Проф. Ё. А- ЧудаковУ СТРо й.'с тОхлаждениеОАВТОМОБИЛЯдвигателя*сожмется и клапан М сядет на свое седло, циркуляция вновь прекращается и опять произойдет быстрое повышение температуры воды. Таким образом скорость циркуляции воды через радиатор все время поддерживается такой, при которой температура воды в рубашке двигателя колеблется в переделах 70 — 80° Ц. Аналогичная конструкция термостата была представлена на фиг. 8; в этом случае термостат расположен не около насоса Ш, а около выпускного трубопровода Е. Клапан, перекрывающий проход для воды, обозначен буквой М, а буквой Н обозначен гофрированный цилиндр, наполненный легкокипящей жидкостью и управляющий положением клапана М. Конструкция второго типа термостата, при котором прекращается циркуляция воздуха через радиатор, представлена на фи г. 19. Здесь. гофрированный цилиндр Н через посредство рычажной системы приводит в движение жалюзи или специальные створки, при помощи которых радиатор спереди может закрываться и таким образом может прекращаться циркуляция воздуха сквозь радиатор. Следовательно, по мере повышения температуры в системе водяного охлаждения, циркуляция воздуха через радиатор будет постепенно уменьшаться и, наконец, при достижении определенной температуры, на которую установлен термостат, поток воздуха через радиатор совсем прекратится, а, следовательно, резко снизится охлаждение циркулирующей через двигатель воды'. Вторая система термостата имеет серьезные преимущества перед первой, главным образом, втом отношении, что при этом уменьшается риск замерзания воды при пуске двигателя в ход. При первой же системе термостата, в случае очень холодной погоды, в виду отсутствия циркуляции воды в радиаторе, она может успеть замерзнуть, пока двигатель работает на малом газе и пока температура воды в водяной рубашке не поднялась настолько, чтобы клапан М открылся. В настоящее время главное распространение имеет система термостата со створками* (фиг. 19), и почти все автомобили в Америке снабже ны термостатаФ и г. 19 ми такой системы.автомобильногоДЛЯ НАИЛУЧШЕГО протекания рабочего процесса автомобильного двигателя желательно, чтобы температура охлаждающей воды в цилиндрах равнялась, примерно, 70 — 80°Ц. При более высокой температуре есть опасность кипения воды (а, следовательно и потери ее) и частичного перегрева цилиндров; при более же низкой температуре работа двигателя точно так же ухудшается. Вопервых, при этом плохо идет образование рабочей смеси, особенно в случае тяжелого бензинагнаиболее трудно кипящие частицы топлива не испаряются и, оседая на стенках, попадают далее в масло и разжижают последнее. Вовторых, при холодных стенах двигателя вязкость масла увеличивается и работа трения поршня по цилиндру также возраNttW" хш стает. Из сказанного фи г. 18 следует, что желательно после пуска двигателя в ход возможно быстрее повышать температуру воды до указанного выше' предела и по возможности ровно держать ее на этой высоте. Для достижения такого результата в современных автомобильных двигателях часто применяются специальные механизмы, называемые термостатами, которые и удерживают температуру радиатора в определенных, указанных выше пределах. Все употребляющиеся в настоящее время конструкции 1 термостатов могут быть разделены на 2 группы: >а) термостаты с прекращением циркуляции воды и б) термостаты с прекращением циркуляции воздуха через радиатор. На фиг . 18 представлена конструкция термостата, выполненного по первому способу. Здесь имеется клапан М, который управляется при помощи гофрированного цилиндра Н, заполненного легко-кипящей жидкостью (обычно эфиром). Гофрированный цилиндр Я окружен водой той температуры, которая имеется в цилиндре. Клапан М при своем нижнем положении закрывает циркуляцию воды, а, поднимаясь вверх, открывает соединения трубопроводов. По мере нагревания воды гофрированный цилиндр Н удлиняется и открывает клапан М, тем самым возобновляя необходимую циркуляцию при определенной температуре воды. Как только температура воды во всей системе снизится настолько, что гофрированный цилиндр Н*) Продолжение см. № 12Незамерзающие смеси для охлаждения двигателяПри эксплоатации автомобилей в зимнее время всегда имеется риск, что вода в радиа23