 км, так что упомянутые 160 евро сверху окупятся после 45 тыс. км пробега (с учетом европейских цен на бензин) . Впрочем, тот, для кого важнее кондиционер, работающий при остановках у светофоров, сможет отключить автоматику кнопкой, презрев копеечную экономию. «Вистеон» поставляет свои комплектующие «Форду», «Джи-Эм», «ДаймлерКрайслеру», БМВ, «ПежоСитроену», «Рено-Ниссан» и «Хёндэ». Остается лишь гадать, на каком серийном автомобиле «СпидСтарт 12» справит свою премьеру, а ждать, похоже, осталось совсем недолго.134За рулем 10/2003 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВНовые автомобили появляются нынче по десятку, а то и более в год. Ведь современные технологии сокращают время разработки в несколько раз. Стремясь придать вес очередному нововведению, каждая фирма усеивает списки опций новыми аббревиатурами, которые по смыслу зачастую отличаются от уже известных парой малозначащих тонкостей. Точно так же и модель часто получает звучное имя. Но назвать новорожденного, оказывается, не так просто. Во-первых, одно и то же слово на разных языках звучит гордо или низменно, чуть ли не неприлично. Например, «Терракан» никак не ассоциируется с «Терра инкогнита» у русскоязычного населения, а ведь есть еще китайский, индийский иНа правах рекламыарабский языки - да мало ли... Порой задача кажется неразрешимой, и тогда появляются близнецы-братья для разных регионов, например, «Дэу-Нубира» и «Лацетти». Во-вторых, название должно быть свободным. А не то придется выкупать его, как поступил «Фольксваген», уплативший немалую сумму братьям Туран (ЗР, 2003, № 5). «Ситроен» для перспективной модели приобрел у баварцев индекс С-1, которым обозначали мотороллеры с крышей. А у ФИАТа вышел прокол с «Джинго» - «Рено» усмотрел сходство звучания с «Твинго». В оставшиеся до премьеры недели ничего кроме «Панды» на ум фиатовцам не пришло. Повышенный спрос на имена породил предложение: в Кёльне появилась фирма «Эндмарк», чья спе-В огромной картотеке фирмы «Эндмарк» хранят автомобильные имена и сведения об их правообладателях. Разумеется, есть и компьютерный банк данных.циализация - подбор имен новым автомобилям. Команда юристов, автомобильных журналистов, маркетологов, лингвистов собралась под одной крышей, чтобы предложить заказчикам гарантированно свободное, звучное на разных языках и заметное имя. Стоит такая работа от 10 до 50 тысяч евро и длится от трех до шести недель, в зависимости от сложности поставленной задачи.ФИРМЕННАЯ СЕРИЯ ПРОДУКТОВ КЛАССА RVSФирменные продукты класса RVS изготовлены из высококачественного импортного сырья на современном оборудовании по международным стандартам. Содержат природные компоненты, обеспечивающие высокую эффективность процессов восстановления и защиты пар трения. В результате чего достигается увеличение ресурса работы механизмов, увеличение ресурса масла, снижение вредных выбросов в атмосферу, уменьшение расхода топлива, возможность пробега в аварийных ситуациях при частичной или полной потере масла.JLFOR MANUAL GEARBOXES С10ENGINEf0ENGINE_ ®RUSGEARBOXШШЛТМШТcategory,2тштмит• Technology Engine TreatmentВосстановитель для бензинового топлива Ц Technology Engine TreatmentВоггтановитель для дизельного двигателя bOCCl Technology Differential TreatmentВосстановитель редукторов для мостов RVS Technology Gearbox TreatrnerrtВосстановитель для механической коробки предам3Подробно: www.tvs-tec.ru, wwwrvs-tec. com www.rvs-meistar3.feМоема Магазины сет «КЭШ-, -За руте*. «Шьй перл 7СШ-90 и .Текм> на Варивюсй 388-32-00 000 «РВС-центр» 8 (095) 789-71-53 8 (095) 789-71-44 С-Петербург 000 -ЯЗИвтю. (8121 35932-« Асгржань 000 Аида 8 (8512) 353240 Бгегаяоцоск 000 -76 0йп - Аиц> 8 |4162| 52-56-84 Мж » » 1 000 -Аяют» 8 (8722) 62-49-71 Пер» 0 00 «ПермПромРемонт» 8 (3422) 91-54-70 Челябинск ЗАО .Ассоциация Инжемаш» 8 (3512) 75-22-40 Череповец 000 «РВС Виктория» 8 (8202) 68-58-69ПроизведеноФинляндии(г.ХельсинкикомпаниейR VS - Тес0 уЗа рулем 10/2003135