Экспертиза: «убиваем» импортные синтетические масла российским бензином

Пытку российским двигателем и российским топливом прошли четыре образца импортных масел вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка. Исследуем, на какие приоритеты ориентируются производители моторных масел. А главное — как уживаются импортные моторные масла с отечественным бензином и как этот симбиоз сказывается на состоянии двигателя?

SONY DSC

SONY DSC

Принято считать, что без маловязкого масла современный мотор станет кушать много бензина, а из выхлопной трубы будет дурно пахнуть. Но говорят, что для России всё должно быть другим, в том числе и масло.

Мы взяли три полностью синтетических импортных моторных масла с вязкостью SAE 5W‑30 от ведущих производителей, занимающих львиную долю отечественного рынка, — ExxonMobil, Shell и Castrol. К этой троице присовокупили не столь распространенное, но не менее известное масло Motul.

Как испытывали? На каждом из масел специально подготовленный стендовый двигатель крутился в заданных режимах сто двадцать часов, при этом сравнивались его характеристики на различных стадиях испытаний. Мотор — отечественный восьмиклапанник ВАЗ‑21114 с впрыском, с измененной программой управления и системой масляного охлаждения поршней.

Почему двигатель не иномарочный? Условия испытаний не позволяют. Методика требует до начала испытаний и после них вскрывать мотор, обмерять, дефектовать, фотографировать и взвешивать детали. А современные ненашенские моторы разборке-сборке не подлежат — коленчатый вал там снять нельзя. Точнее, снять можно, а вот ставить обратно уже запрещено.

7Y1A8936

7Y1A8936

Через фиксированное время мы отбирали — три раза — пробы масла для оценки темпа его старения. Отслеживали изменение физико-химических показателей масла, а также содержание в нем продуктов износа. А вскрытие мотора уточняло представление об отложениях и износе.

Чтобы отсеять сомнения насчет возможных подделок, свежие пробы масел мы отдали в лабораторию для определения базовых физико-химических показателей и сравнили их с указанными производителями. Если совпадают — стало быть, масла настоящие, не поддельные. Удивило другое: начальные параметры всех четырех масел практически одинаковые. Уж не из одной ли они бочки? Из разных! Это выяснилось после измерений динамической вязкости во всем диапазоне температур. Но сначала вспомним, какие вообще бывают вязкости.

table-01

table-01

КИНЕМАТИЧЕСКАЯ, ДИНАМИЧЕСКАЯ И HTHS

Имеется прямая связь между вязкостью масла, потерями на трение и скоростью износа узла трения. В классической гидродинамике различают две характеристики вязкости — динамическую и кинематическую. Для мотора важна именно динамическая вязкость масла, поскольку она учитывает изменение плотности в зависимости от температуры. А кинематическая вязкость важна для масленщиков; она может быть точно определена капиллярным вискозиметром. Ранее параметры вязкости, предписанные классом SAE, ограничивали лишь возможный диапазон изменения кинематической вязкости масла при температуре 100 °C. Диапазон этот для масел SAE 30 составляет 9,3–12,6 сСт; для масел SAE 40 он шире12,6–16,3 сСт.

Сейчас классификация по SAE дополнена ограничениями по динамической вязкости при 150 °C. Это так называемая высокотемпературная вязкость HTHS (High-Temperature, High- Shear).

Прежде считалось, что для подбора масла достаточно классификации по SAE, а потом выяснилось, что ее мало. Масла из одной группы при рабочих температурах могут различаться по вязкости на десятки процентов, а это существенно для работы мотора. Потому и ввели дополнительное ограничение.

table-02

table-02Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.
Динамика изменения кинематической вязкости в процессе испытаний отражает темп старения масла. Это один из основных браковочных параметров масла.
Производители современных масел ориентируются на противоположные приоритеты. Так, фирма Shell заявляет о малой вязкости масла Helix Ultra, которая предопределяет низкие потери на трение. А компания Motul специально разработала масло 8100 X‑сlean FE, у которого заявлено высокое значение HTHS. Кто же прав?

Для полноты картины пройдем по всем температурам — от зимнего холодного пуска до вполне рабочих режимов, как у полностью прогретого мотора. Наивысшие значения высокотемпературной вязкости HTHS при первой пробе — у масла Motul 8100 X‑сlean FE, как и было обещано производителем: 3,2 мПа·с против 2,7 мПа·с у Mobil. Разбег — почти под 20%! Значит, это масло снизит на 20% нагрузку на подшипник — либо позволит увеличить давление на подшипник на те же 20% без ухудшения условий его работы. Плата за это — самые высокие значения динамической вязкости при отрицательных температурах: 8330 мПа·с у масла Motul против 6220 мПа·с у масла Mobil. Значит, в арктиках и антарктиках запустить мотор с маслом Motul будет сложнее.

table-03

table-03Содержание продуктов износа в образце масла, отобранном после цикла испытаний, хорошо иллюстрирует защитные свойства масла.
Содержание продуктов износа в образце масла, отобранном после цикла испытаний, хорошо иллюстрирует защитные свойства масла.
Впрочем, интереснее проследить динамику изменения этого параметра в течение всего срока проведения испытаний. Масла Mobil 1 ESP Formula и Motul 8100 X‑clean FE за 120 часов пытки российским двигателем и российским же (не самым лучшим, как все говорят) топливом изменили свои параметры несильно и вполне предсказуемо. В ходе испытаний динамическая вязкость во всем диапазоне температур увеличилась лишь на 3–5%.

Страницы

← предыдущаяследующая →

123

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (89)

Самые новые

Заказная статья Motul. Motul вообще не понятно что за масло. Продается только в России. Похоже бренд Motul купили наши дельцы ,пиарят его и гнут цену. А, что там залито- догадайтесь сами.

Ответить#
0

Какое Жестокое " убийство "

Сразу ассоциация вывести спортсменов в комбинезонах на мороз , облить водой и стоя рядом в комментировать преимущества тулупа и сухих валенок ;—)

Жаль фактическая методика испытаний описана не подробно.

Это не позволяет делать выводы о фактической работе.

Результаты температуры вспышки Shell заставляют предположить возможность разбавления топливом (снижение с 238 градусов почти до 200 ) При этом растет вязкость продукта на всех показателях, что может указывать на  повышенное количество продуктов сгорания или ошибки определения параметров вязкости (особенно на высоких температурах)

Интереснее было бы сравнить с отечественной синтетикой 5w30  на указанном двигателе. Что полезнее двигателю в указанной ситуации.

Ответить#
0

Да  и еще,  —надо отдельно испытать масло Shell и бензин из АЗС Shell. Готова ли компания Shell быть спонсором?

Ответить#
0

Вы знаете —- я еще не видео компанию, которая хотела бы стать спонсором, но при этом не желала бы для себя какого-либо исхода испытаний кроме суперположительного... А это уже нехорошо... Вам будет интересен такой материал?

Ответить#
0

Какое топливо использовалось при испытаниях? «Российское„-это новая марка бензина? Если использовалось российское-эксперимент ничтожен. Нет статистики. Не ясно, с чем связано ухудшение свойств масел-два из представленных почти не реагировали на новую марку бензина-„российскую“.Значит они просто сделаны из качественных синтетических и нефтяных базовых масел и дорогих пакетов присадок? Можно провести второй эксперимент-эти же масла испытать на европейском бензине. Total, Aral и бензин с этанолом E85 заодно протестировать. Можно и сингапурский бензин использовать. И тогда будет доказательство.

Ответить#
0

Простите, но как можно, не читая материал, высказывать какие-то суждения? А вы его не читали. Иначе бы знали, с какой целью он затевался. Именно для того, чтобы проверить суждения отдельных масленщиков, что, мол, с дерьмовым российским бензином наши замечательные масла не работают и не будут! Вот мы и выяснили, что хорошие масла —- работают ис плохим бензином! Который мы —- заметьте —- готовили специально: такого метанольного топлива в продаже пока что много. И как его нужно было обозвать?

Ответить#
0

Действительно, почему не устроить сравнительную экспертизу топовых масел Российских производителей в сравнении с импортом. Более чем уверен что наши масла ничем не хуже.

Ответить#
-1

Это хотели сделать, когда еще финансы позволяли. Но столкнулись с тем, что все производители, услышав про такие планы, дружно высказали «Фи». Одни сказали, что компания недостойная, другие не захотели быть не первыми. В итоге всякий раз старались максимально разводить наших и ненаших.

Ответить#
0

А зачем вам мнение производителей? Вы же «независимая» экспертная группа?

Ответить#
0

Дефка с пипеткой зачетная. Лайк.

Ответить#
0

Ну пипетки положим не видно...))

Ответить#
0

Автомобильный журнал берет деньги за рекламу масла — это оскорбление? С каких пор? Мне подобную рекламу суют со всех сторон, я не оскорбляюсь почему то :).

...как тут уже заметили, раньше ЗР очень любил масло ЗИК. Никто не сомневается, что совершенно бескорыстно. Только вот масло это как бы это сказать помягче ... никакое, абсолютный проходняк дешевый. Конкурент лукойла :).

Самсунг за то что бы его смартфон показали в последнем Бонде, предлагал миллионы. Блин, опять кого то оскорбил :)...

Ответить#
0

У нас о масле ЗИК были самые хорошие впечатления! Это честно. Верить нам или нет —- дело Ваше.

Ответить#
0