162
163
164
165
166
167
КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 185/60R1413-е место Taganca M-238 LeaderПроизводитель –Россия (МШЗ)793 баллаГлубина рисунка протектора – 7,5 мм Масса шины – 7,0 кг Цена в Москве – 900 руб. Соотношение цена/качество – 1,13 Особенности – асимметричный рисунок протектора Единственная шина, не набравшая в тесте 800 баллов. Показала лишь неплохую топливную экономичность. С комфортом ситуация противоречивая – плавность хода почти хорошая, зато шум самый сильный, как от зимних шипованных шин. Управляемость терпима лишь на сухом асфальте, на мокром «Калина» неожиданно срывается в глубокий занос, с которым справится только хорошо подготовленный водитель. Тормоза откровенно слабы. Особенность этих шин – резкое падение сцепных свойств на мокром покрытии. С асфальта съезжайте с оглядкой – «Лидер» может сорваться в пробуксовку даже на сухой грунтовке. Хорошая топливная экономичность, приличная плавность хода. Низкие сцепные свойства на мокром покрытии, плохие тормоза и курсовая устойчивость, сильный шум. Рекомендуем для экономичной неспешной езды – и аккуратнее на мокром!СТАРАЯ ПЕСНЯ О НОВОМСе р ге йМишин . Ф отоа вт ораЧетырнадцатидюймовые шины в России набирают все большую популярность, да и новинки в этом размере появляются значительно чаще, чем у 13-дюймовых. Сегодня знакомим вас с результатами испытаний летних шин размерности 185/60R14 с индексом скорости «Н» (210км/ч). Но прежде несколько слов об оснастке, без которой полноценные испытания были бы невозможны. Об особенностях легкосплавных дисков (правильнее все же – колес, но традиция!) журнал писал не раз. Теперь посмотрим на них с точки зрения испытателей шин. Вот уже десять лет ши-ны для тестов мы монтируем на диски из алюминиевых сплавов. Сначала производства К&К, затем «Виком» (Vikom), а теперь в поле нашего зрения попали колеса марки RW. Но почему предпочитаем легкосплавные? Попробуйте несколько раз смонтировать-размонтировать покрышку на обыч-ный стальной диск. Даже на профессиональном шиномонтажном оборудовании не избежать царапин на кромках обода. Со временем эти места украсит коррозия, и каждые год-два диски придется зачищать, грунтовать и красить. Вторая причина: легкосплавные колеса сделаны,162 За рулем 03/2006 ТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 185/60R1412-е место Rosava BC-49Производитель –11-е место Kama Euro 224Производитель –10-е место Amtel Planet 2PПроизводитель –9-е место Dunlop SP Sport 01Производитель –УкраинаРоссия (НкШЗ)РоссияГермания804,5 баллаГлубина рисунка протектора – 6,4–6,9 мм Масса шины – 7,4 кг Цена в Москве – 950 руб. Соотношение цена/качество – 1,18 Летняя «Росава» впервые участвует в тестах ЗР. Уровень украинских шин весьма скромный – чуть лучше «Лидера», а в целом оба аутсайдера находятся на одном уровне. Сэкономить топливо на этих шинах не удастся – расход великоват. Уровень комфорта заметно лучше, чем у «Таганки», – плавность хода одинаковая, зато «украинцы» гораздо тише. Оценки управляемости самые низкие. У «Калины», обутой в «Росаву», на сухом асфальте замедленная реакция на поворот руля, а на мокром его приходится поворачивать очень плавно, иначе рискуете потерять сцепление с дорогой. Тормоза эффективны лишь при блокировке колес. По грунтовым дорогам ездить можно только посуху. Низкий уровень шума, неплохие тормоза «на блоке», приличная проходимость. Плохая управляемость в предельных режимах, плохие тормоза на грани блокирования колес, невысокая курсовая устойчивость. Рекомендуем для любых дорог при аккуратной езде.842,4 баллаГлубина рисунка протектора – 7,0–8,2 мм Масса шины – 7,5 кг Цена в Москве – 1250 руб. Соотношение цена/качество – 1,48 Нижнекамские тоже звезд с неба не хватают, хотя в общем зачете слегка оторвались от МШЗ и «Росавы». Экономичность «Евро» – на среднем уровне, чего не скажешь о комфорте – шина жесткая и шумная. К управляемости серьезных претензий нет, но нет и восторгов. Недостаток информативности на руле не позволил достичь высокой скорости на «переставке». Тормоза хороши лишь на сухом асфальте, но только юзом. Экстренное торможение без блокировки дает весьма скромный результат. Зато по проходимости – самые лучшие. Конечно, в вездеход «Калину» не превращают, но едут и по сырой грунтовке, и по влажной траве. Хорошие тормоза на сухом асфальте при заблокированных колесах, хорошая проходимость. Плохие тормоза на мокром при любом типе торможения и на сухом при торможении на грани блокировки, высокое сопротивление качению, жесткие. Рекомендуем для любых дорог.855 балловГлубина рисунка протектора – 7,7 мм Масса шины – 7,0 кг Цена в Москве – 1250 руб. Соотношение цена/качество – 1,46 «Амтел» лидирует среди постсоветских шин. Что же в нем примечательного? В топливной экономичности выиграл у всех, но на этом, если не считать хорошей плавности хода, преимущества «Амтела» заканчиваются. Оценка шумности – посредственно. Управляемость на скромном уровне, скорость на «переставке» низкая, на любом покрытии автомобиль ведет себя «размазанно». Надежно тормозить, как и на «Каме», удается лишь на сухом асфальте, и только юзом. На мокрой дороге дистанцию лучше держать побольше, поскольку рассчитывать тормозной путь приходится с запасом. С асфальта съезжать можно только в сухую погоду. Лучшие по экономичности, приличное торможение на сухом асфальте (в блок), хорошая плавность хода. Плохие тормоза на грани скольжения на любом покрытии, а юзом – на мокром асфальте. Сильный шум. Рекомендуем любителям экономичной езды.881,3 баллаГлубина рисунка протектора – 7,5–7,8 мм Масса шины – 7,1 кг Цена в Москве – 2400 руб. Соотношение цена/качество – 2,72 Особенности – асимметричный рисунок протектора Эти шины не помогут установить рекорд в экономии топлива, но и не разорят повышенным расходом. Комфорт вполне приличный, особенно плавность хода. Несколько раздражает попискивание в начале проскальзывания шин при троганье и торможении. Впрочем, кому-то это может понравиться. На залитом водой асфальте «Калина» управляется лучше, нежели на влажном или сухом. Тормоза на грани юза по сухому асфальту – самые лучшие, на мокром в этом же режиме тоже хороши. Кстати, грань блокировки колес на мокром асфальте чувствуется просто отменно. Движение по грунтовке возможно только в сухую погоду. Лучшие тормоза на грани блока на сухом асфальте, очень хорошие на мокром при любом способе торможения, хорошая плавность хода, управляемость на мокром. Невысокий комплекс боковых сцепных свойств и уводных характеристик на сухом асфальте, высокое сопротивление качению на небольших скоростях. Рекомендуем только для асфальтовых дорог.как правило, гораздо точнее, поэтому с ними меньше погрешность измерений при испытаниях шин. Третий повод: легкосплавные колеса лучше отводят тепло от тормозных механизмов через ступичную часть – оттого при многократных торможениях на грани юза или с использова-нием АBS результаты более стабильны. Следующий критерий – диски более удобны для мойки. Одно дело – вымыть четыре колеса и совсем другое – шестьдесят. Пятая хитринка – выбираем диски с плоской ступичной частью или с самыми мелкими колодцами для кре-пежных болтов – иначе наживлять их неудобно. И хотя теперь на автомобиле-носителе мы заменяем болты на шпильки с гайками, глубоких колодцев все же избегаем. За годы интенсивной эксплуатации мы не нашли изъянов в дисках K&K и «Виком». Надеемся, что и RW окажется на высоте. Во всяком случае,на первом, летнем этапе претензий к ним не было. Методика испытаний тоже претерпела небольшие изменения. Во-первых, к традиционному торможению с заблокированными колесами (отечественные автомобили пока, к сожалению, не оснащают ABS) мы добавили торможение на грани юза: на сухом асЗа рулем 03/2006 163 КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 185/60R14Тесты проводили на «Калине»-хэтчбеке (ВАЗ-11193), которая в нынешнем году должна появиться в продаже. Общие впечатления о переходе с 13 дюймов на 14 таковы: улучшилась управляемость – не случайно ее оценки в целом выше, чем в прошлогоднем тесте шин 175/75R13. Однако есть и минус – шины увеличенной размерности жестче и шумнее – сказывается низкая (менее энергоемкая) боковина и широкое пятно контакта. Впрочем, именно благодаря последней особенности торможение на этих шинах эффективнее. Те, кто только планирует вместо 13 дюймов на лето поставить 14, должны иметь в виду, что за улучшение сцепных свойств они заплатят снижением комфорта, в первую очередь, плавности хода. К тому же шины и диски «на 14» существенно дороже. Обобщим полученные результаты и на их основе попробуем проанализировать ситуацию на шинном рынке.фальте – со скорости 100 км/ч, на мокром – с 80 км/ч. Второе дополнение – по просьбе читателей ввели оценку работы шин на грунтовой дороге. Этот показатель не входит в общий зачет, он служит лишь дополнительной информацией для тех, чьи маршруты проходят не только по асфальту.8-е место Kleber Dynaxer HP 2Производитель –7-е место Bridgestone Turanza GR-80Производитель –6-е место Toyo Proxes CF 1Производитель –5-е место Yokohama A539Производитель –ФранцияЯпонияЯпонияЯпония882,2 баллаГлубина рисунка протектора – 7,6 мм Масса шины – 6,8 кг Цена в Москве – 2200 руб. Соотношение цена/качество – 2,49 На ровных дорогах вряд ли проявятся небольшие погрешности по плавности хода и шуму, на посредственном покрытии досаждает низкая способность шин сглаживать мелкие неровности. Управляемость без замечаний и предпочтений к покрытию – хороша и стабильна как на сухом, так и на мокром. Тормоза эффективны только на грани юза. На сухом асфальте его грань чувствуется очень хорошо, зато на мокром покрышки срываются резко, вдобавок заметно проигрывают в тормозном пути ближайшим конкурентам. С асфальта лучше не съезжать: стоит начать – вернуться будет весьма проблематично. Очень хорошие тормоза на сухом (на грани скольжения), хорошая управляемость, высокая экономичность. Плохие тормоза при заблокированных колесах, скромная проходимость. Рекомендуем для экономичной езды только на хороших асфальтовых дорогах. Тормоза наиболее эффективны с АBS.898,8 баллаГлубина рисунка протектора – 7,5 мм Масса шины – 8,4 кг Цена в Москве – 2490* руб. Соотношение цена/качество – 2,77 Особенности – направленный рисунок протектора С шинами этой марки в последнее время происходит что-то непонятное. Причем не только в формуле 1. Самые прожорливые и самые тяжелые. Быть может, очень прочные и не боятся дорожных ям и притираний к бордюрам. Тем не менее по комфорту одни из лучших. Управляемость на сухом асфальте лучше, чем на мокром, где быстрый поворот руля чреват срывом колес. Тормоза на сухом покрытии ощутимо лучше, чем на мокром. Та же закономерность и на «переставке». Особенность покрышек – снижение сцепных свойств на мокром асфальте. Езда по грунтовке допустима, но нежелательна. Отличные тормоза на сухом (на грани), отменная управляемость на сухом асфальте и хорошая на мокром, высокий уровень комфорта. Большой расход топлива на малых и средних скоростях. Рекомендуем любителям комфортной езды для асфальтовых дорог.*Цена, рекомендованная производителем.903,3 баллаГлубина рисунка протектора – 6,9–7,6 мм Масса шины – 7,0 кг Цена в Москве – 1920 руб. Соотношение цена/качество – 2,13 Особенности – асимметричный рисунок протектора В отличие от «Бриджстоуна», эти «японцы» переступили порог 900 баллов – отличный результат для бренда «второй линии». По топливной экономичности «Тойо» – середнячок, а по комфорту похож на «Клебер» («японец» показался более тихим). Управляемость хороша и стабильна на любом покрытии. Тормоза на мокром даже чуть лучше, чем на сухом (на «переставке» тот же расклад), да и разброс при разных способах торможения меньше, чем у «Бриджстоуна». В целом довольно ровные шины, без провалов и всплесков. На грунтовку, как и на «Клебере», съезжать советуем лишь там, где нет крутых подъемов и влажности. Лучшие тормоза на мокром при заблокированных колесах, очень хороши на любом покрытии при торможении на грани, управляемость – хорошая и стабильная на любом покрытии. Скромный выбег. Особо рекомендуем в качестве всепогодных шин для хороших асфальтовых дорог.908,8 баллаГлубина рисунка протектора – 7,7 мм Масса шины – 7,4 кг Цена в Москве – 2395* руб. Соотношение цена/качество – 2,64 Особенности – асимметричный рисунок протектора А539 – шины спортивной ориентации. Вот на чем получите максимум удовольствия от активной езды! Несколько экономичней, чем «Тойо», зато лишены комфорта – очень жестко, тряско и шумно. Но все это можно простить за великолепную управляемость и отменную курсовую устойчивость. «Переставку» на сухом асфальте «Калина» выполняет просто отлично! Даже в скольжениях машина очень прогнозируема. Поведение на мокром не настолько отточенно, однако без замечаний. Тормоза на сухом, пожалуй, наилучшие. Примечательно, что любой способ торможения дает отличный результат. Правда, на мокром – только средний уровень. Отмечается некоторое ухудшение сцепления на мокром асфальте. Лучшие тормоза на сухом асфальте при любом виде торможения, лучшая управляемость на сухом асфальте, очень хорошая курсовая устойчивость на прямой. Средние тормоза на мокром, низкий уровень комфорта. Особо рекомендуем поклонникам быстрой езды на сухом асфальте.164 За рулем 03/2006 При скорости 90 км/чПри скорости 120 км/чНа правах рекламы КОМПОНЕНТЫТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 185/60R144-е место – Continental ContiEcoContact 3Производитель –3-е место Pirelli P6Производитель –2-е место Michelin Energy E3AПроизводитель –1-е место Nokian NRHi ecosportПроизводитель –ГерманияИспанияИталияФинляндия911,3 баллаГлубина рисунка протектора – 7,5 мм Масса шины – 6,9 кг Цена в Москве – 2300 руб. Соотношение цена/качество – 2,52 Особенности – асимметричный рисунок протектора Особой экономичностью «Эко Конти» не отличаются, хотя в прошлогоднем тесте эти же шины в 13-дюймовом варианте здесь лидировали, да и общие результаты были лучше. По комфорту «Конти» очень похожи на «Тойо». Небольшие замечания лишь к плавности хода. К управляемости претензий нет. «Калина» четко выполняет «переставку». Правда, на мокром асфальте слегка не хватает информативности – только по этой причине не смогли развить более высокую скорость. Тормоза великолепны! Лучшие в скольжении, но и на грани юза мало кому уступают. Грунтовка – не для этих покрышек, для них больше подходит хороший асфальт. Лучшие в торможении юзом на любом асфальте, очень хороши и на грани, хорошая управляемость и курсовая устойчивость. Небольшие замечания по плавности хода. Особо рекомендуем для асфальтовых дорог при различных стилях управления.918,5 баллаГлубина рисунка протектора – 8,5 мм Масса шины – 7,5 кг Цена в Москве – 2500 руб. Соотношение цена/качество – 2,72 Как и «Йокогама», «Пирелли» тяготеет к спорту. Для таких шин экономичность – не главное, видимо потому здесь они ходят в середнячках. Плавность хода и шум тоже принесены в жертву управляемости и курсовой устойчивости. Рекордсмен по скорости на «переставке». Отличие от «Йокогамы» в том, что сцепные свойства и поведение более стабильны, независимо от состояния покрытия. Тормоза – отличные на грани блокировки, хотя и сорвавшись в скольжение, останавливают машину неплохо. Примечательно, что грань блокировки чувствуется очень хорошо на сухом и мокром асфальте. Глубокий протектор обеспечит длительную стабильность эксплуатационных параметров. По грунтовке можно двигаться, но аккуратно ив отсутствие дождя. Лучшие тормоза на грани срыва в скольжение, отличные управляемость и курсовая устойчивость на любом покрытии. Невысокий комфорт. Настоятельно рекомендуем поклонникам спортивного стиля езды по асфальту в любую погоду.920,2 баллаГлубина рисунка протектора – 7,3–7,6 мм Масса шины – 7,2 кг Цена в Москве – 2590 руб. Соотношение цена/качество – 2,81 Особенности – асимметричный рисунок протектора Летний «Мишлен» чуть-чуть не дотягивает до первого места. Он удивительно хорошо сбалансирован – ни ярких всплесков, ни явных провалов. Экономичность – отлично, по комфорту – лучшие (поделив это место с «Бриджем»). Управляемость хороша на мокром асфальте, а на сухом еще лучше! Курсовая устойчивость – без замечаний. Тормоза особенно хороши на мокром, хотя и на сухом здорово – но там и там на грани блока. Увы, ориентированные на АBS шины по российским меркам – слабое звено! Особенно резко срываются в блок в самой безобидной ситуации – на сухом асфальте. Грунтовка, как и для «Пирелли», допускается в ограниченных дозах. Отличные тормоза на грани блокировки, комплекс боковых сцепных свойств и уводных характеристик, высокие экономичность и комфорт. Слабое торможение юзом. Настоятельно рекомендуем для асфальтовых дорог любителям комфортной и экономичной езды. Тормоза наиболее эффективны с АBS.922,1 баллаГлубина рисунка протектора – 7,4–8,7 мм Масса шины – 6,8 кг Цена в Москве – 2600 руб. Соотношение цена/качество – 2,82 Особенности – направленный рисунок протектора Финские производители очень хороших зимних шин добилисьтаки своего: они – лучшие ив летнем варианте. Экономичность – очень здорово! Комфорт – небольшие замечания по плавности хода и шуму. Как и «Клебер», все мелкие швы и дорожные трещинки передают на кузов. Управляемость на высоте, сравнима с «Пирелли» и по уровню, и по стабильности на разных покрытиях. Тормоза – лучшие на грани срыва в скольжение на мокрой дороге, остальные результаты тоже очень хороши. Грунтовка допускается с ограниченной дозировкой и пониманием того, что эти шины созданы для асфальта. Отличные тормоза и управляемость на любом покрытии, хорошая экономичность. Небольшие замечания по уровню комфорта. Настоятельно рекомендуем для асфальтовых дорог и любого стиля управления.Интересное наблюдение – «Бриджстоун» начинает отставать от именитых брендов – таких, как «Мишлен», «Континенталь» и «Пирелли». Даже «Йокогама» и «Тойо» понемногу обгоняют именитого земляка. Также очевидно, что финская «Нокиан» выходит на передовые позиции. Российские производителимедленно, но верно улучшают свою летнюю продукцию. На «домашнем» рынке лидирует «Амтел». Импортные шины в основном ориентированы на автомобили с ABS, потому менее охотно тормозят юзом. Тем не менее есть и такие, что эффективно тормозят любым способом.Все шинники, включая российских, борются за стабильность сцепных свойств и их близость на сухом и мокром покрытии. Но достижения не у всех одинаковы. Есть еще одна тенденция, отмеченная ив прошлом году. Улучшение сцепных свойств на асфальте приводит к их ухудшению на грунтовых дорогах итраве. Грибникам, ягодникам и дачникам, живущим в глубинке, стоит присмотреться к шинам категории «m+s». Вместе с автором испытания проводили Антон АНАНЬЕВ, Юрий КУРОЧКИН, Евгений ЛАРИН, Антон МИШИН, Андрей ОБРАЗУМОВ и Валерий ПАВЛОВ.166 За рулем 03/2006 ТЕСТ ЛЕТНИХ ШИН 185/60R14ТАБЛИЦА ОЦЕНОКУправляемость на сухом на мокром асфальте асфальте Nokian NRHi ecosport Michelin Energy E3A Pirelli P6 Continental ContiEcoContact 3 Yokohama A539 Toyo Proxes CF 1 Bridgestone Turanza GR-80 Kleber Dynaxer HP 2 Dunlop SP Sport 01 Amtel Planet 2P Kama Euro 224 Rosava BC-49 Taganca M-238 Leader Коэффициент значимости 9** 72 9 72 9 72 8 64 10 80 8 64 9 72 8 64 7 56 7 56 7 56 5 40 7 56 89 90 8 80 9 90 8 80 8 80 8 80 8 80 8 80 8 80 7 70 7 70 5 50 6 60 10 Курсовая Комфорт Итого устойчивость плавность внутренний баллов хода шум 8 64 8 64 9 72 8 64 9 72 8 64 7 56 7 56 7 56 7 56 7 56 6 48 5 40 87 35 8 40 6 30 7 35 5 25 7 35 8 40 7 35 8 40 8 40 7 30 7 35 7 35 57 35 8 40 6 30 8 40 6 30 8 40 8 40 7 35 7 35 6 30 6 30 8 40 5 25 5 Способность к движению по грунтовой дороге* 6 666657576877 –296 296 294 283 287 283 288 270 267 252 242 213 216*Приведено для информации, не входит в общий зачет. **Верхнее число – оценка, нижнее – баллы.Редакция благодарит за техническую поддержку тольяттинские фирмы «Волгашинторг» и «Премьера», шинные компании Michelin, Bridgestone, Continental, Pirelli, Goodyеar, Nokian, Yokohama, «Сибур Русские шины», Amtel, Нижнекамский, Московский, Белоцерковский шинные заводы, а также сотрудников автополигона НТЦ ВАЗа.На правах рекламыЗа рулем 03/2006 167