18
19
Инж. К. КупреяновКакой тип дорога нужен совхозам и колхозамРИ РЕШЕНИИ этого вопроса приходится, травы) и ценные (масло, молоко, и пр.), которые. в виду новизны дела, сразу же притребуют особовнимйтёльной перевозки. знаться, что он застигает нас почти врасВ число грузов последней категории вклюплох. Жизнь требует немедленных отве^ чаются скоропортящиесягрузы , напр., тов лишь на основе сырого, еще совершенно молоко, которое кроме того требует регулярнепроработанного технического материала. ности доставки как в город, так и для масло. Условия Амеделия в течен л .круглого года. рики не вполне Для этого нужподходят к нана очистка дошим, так как там рог от снега зихозяйство единомой и проезд в личное — фертечение кругломерское, а у нас го года. в коллективных хозяйствах об'единены также Типы маши» и механические и для сельперевозочные ских дорог средства. Имеющиеся литературные америТрактор имеет канские данные твойное назнаслишком общи чение в сельскои не дают ясных хозяйственной ответов на ряд практике : он сомнений, возявляется тяговой Канавокопательс колесным трактором »Павези", никающихвэтом силой для сельмощностью в 22 лош. силы, делает четвертый проход для полного новом и сложскохозяйственпрофиля треугольного лотка ном деле. ных, машин, работающих в поле, и тяговой силой для пеМожно ли, например, пустить по грунтовым ревозки тележек-прицепок с грузом или кредорогам тяжелые грузовики? Не будет ли слишком вредно действие тракторов со шпостьянских телег обыкновенного типа. При первом назначении тракторы, чтобы попасть на рами и выступами на дороги? И целый ряд поле передвигаются по полевым дорогам, при других вопросов подобного же характера.повтором — пользуются дорогами всех трех типов. является при ближайшем приступе к новому делу открытия грунтовой сети для организоТракторы везут на прицепе не менее 5т груза. Грузовики пользуются дорогами внутрихованного механического транспорта. зяйственного транспорта и связующими дорогами. Грузопод'емность грузовиков от 1,5 до Разделение совхозных и колхозных 3,5 и даже до 5 т. дорог по их назначению Легковые автомобили пользуются дорогами тех же типов, что и грузовики. Прежде чем выяснить технические типы дорог, необходимо указать, на какие разделы Технические типы дорог* можно подразделить эти дороги, сообразно их целям. Имея в виду небольшое движение по всем Для обслуживания транспортных ,потребноэтим дорогам,— до 100 т брутто в сутки,—прихостей совхозов и колхозов нужны дороги разных типов, которые сводятся к 3-м основным. дится прежде всего установить, что все эти Это — п олевыедороги для сообщения со дорогидолжныбыть главным образом облегченногои отчасти нормальвсеми местами обрабатываемой площади, н оготипа небольшой стоимости. в нутрихозяйственные — для соеди неПриведем таблицу технической классификания отдельных сел колхозов и совхозов и, нации дорог, придерживаясь данных Цудортранса конец, дороги, соединяющие колхозы, и совдля этого предела проезда. хозы с городами, станциями, пристанями и Применительно к этой таблице можно репрочими центрами. шить, какой тип проезжей части необходим Сезоныперевозок для полевых дорогвесна, лето, осень. Зимой они не дейавуют. для того или другого разряда сельских дорог. Из этой таблицы видна связь между грузоДля дорог внутрихозяйственного транспорта и напряженностью и эксплоатационными требодля связи нужны все 4 сезона, включая весну ваниями проезда, с одной стороны, и спосои осень, самые трудные в дорожном отношебами устройства проезжей части дорог — с друнии, а это требует более значительного улучшения полотна дороги. Род грузов зависит от характера хозяйства. * Мосты предполагаются обыкновенных типов; по ширине В общем это грузы двух родов: массовые — они должны быть достаточны для пропуска комбайнов что потребует ширины между перилами 5,5—6 м. навалочные (сено, солома, овощи, картофель, 18П гой. Поэтому к этой основной схеме необходимо сделать добавления, главнейшие из которых следующие: 1. В виду того, что не все дороги будут сразу улучшены, а лишь только часть их и лишь со временем будут улучшены остальные, надо иметьгарантиюпроходимости ма шиндажеи по известному протяж ениюнеулучшенныхдорог (с известными .ограничениями в скорости и пр.). Для этого необходимо , ч тобымашины •были напневматиках , а неналитыхшинах , так как первые в силу большей обтекаемости и неровностей дороги имеют большое сцепление, благоприятствующее тому, что машина не застрянет в яме или не остановится вследствие буксования на скользкой неулучшенной дороге. 2. Из схемы видно, что для грунтовых дешевых типов дорог наибольший вес грузовика ограничен 3,5 т (вес груза), h o держаться в этом пределе веса,' разумеется, нельзя. Машина же с грузопод'емностью в5т нуждается в дороге не ниже типа гравийного шоссе. Если же число таких машин будет невелико, то можно ограничиться и грунтовыми типами, но зато для лучшей проходимости машин во всех условиях необходимо, чтобы они были шестиколесными, отличающимися очень большим сцеплением. Это почти вездеход. 3. Что касается тракторов, то наличие режущих выступов, шпор и угольников на их колесах не должно смущать нас; г рунтовые тип ы дорог вообще отличаются податл ивостьюполотна ; в то же время онилег ко допускаюти во сстановление своей поверхности своевременной Наименование технического класса Грузонапряженность в тоннах брутто в день . Эксплоатационные требования, пред'явленные к дороге . . . . Нагрузка грузовиков. Полезный груз нетто . Скорость легковых автомобилей на прямой. Число автомобилей в день: грузовых УстройствоДоставка сельскохозяйственных продуктов на грузовиках в Америке утюжкой. Гравированные дороги также приближаются к этому типу дорог. Исключение составляет щебеночное шоссе, которое сильнее страдает от таких тракторов. В этом случае можно рекомендовать устройство „летнего" пути вдоль шоссе. Грунтовые дороги с профилировкой специальными машинами не раз описывались на страницах нашего журнала. Но одйойпро ­ ф илировкиприплохих чисто глинистых или чисто песчаных грунтахнедоста ­ т очно для получения плотной устойчивой коры ив этих случаях необходимопо ­ м имо профилировки прибегнуть также кулучшениюсостава самого полот Дороги облегченного типаДороги нормального типаiот 100 до 300 — Свыше 3,5 и до 5 свыше 40 км и не более 60 км в час от 10 до 50 от 5 до 10от 50 до 100 , — свыше 1,5 и до 3,5 30-40 км в час до 10 до 5 Я. Грунтовые дороги смощенными участками: спрофилированные и укрепленные песчано глинистыми смесями, гравием, и в Отдельных местах мощением с грунтовыми разрывами. Б. Гравийные, шлаковые и др. дороги из местных материалов с уплотнен, движен.до 50 — не более 1,5 не более 20 км в час Одиночные машинып ппроезжейiЯ. Дороги с каменной одеждой сплошными! участками из местных материаловгравия, шлака и др. Б. Щебеночное и гравийное шоссе В. Прочие более сильные типы. . 1Грунтовые дороги, спрофилированные и укрепленные песчаноглинистыми смесями и пр.19