10
11
12
ЭЛЕКТРЕСКИЕАВТОМОБИЛШиг. 1. Внешний аид иозого аккумуляторного автомобиля моторизация страны и вызываеШ ИРОКАЯ колоссальная трата дорогих сортов мая ею жидкого топлива ставят нас под угрозу нехватки его в будущем. Поэтому изыскание путей к возможно бережливому расходованию жидкого топлива является в настоящее время первоочередной задачей. Вопрос о рациональном употреблении жидкого топлива и, кроме того, об использовании для автотранспорта всех местных топливных ресурсов вообще, из которых большое значение будет иметь использование твердого топлива, не раз обсуждался автодоровской общественностью. Вопрос этот был заострен и на последней топливной конференции ВСНХ в Москве в конце 1930 г., на которой было решено как можно быстрее форсировать исследовательскую и практическую работу по частичному переводу нашего автотракторного парка на твердое топливо применением газогенераторных автомобилей и тракторов на более тяжелом жидком топливе — нефти или мазуте и опытами работы на автомобилях с дизельмоторами. Однако, существует еще один вид дорожного транспорта, возможности широкого применения которого до сих пор у нас не обсуждались, хотя он и заслуживает большого внимания, так как для его работы может быть использована потенциальная энергия твердого топлива. Этим видом дорожного транспорта является эле ктрический аккумуляторный автомобиль. До сих пор возможность применения у нас аккумуляторных автомобилей упиралась в наше самое больное место —плохие дорожные условия. Аккумуляторный автомобиль требует хорошей дороги, так как батареи его слишком чувствительны к тряске. В настоящее время, в связи с большим дорожным строительством, вопрос применения у нас аккумуляторных автомобилей является бесспорным. Помимо экономии в стоимости эксплоатации, которую дает аккумуляторный автомобиль,— а она выражается по данным заграничной практики в 2530и/0 по сравнению с обычными бензиновыми автомобилями,— употреблением их мы можем с'экономить и значительную долю жидкого топлива. Отсюда нельзя, конечно, заключать, что бензиновый автомобиль должен полностью уступить дорогу аккумуляторному автомобилю. Эксплоатация аккумуляторного автомобиля может быть осуществлена наибо . е е выгодно по сравнению с бензиновым автомобилем лишь на определенных работах, не требующих от автомобиля высоких скоростей и большого радиуса действия. Еще более выгодной этсплоатация аккумуляторного автомобиля оказывается на таких работах, которые, заключая в себе два указанные условия, характеризуются, кроме того, частыми остановками. К работам такого рода следует отнести работу автомобиля по развозке продуктов питания по домам, по вывозке мусора, поливке улиц разгрузке почтовых ящиков и, наконец, пчботу городского авюбуса. Кро-Фиг, 2. Однотонный аккумуляторный автомобиль ме того, бывают такие КОНТРОЛЛЕР случаи, когда по соображениям пожарной безопасности электрическая тяга является МОТОР единственно возмож ной. Область применения аккумуляторных авАККУМУЛЯТОРЫ томобилей таким образом довольно обширна и введением их в хозяйство страны может быть достигнут большой экономический эффект. Наибольшее распространение аккумуляторные автомобили получили в САСШ, Англии и Германии. По недавним сведениям в САСШ насчитывается свыше АККУМУЛЯТОРЫ 35 тыс. аккумуляторных грузовиков. Уже самый факт их широкого распространения в стране с крупной промышленностью бензиновых автомобилей ис большими запаФиг. 3. Ш асси аккумуляторного грузовика сами нефтяного топлива, как САСШ,'указывает, что аккумуляторные автомобили имеют серьезотсутствует и канданный вал. Помимо грузовиков с одним мотором, существуют конструкции ные экономические основания, конкурировать имеющие два или четыре мотора, в зависимости с бензиновыми автомобилями. от тоннажа. В этих случаях моторы располагаются обычно непосредственно на осях автомобиля, как показано на рис. 6. Здесь нет и необКонструкции аккумуляторных автомобилей ходимости в диференциале, так как каждый 1 мотор ведет самостоятельно одно из колес. Аккумуляторные автомобили, как и бензиАккумуляторы, применяемые на автомобилях новые, разделяются на легковые, автобусы и бывают двух типов — свинцовые и железо-нигрузовые/Наибольший процент из них составкелевые. Первые гарантируются фирмами на ляют грузовые автомобили, которые выпускаютдва года работы, в торые — н а восемь лет. Стоися грузопод'емностью от 0,5 до 7 тонн. На рис. 3 мость железо-никелевых батарей значительно изображено стандартного типа шасси грузовых выше стоимости свинцовых, но если разложить аккумуляторных автомобипервоначальную затрату делей. Как можно видеть из нег на число гарантирован' рисунка, в центре авюмобил:: ных лет, то годовой расход помещается электромотор, по амортизации батарей окапитающийся энергией от акжется в обоих случаях почти кумуляторов, расположенных одинаковым. в особых ящиках по бокам Вследствие чрезвычайног автомобиля или же спереди большого веса аккумулятор» его. Управление мотором проных батарей (около 1,5 тонны изводится посредством кондля нормальной батареи в троллера, движением рычажка 40 аккумуляторов) при их которого (ручной контроллер, сравнительно малой емкости, рис. 5) или ножной педалью величина пробега аккумуля(ножной контроллер, рис. 4) торного автомобиля сильно можно, соединяя в различных ограничена. После пробега комбинациях обмотки мотора известного числа километров, с аккумуляторами, регулиробатарея должна быть перезавать скорость автомобиля. ряжена или заменена новой. Фиг, 4. Н ожной контроллер акку ­ муляторного автомосиля Радиус действия легкового авМощность мотора передатомобиля исчисляется в средется на задние колеса так же, нем в 95 км, грузового полуюнного — 72 км, как иу ооычного оензиноЕого автомобиля, в 2 тонны—64 км ив 3,5—5 тонн —56 км. При т. е. карданным валом через дифзренциал, больших суточных пробегах автомобиля, как с той только разницей, что коробка скоростей это имеет место в автобусной службе, на конечи сцепление здесь отсутствуют. В американской ных станциях обычно имеются запасные заряконструкции Уокер мотор расположен непосредственно на задней оси и здесь, таким образом, женные батареи и, таким образом, малая ем-и имуществ пслучает аккумул яюрный автомобиль перед бензиновым. Во время стоянок, хотя бы самых непродолжительных, электромотор, в противоположность бензиновому двигателю, обычно продолжающему в таких случаях работать, не работает, давая таким образом большую экономию энергии. И, наконец, благодаря отсутствию механизма сцепления и коробки скоростей в аккумуляторном автомобиле управление им значительно облегчается и шофер получает возможность лучше следить за движением. Из недостатков аккумуляторного автомобиля можно назвать небольшой радиус действия аккумуляторного автомобиля и невысокие его скорости, ограничивающие его определенным родом работ. Большой мертвый вес аккумуляторного автомобиля, как следствие большого веса его батареи, служит Достоинства и недостатки причиной излишней непроФиг. 5. Ручной контроллер аккумулятор аккумуляторного автомоного автомобиля изводительной траты энербиля гии, которая уходит на переИз приведенного краткого описания устройвязку самой батареи, что в меньшей степени ства аккумуляторного автомобиля можно притти относится к бензино-мотору к заключению, что одним из основных достоинств этого автомобиля является простота его Выводы устройства и несложный уход за ним. Уход за аккумуляторным автомобилем сводится почти Усиленнее дорожное строительство, которым исключительно к тому, чтобы своевременно охвачена в настоящее время страна, говорит за заряжать аккумуляторы и следить за тем, чтобы то, что уже через год или два мы будем иметь уровень электролита, которым заливаются акбольшой процент достаточно хороших дорог. кумуляторы, не снижался ниже, чем следует. Возможность эксплоатации аккумуляторных авБлагодаря плавной работе электромотора (без томобилей станет тогда неоспоримой. Чтобы сотрясений и толчков при разгоне) продолжибыть готовыми к этому времени, мы уже теперь тельность службы аккумуляторного автомобиля должны повести исследовательскую работу • по сравнению с бензиновым значительно выше.этом направлении ив самое ближайшее врем» Эксплоатация аккумуляторного автомобиля в теналадить производство аккумуляторных авточение 12—15 лет—обычное явление. В противоположность двигателю внутреннего сгорания электромотор получает энергию от постороннего источника (аккумуляторной батареи), не зависящего от режима мотора, благодаря чему аккумуляторный автомобиль может развивать очень высокое ускорение. В скученном городском движении с частыми остановками и вынужденными замедлениями способность автомобиля быстрее разгоняться ведет к повышению его средней (коммерческой) скорости. Поданным заграничной автобусной практики коммерческая скорость аккумуляторФиг. 6. Двухмоторная установка аккумуляторного автомобиля ного автобуса на 20% выше бензимобилей. При разработке технического пронового. А так как коммерческая скорость явфиля второй автомобильной пятилетки воляется одним из основных факторов, влияющих просы опытного — а затем и заводского — вына стоимость эксплоатации, то и стоимость килопуска советских аккумуляторных автомобилей метра пробега соответственно уменьшается. И не должны быть забыты. Инж. Г. Гуляев чем больше скучено движение, тем более пре-кость аккумуляторов здесь не представляет больших неудобств, тем более, что смена батарей занимает всего 3—4 минуты. Скорости аккумуляторных автомобилей не велики: 3032 км в час для легковых и 16—25 км в час для грузовых среднего тоннажа. Зарядка аккумуляторных батарей производится обычно ночью, в часы, когда на электростанциях сильно снижается нагрузка. Благодаря большому запасу свободной энергии электростанции отпускают ее в это время по значительно пониженному тарифу. Ограниченный радиус действия и небольшие скорости аккумуляторных автомобилей не позволяют им работать на междугородных линиях или вообще вне города и их причисляют к автомобилям исключительно городского типа.П