124
125
126
128
130
АВТОМОБИЛИПАРК ЗРПРОШЛОГОДНИЙ СНЕГАндрей Сидоров. Фото: Валерий Новиков124 За рулем 03/2006 ПАРК ЗРдно дело – летняя эксплуатация автомобиля, когда самая большая неприятность для него – обычный дождик. И совсем другое – зима: холод, снег, обледеневшие дороги, короткий день и длинная ночь. Поэтому очередной маршрут наших подопечных – «Волги», «десятки» и «Спектры» проложили в Заполярье, к Белому морю. Конечно, сымитировать холода, что и пингвинам не снились, можно в климатической камере, только вряд ли рафинированный мороз полноценно воссоздаст все тяготы и лишения, что могут выпасть машине при натурных испытаниях. Темным декабрьским утром наш караван взял курс на Мурманск – по утверждению всезнающего интернета, зима там уже вовсю закручивала гайки. Не Оймякон, конечно, где морозы несовместимы с автомобильной жизнью, но и не Красная Поляна с единственным аксессуаром зимы – снегом. Начало маршрута протяженностью четыре с половиной тысячи километров выдалось удачным – дорога чистая и относительно свободная, мороз скорее формальный, чуть ниже нуля, а до полярной ночи еще два дня пути. Машины ведут себя вполне штатно: «Волга» рычит ис отменным аппетитом жрет бензин, «десятка» при разгонах привычно забирает вправо, «Спектра» просто едет. Видимо, на обжитой трассе с жильем, заправками, магазинами и прочими благами цивилизации нет места подвигу. Во всяком случае, пока нам удается держаться от этого места подальше. Миновали Великий Новгород, Чудово, уходим на Петрозаводск. Стемнело, машин на дороге поубавилось – самое время раскрывать вечную тему качества и надежЗа рулем 03/2006 125О«ВОЛГА» ГАЗ-31105Изготовитель: .....................................ОАО «ГАЗ» Год выпуска: ...................................................2005 В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: ....с марта 2005 Пробег на момент отчета: ...............24 500 км Предыдущие публикации в журнале:..........................................2005, № 7, 10ВАЗ-21104Изготовитель: .........................ОАО «АВТОВАЗ» Год выпуска: ...................................................2004 В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: ...............................с декабря 2004 Пробег на момент отчета: ...............35 000 км Предыдущие публикации в журнале: .........................................2005, № 4, 10KIA-SPECTRAИзготовитель: ..........................ОАО «ИЖАВТО» Год выпуска: ...................................................2005 В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: ......с июня 2005 Пробег на момент отчета: ...............25 300 км Предыдущие публикации в журнале:..........................................2005, № 9, 10 АВТОМОБИЛИПАРК ЗРОтказ реле вентилятора обнаружили только при остановке. Мимо проходил фотограф.Набалдашник рычага КП не выдержал нагрузок.Аэродинамика «Волги» подсасывает грязь даже на зеркала.Сгоревший насос – расплата за близость к коллектору. После замены кронштейн бачка отогнули.ности отечественных автомобилей. Но, видимо, тот, кто располагает, считает иначе – до ночлега добираемся без происшествий. Без происшествий – не значит без замечаний. Долгое движение в зимней темноте привлекло внимание к тем недостаткам, которым обычно не придаешь большого значения. Но о них чуть позже.…Заполярный день в середине декабря съеживается до нескольких часов, а через неделю от него и вовсе остаются полуденные сумерки. Нашему фотографу повезло – несколько дней выдались безоблачными, а солнце над горизонтом еще поднималось в полный рост. Дневные фотографии сделаны как раз в эти короткие просветы. Но в сторону лирику, куда инте-реснее расшифровать записи бортовых журналов.«ВОЛГА»Настроить отопитель салона на нужный режим оказалось не так-то просто. Движок, регулирующий температуру, уверенно держится лишь в крайних положениях. Между ними – зона неопределенности, где выбрать оптимум нелегко. Еще хуже, если подто-Без троса и лопаты в багажнике зимой лучше не выезжать.пить салон вздумается ночью. Во-первых, в темноте нащупать нужный рычажок не удается, сначала следует включить свет в салоне, затем хорошо бы выключить пятую передачу (иначе руке придется огибать рычаг коробки) и лишь потом делать первую попытку. С третьейчетвертой удается, наконец, добиться желаемого результата. Кстати, чтобы включить свет в салоне, придется погасить освещение приборов – выключатель у них один. Такой алгоритм, к сожалению, не единственная загадка. Вот следующая: переключатели на панели подсвечены только во включенном положении, поэтому нужный приходится нащупывать. Со временем, конечно, выработается рефлекторная моторика, но почему не сделать по-человечески? Воспользоваться прикуривателем тоже непросто: кнопка упрятана в глубокий квадратный колодец, извлечь ее оттуда – искусство. Кстати, без видимых причин на нем пропало напряжение и рацию «повесили» на один из предохранителей – к счастью, их блок легко доступен. Внутрисалонное зеркало заднего вида так и не обзавелось переключателем «деньночь», из-за чего свет идущих сзади машин то и дело хлещет по глазам. Конечно, ночью можно пользоваться только наружными, но в слякоть те довольно быстро зарастают грязью, а левое на нашей машине еще и дрожит.126 За рулем 03/2006 АВТОМОБИЛИПАРК ЗР«Буран» на северах уважают за дешевизну и ремонтопригодность.Неисправный отопитель «десятки» учит ценить прохладу.Кран в разрез патрубка и трос управления им, протянутый в салон, – лучшая альтернатива системе автоматического управления отопителем.Часть этих «откровений» давно известна, другие можно рассмотреть при покупке «Волги» и загодя взвесить их значимость. Но как быть с приобретенным «наследством»? К 25 тысячам заметно просели рессоры, вылетает передача заднего хода, а первая включается с ударом, развалился набалдашник рычага коробки передач, но хуже всего – завыл-таки редук-тор заднего моста! Что ж, владелец завода принял пусть запоздалое, но правильное решение – свернуть наконец производство «Волги» – символа эпохи развитого социализма. Мавр сделал свое дело.«ДЕСЯТКА»«Наградной лист» «Лады» получился короче предыдущего, однако блеск «медалей» отэтого не потускнел. К 30 тысячам пробега просела левая передняя дверь – компенсировали шайбами под петли. Появился ощутимый зазор в рулевом механизме, загремели верхние опоры передних стоек, продавлена подушка водительского сиденья. Другие мелочи прямого отношения к зимней эксплуатации – теме нашего разговора – не имеют. В таких случаях гово-рят – пришло время. Жаль лишь, что так скоро. К примеру, обтрепался вечно сползающий ремень ГРМ – кривой шкив упорно гонит его на реборду. Заменили в комплекте, но уверенности, что новый отработает ресурс, нет. Лопнул расширительный бачок системы охлаждения, правая фара едва реагирует на гидрокорректор. Наибольшие неприятности доставил отопитель. Лишь четверть индикаторной мощности (той, что развивается в цилиндрах двигателя), превращается в полезную работу. Остальные, а это в режиме максимальной мощности более 250 л. с. (!), идут на подогрев атмосферы. Правда, пиковые нагрузки используются редко, но и четверти достаточно, чтобы отапливать загородный дом, не говоря уже о паре кубометров салона. Однако, несмотря на мощнейшую воздуходувку, тепло от печки расходуется бестолково – теряется в лабиринтах воздуховодов, уходит через их огромные щели. Простейшая доводка системы отопления лишь частично решила проблему, но вскоре отказал моторедуктор воздушной заслонки. Купить его тогда не удалось – заслонку закрепили в положении максимального обогрева. При недолгих поездках этого показалось достаточно. АВТОМОБИЛИПАРК ЗРПреднатяг пружин крышки багажника надо бы увеличить, иначе чисто не откроешь.Другое дело – многочасовая езда: спасаться от жары открытыми окнами – верный способ простудиться. Поэтому бывалый водитель «десятки» на третий день путешествия купил обычный кран отопителя, врезал его в питающий патрубок, а трос управления вывел в салон под рулевую колонку. В дальнейшем «копеечная» система подтвердила свою безотказность. А заодно и многофункциональность – на следующий день заклинил в открытом положении термостат.Аналога в магазинах не нашлось, поэтому до окончания путешествия тепловой режим двигателя поддерживали старым проверенным способом – картонкой перед радиатором и прогоном жидкости через отопитель. Господа вазовцы, когда же вы научитесь сносно собирать машины? Цену-то уже вплотную подвели к иномаркам, а тянете старую песню – конкуренты-де житья не дают, поддержите, Христа ради, отечественного производителя! Только деньги счет любят, а не патриотические призывы. Кстати, на чем ездит ваш высший менеджмент?!«КИА-СПЕКТРА»Справедливость требует объективной оценки автомобилей в равных условиях.Что ж, условия соблюдены – машины идут след в след. Посмотрим, что преподнесла нам «Спектра». Список неисправностей заканчивается на второй позиции – приводим его без купюр. 1. Пробег – 24 750 км, не горит индикатор ближнего света на панели приборов. 2. Штатная телескопическая антенна однажды выдвинулась только на половину хода. Причина – ночью замерз конденсат на трубках. Сбрызнули жидкостью для оттаивания замков – дефект пропал. Вот и все, остальные замечания касаются конструкции. Подушка водительского сиденья, пожалуй, слишком завалена назад. Видимо, будет полезно под задние крепления кресла установить про-ставки высотой два-три сантиметра. Маловат ход отбоя передней подвески. При попадании в выбоины она выстреливает до упора. Неудобно открывать багажник – нужно увеличить преднатяг пружин. На нашей машине нет корректора фар, что, конечно же, не соответствует ее классу. А теперь вспомним, сколько сюрпризов преподносили наши редакционные «оды» – предыдущие модели конвейера «Иж-Авто». Да, машины были дешевыми, худо-бедно ездили и кому-то нравились уже этим. Только была это тупиковая ветвь эволюции нашего автопрома и как ни жаль, но рано или поздно отпиливать ее пришлось бы. Раньше, пожалуй, лучше.РАСХОДЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ*Модель ГАЗ-31105 ВАЗ-21104 КИА-СпектраПоказания одометра Пробег, кмСтатья расхода24 500 10 20035 000 11 000Сумма, руб.25 300 13 200Моторное масло Фильтр масляный Термостат Щетки стеклоочистителя Моторедуктор воздушной заслонки Ремень ГРМ, натяжитель Колодки тормозные Реле вентилятора Набалдашник рычага КП БЕНЗИН (16,8 руб./л)ИТОГО380 100 220 – – – – 30 120 17 47918 347240 100 – 200 550 350 250 – – 13 30614 996350 150 – – – – – – – 20 40220 902Стоимость 1 км пробега, руб.* Без учета ОСАГО.1,801,361,58130 За рулем 03/2006