192
193
194
195
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫЕ КУЗОВАЕсли когда-нибудь фантазия фирмы «Тойота» воплотится в серийном автомобиле, наверное, придется назвать его одноместным купе.192 За рулем 03/2006 ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫЕ КУЗОВАВАГОН – ДЕШЕВЛЕ, КУПЕ – ДЛИННЕЕСе р ге йКанунниковВсе-таки автомобили очень консервативны. Конечно, даже за последнее время они сильно изменились. Но давайте посмотрим на кузова: основные принципы компоновки (по крайней мере для массовых машин) сложились еще полвека назад. Однако попытки придумать что-то новое или «скрестить виды» предпринимают постоянно. Успеха достигают не всегда…Дизайнерские поиски вроде бы затрудняют точную классификацию кузовов. Но ведь не в классах дело! Стремление создать оригинальную внешность или сделать машину вместительной и универсальной имеет «надклассовый» характер.КОГДА УНИВЕРСАЛЫ ВЫРАСТАЮТЕсли скрестить универсал с микроавтобусом, получится… Точно – мини-вэн (или микровэн, как иногда называют машины размером поскромнее). Вэн очень рационален с точки зрения компоновки салона. А если достаточно велик, то в нем, пусть и согнувшись, мож-ВЫВЕДЕНИЕ ПОРОДЫТрехобъемный кузов (седан) – по-прежнему один из самых распространенных. Хотя можно сказать, что объемов у большинства седанов нынче два: сложив заднее сиденье, объединяем салон с багажником. В Западной Европе популярнее хэтчбеки – им, кстати, уже лет сорок, если отсчитывать с появления «Рено-16». Достигнув солидного возраста, они… двинулись к универсалам. Отличить их зачастую сложно, разве что по количеству боковых окон: у первого, как правило, два, у второго – три. Иные признаки размылись. Ведь заднюю стенку универсалов порой делают максимально покатой, стараясь придать машине более элегантный вид. Зато, увеличивая вместительность хэтчбеков, их заднюю стенку, напротив, приближают к вертикали.но перемещаться, разворачивать сиденья, выдвигать из их спинок столики. В общем, превратить автомобиль в небольшую уютную кают-компанию. С появления первых мини-вэнов утекло немало воды; нынче мини-вэны есть в модельных рядах большинства фирм. Скажем, у «Рено» их пять (!): от маленького «Модуса» до солидного «Гранд Эспаса» и это не считая высокого универсала «Кангу». Много мини-вэнов на японском рынке, в том числе совсем маленьких – длиной менее 4 м. Ведь покупатели здесь невысоки и подтянуты, а налоги на автомобили зависят от их размеров.Когда-то такие кузова называли хардтоп (hardtop), но имя не прижилось. Нынче купе-кабриолетов, роскошных, как «Кадиллак-XLR», или относительно доступных, все больше.Спортивный мини-вэн по-испански: «СЕАТ-Толедо».МЕТИСЫ И МУЛАТЫМаленький автобус, небольшой грузовик… Мини-вэны всех размеров, например просторный «Опель-Зафира», все более популярны.Создать максимально универсальный автомобиль пытались во все времена. Некогда богатые владельцы могли позволить себе если не пару автомобилей, то хотя бы два… кузова: летний открыЗа рулем 03/2006 193 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННЫЕ КУЗОВАсмешение кузовных жанров продолжается. Скажем, мини-вэны, которые годами неуклонно росли в высоту, теперь, бывает, стремятся к земле: в приземистых машинах есть намек на спортивный стиль. Последние модели СЕАТ – «Альтеа» и «Толедо» фирма не случайно называет спортивными вэнами. Вот еще пример смешения «кровей»: купе-кабриолеты – автомобили с автоматически складывающейся жесткой крышей. А как назвать высокий универ-Кузов «ФИАТ-Стило» с огромным люком навевает воспоминание о почти забытом названии фаэтон. Но сегодня его, как и собратьев с обычной крышей, зовут хэтчбек.Для компактного концепт-кара «Шкода-Йети» дизайнеры выбрали кузов, который в прошлом величали ландо.В Японии популярны сверхкомпактные минивэны, как «Дайхатсу-Танто».тый и зимний утепленный. Их переставляли на рамном шасси. Понятно, на это требовалось больше сил и времени, чем на сезонную замену покрышек. Разнообразные версии со складывающимися или съемными крышами – тоже стремление расширить возможности машины. Этот путь, как оказалось, способен завести очень далеко. Года два-три назад чуть не каждый стенд на автосалонах украшали эдаким трансформером. По осанке – купе, но с задней частью универсала. Снимите па-нели крыши – получится кабриолет, еще пара манипуляций – перед вами пикап. Казалось, совсем скоро такие машины появятся у дилеров. Но за исключением «Ситроена-Плюрьель», трансформируемого из купе в кабриолет и пикап, ни один прототип так и не стал серийным. Слишком уж сложными и дорогими они получаются. И все-таки, пусть без конструкторского и дизайнерского экстремизма,сал с огромным, почти во всю крышу, тентом или примерно такой же хэтчбек? Постепенно приживаются удивившие поначалу четырехдверные купе. Представители нового вида – «Мерседес-Бенц CLS» и «Мазда RX-8». У них по четыре двери и места, но первые не рассчитаны на частое, а вторые на длительное использование. Некоторые, возможно, вспомнят, что такое ландо. Так называли кузов со съемной крышей над задним сиденьем. Очень удобно для общения с народом при торжественных выездах из дворцов и прочих резиденций. Как правило, ландо делали именно из представительских машин. А сегодня так, строго говоря, можно величать некоторые вседорожники. Модификации со съемной частью крыши есть, на-Американский «Сатурн-Ион Квад Купе» – представитель немногочисленной пока, но расширяющейся группы четырехдверных купе.СОВРЕМЕННЫЕ НАЗВАНИЯ НЕКОТОРЫХ КУЗОВОВСедан (sedan) – лимузин (limousine), салун (saloon), берлина (berlinа). Хэтчбек (hatchback) – лимузин, берлина. Универсал – комби (kombi), вэгон (wagon), стейшн вэгон (station wagon), брейк (break). Родстер (roadster) – спайдер (spider). Кабриолет (cabriolet) – конвертибл (convertible).194 За рулем 03/2006 В XXI веке некоторые хэтчбеки, например «Ситроен-С4», выглядят совсем не так, как в годы, когда такие кузова только появлялись. Кстати, фирма называет трехдверный С4 – купе.Редкий ныне вид – тарга. Между рамкой стекла и дугой безопасности можно установить крышу. Такие кузова характерны для спортивных машин, в частности «Порше-Каррера GT».Попробуем придумать название кузову прототипа «Форд-Иозис»?пример, у «Сузуки-Джимни», «СаньёнаКорандо», «Ленд-Ровера Фрилендер».ЭВОЛЮЦИЯ ВИДОВИтак, классические типы кузовов – седаны, универсалы, купе – не теряют поклонников, а потому отнюдь не сходят со сцены. Напротив, для некоторых рынков популярные в Западной Европе хэтчбеки, например «Пежо-206», превращают в седаны. Чересчур сложные, «заумные» кузова-трансформеры не прижились. А вот поголовье еще недавно казавшихся необычными четырехдверных купе будет расти. Удобный получается автомобиль: по осанке – спортивный, по вместимости – почти семейный. Пример совсем другого рода – пикапы с двойной кабиной. Американцы делали такие давно, но им долго не приходило в голову, что, если еще накрыть кузов колпаком с окнами, можно получить почти полноценный вседорожник! Конечно, заднее сиденье потеснее, да и отделка багажника простовата. Зато – насколько дешевле!Число моделей со съемной (полностью или частично) крышей растет год от года. «Пежо», «Рено», «Опель»… Купе-кабриолет на базе «Ниссана-Микра» совсем скоро появится в продаже, подобную модель готовит и «Фольксваген». Интересно, не возродятся ли в ближайшие годы довольно распространенные некогда четырехдверные кабриолеты? Ходят слухи, что нечто подобное готовит фирма «Роллс-Ройс». Ей, конечно, и карты в руки. *** В былые времена в СССР пытались сделать вседорожник… из лимузина ЗИС-110. Чтобы высокие начальники могли ездить в далекие колхозы, ну и, конечно, на охоту. Нынче этот проект вспоминается как исторический и конструкторский курьез. Скрещивание видов отнюдь не всегда приносит интересные и, главное, полезные плоды. И все же этот процесс будет продолжаться. Возможно, необычным кузовам придумают новые названия или вспомнят почти забытые. Но уж это – не самая сложная задача.