20
21
Инж. М. КалитаКЛи.нкрВ ЯртемОвске началось строительство клинкерного, завода. Производительность заводарассчитана на 5, млн. штук клинкерного кирпича в год. 4 , • ." ., („Правда")•ча^ . ^Т;>^:г^ш^шадр^гааай^кз^^ЖЗ!!; • •11ШУ11Ш1!гibJПостройка клинкерной дорогиБЛИЖАЙШИЕ годы наш городской гужевой транспорт будет заменен автомобильным. . Подготовлены ли наши города к развертыванию автомобильного движения? Безусловно нет. Г ородскиеулицы по к р'ыт ы 'б ул bi жноймоею во й, г лавным обр азом , из известкового , к амнясплохимп од сти лающим ел оем. Такая мостовая быстро • портится и дает много пыли даже при среднем движении. "Способов коренного улучшения булыжной мостовой нет и не может; быть. Как бы хорошоВни была замощена мо- ; стовая, связь между отLii _ __2 . цельными ее камням:! б ыстро нарушается. Под влиянием движения грузовых автомобилей острые края камней быстро стираются. Как только связь между отдельными ' камнями нарушена, начинается неравномерное оседание камней.С этого момента разрушение'мостовой идет быстрым темпом; скопРазрушение клинкерной ляющаяся в неровноосновании при большом стях мостовой дождевая вода разжижает подстилающий слой, а толчки при проезде экипажей усиливают 'начавшееся разрушение. Такие мостовые к автомобильному движению не приспособлен ы. Образовавшиеся не20ровности мостовой сильно увеличивают расход горючего, износ шин и текущий ремонт самой машины. Мостовые приходится перемащивать через два, в крайнем случае, через три года, и содержание мостовой для города становится убыточным. Нем ногимлуч ш'е булыжнаямd стов ая из болеетвердыхпоро д: гранитного булыжника, базальта, песчаника * и проч. При автомобилизации страны употребление гранитного булыжника, убыточно, а привбзной булыжник обходится так дорого, что безусловно дешевле употребление клинкера , тем бблее, что в местностях, бедных .камнем, чисто встречается клинкерная глина. Мостовые из булыжного камня выдержива ют среднееа втом обильноедвижени е. При- ^перевозке груза .по,бу-. лыжной мостовой .затрачивается на каждую тонну от 20 до ; 33 кг усилия, при клинкерной же мостовой:— всего б кг. • Булыжные момостовой на песчаном ч автогужевом движений стовые летом дают большее количество пыли, а осенью — грязи и слякоти. Дождевая вода задерживается на неровностях и вместе с5 Пылью и глиной, нанесенной шинами экипажей, образует жидкую грязь, счистить которую невозможно вследствие неровности мостовой. Еид клинкерной дороги со швами заполненными битумом.К линкер представляет собой кирпич размером 220 X НО X 65 мм. Выделывается он из особого рода глины и обжигается в особо устроенных печах при температуре значительно большей, чем обыкновенный кирпич — около 1 600°. При замащивании клинкер укладывается правильными рядами : на песке для среднего движения и на бетонном основании — для большого движения. Клинкерная мостовая дает мало пыли. Поверхность мостовой гладкая; дождевая i вода быстро стекает, унося с собою грязь. Очистка такой мостовой очень легка, ее можно содержать в идеальном порядке, и так же, как и брусчатку, можно мыть. В болотистых районах в почве происходят гнилостные процессы, которые заражают- пыль ее поверхности; для" борьбы с этим злом необходимо устроить непроницаемую дорожную одежду. При применении клинкера это легко исполнимо. Устраивается клинкерная мостовая с заполнением швовкаменноуголь но йсмолой . Особенностью наших' городов является постоянно производимый ремонт подземных сооружений(водопровода, канализации и пр.). Явление это вполне нормальное и вы-,. текает из системы нашего городского хозяйства. В Америке, стране больших капиталов, закладывают подземные сооружения, учитывая развитие города на много лет. В наших же условиях, при маломощном. городском бюджете, довольствуются лишь удовлетворением потребностей ближайших лет. При дальнейшем развитии городов приходится перестраивать ту или другую сеть. Это неминуемо сопровождается ломкой мостовой. Прочность всяких улучшенных мостовых с. подстилающим слоем из бетона зависит от целости этого слоя; как только подстилающий слой испорчен, разрушение мостовой идет довольно быстро. К таким мостовым относятся литой асфальт, асфальтобетон, брюкенштейн, клейнфлястер. Разрушение бетонного основания не может действовать так вредно на клинкерную мостовую, как на эти мостовые, в виду значительно большей толщины клинкерного слоя. Опытный участок из клинкера на щебеночном основании, заложенный в 1927—28 г. в Москве на Ленинградском' шоссе, несмотря на сильное движение на этом участке, хорошо служит; заметно лишь небольшое снашивание ребер. Участок же литого асфальта, расположенный рядом, построенный в 1926—27 г. уже деформировался, края его поднялись, налезая на каменные борты, и уже требуют ремонта. Клинкерная мостовая приближается к типу инженерных сооружен ий . Благодаря строго определенным размерам клинкера к клинкерной мостовой можно применять правила строительного искусства, а к качеству клинкера, как к продукту фабричного производства, подходить с определенными требованиями, которых нельзя применить при устройстве булыжной мостовой. Выгодность устройства клинкерных мостовых в России была учтена до войны.иностранными капиталистами. Бельгийское акционерное общество, которому принадлежал дачный поселок Лехта (под Ленинградом), считало лучшим материалом для замощения улиц клинкер. Это решение тем более интересно, что -Лехта граничит с Финляндией, где много гранитного камня и устройство булыжной мостовой стоило, бы недорого. Проект клинкерного завода и оборудование были заказаны в Германии, лекальный кирпич для устройства печей был изготовлен по германским чертежам на кирпичных заводах в Боровичах. Пробные образцы кирпича испытывались в лаборатории фирмы, составлявшей проект. Постройка завода была задержана начавшейся войной и была закончена в 1916 г. Оборудование завода машинами не было доведено до конца, но все же были произведены пробные обжиги, давшие удовлетворительные результаты. Клинкерные мостовые Существовали в РоссииЗаливка швов битумом и до войны: на западе — в Люблине и на Украине —в Чернигове. Местные жители были вполне довольны этими мостовыми. Именно благодаря клинкеру Люблин выглядел чистым, аккуратным. 21