284
КЛУБКОНКУРССУХИМ ИЗ ВОДЫ!За правильный и обстоятельный ответ на вопрос 36-й задачи («Моржи») приз 6000 руб. получит Александр ШПАКОВСКИЙ из г. Железнодорожный Московской области.Напомним предложенную ситуацию: водитель увидел препятствие, которое невозможно объехать, и оказался перед выбором – экстренно тормозить или попытаться отвернуть в сторону. Что ответили водители? Большинство ответов начиналось так: «Ни в коем случае не тормозить – занесет, развернет, закрутит!» Ездим «по понятиям», друзья! А не мешает вспомнить школьные уроки физики, о которых напомнил и наш призер. Поведение обыкновенных шин на льду ненадежное – коэффициент сцепления всего около 0,1. Значит, у машины весом 1800 кг общая сила, с которой могут зацепиться шины, не больше 180 кг. Превысить ее при торможении или в повороте не удастся – проскользнут. Из-за этого замедление, как и центростремительное ускорение в повороте, не может быть больше 0,1 g, где g = 9,81 м/с2. Вот эта величина, не превышающая 1 м/с2, – ключевая в дальнейших рассуждениях ряда читателей. К слову сказать, сцепление шины с очень гладким, влажным, скользким льдом может быть раза в полтора-два хуже. Профессионалы предлагают «рулить очень плавно». Хороший совет, если водитель заметил лунку, пробитую рыбаками! «Плавно» – значит, с боковым ускорением, гораздо меньшим 1 м/с2. С полыньей (см. рис.) этот номер не пройдет – ее «плавно» не объедешь: темп уже «задан» скоростью лихача Афони и расстоянием до полыньи. Чего же можно достичь, очень умело тормозя? Или на машине с ABS? Это элементарно. Допустим, начальная скорость составляла 36 км/ч (10 м/с). Замедление а = 1 м/с2. Тогда тормозной путь (см. рис.) S = V2/2а = 50 м. Реально уложиться в эту величину на гладком льду, даже ма-стерски «пульсируя» ногой или с прекрасной ABS, – трудно. Хотите убедиться – попробуйте. Отметьте линию 1 – начало торможения. Определите (по нескольким попыткам) линию финиша 2. Переходим ко второму упражнению: сохраняя исходную скорость, от линии 1 будем отворачивать в сторону, стараясь заложить дугу покруче. И что же? Центростремительное ускорение свыше 1 м/с2 невозможно, отсюда радиус траектории R = V2/a = 100 м. Вдвое больше тормозного пути. Вывод: если препятствие нельзя легко объехать, водитель должен тормозить. Насколько умело он это делает, да и поможет ли – другой вопрос… Кстати,Сравните минимальные путь торможения Sи радиус R поворота. Вывод очевиден.в ряде писем отмечено: если машину «закрутило», возникшее дополнительное движение расходует часть кинетической энергии (колеса движутся по более длинным, кривым траекториям) – и тормозной путь сокращается. Жаль, что на дороге такой пилотаж опасен.Рисунок Сергея СавиловаНаш призер отметил еще одну существенную деталь: тормозной путь растет по квадрату скорости – ее перебор грозит тем, что препятствие можно и прозевать. Так, при исходной скорости 40 км/ч на очень скользком (а = 0,5 м/с2) льду для полной остановки и 120 метров мало. Наконец, о самом важном: те же законы действуют и на отличном асфальте. Положим, здесь возможно замедление 7 м/с2, а вы лихо мчитесь со скоростью 200 км/ч. Увы, каждую опасную выбоину понадобится опознать с расстояния около 220 м! Насколько это реально, оцените сами. И сделайте выводы. Впрочем, некоторые энтузиасты немало нас позабавили. Почему бы, увидав полынью, не разогнать УАЗ до звона – да и перемахнуть акваторию. В конце концов, чем он хуже аэроплана! Мы всех благодарим за участие в конкурсе. Александра Шпаковского поздравляем с победой!ЗАДАЧА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯПРОПЕЛЛЕРО недостатках вентилятора, приводимого ремнем, Марат узнал из какого-то издания. Он-де, вращаясь постоянно, жрет литры дополнительного топлива. Автор советовал в морозное время пропеллер снимать – мотор, мол, не перегреется. Марат тут же это и сделал. Ура – прав автор! Даже при медленном движении в пробках на десятиградусном мо-розце мотор 2103 не перегревался. Марат уже подсчитывал выгоду, да вот угораздило поехать за город. На проселке застрял в снегу: вперед… назад… в раскачку… Услыхав стуки двигателя, глянул на приборы, а там стрелка указателя температуры на красном краю шкалы! …Прикручивая пропеллер, Марат понял: народ наш на советы горазд, но принимать их на веру не стоит!А вы что скажете? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 20 апреля 2006 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., 10 или по e-mail: [email protected]. Тел. (495) 207-79-84. Укажите полностью паспортные данные, в том числе дату и место рождения, контактный телефон, номера ИНН и страхового свидетельства Государственного пенсионного страхования.284 За рулем 03/2006