ОПЫТ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ АВИАЦИОННОГО МОТОРА ДЛЯ МОТОРНОЙ ЛОДКИ(Г.:"'"Ч1'1С?НЙ:СКрейсер -Яков Алксн''с" с авиационным мотором смонтированным водомоторной подсекцией ЦС Автгдорар*1 ИЮЛЯ на Москве-реке был дан старт крей~ * серу „Яков Алкснис", вышедшему в Астрахань, чтобы принять участие во Всесоюзном испытательном походе моторных лодок и глиссеров, организованном ЦС Автодора. Крейсер рассчитан на 20 пассажиров и имеет 2 кокпита,— передний закрытый, где сосредоточено все управление и спальные места, и задний — открытый для пользования в хорошую пс году. Моторная установка расположена в средней части лодки и изолирована перегородками от мест для пассажиров. Длина крейсера 11 метров, осадка 0,6 метра при полной нагрузке. Судно построено по чертежам, разработанным водно-моторной подсекцией ЦС Автодора и, как показало предварительное испытание, по своим качествам стоит не ниже современных заграничных. Имея новейшие У-образные обводы, крейсер дает хорошую скорость порядка 35 км в час. Так как крейсер строился для мелководной реки-Москвы, то кормовая часть его сделана туннельной, что конечно отражается на его скорости. При условии эксплоатации такого судна на глубоководной реке туннель может быть отброшена, отчего скорость повысится до 40 км в час. Корпус целиком деревянный ив постройке значительно проще, чем корпуса старого типа, имеющие гнутые полукруглые шпангоуты. При наших лесных богатствах выпуск такого типа судов может быть организован в массовом количестве. В качестве двигателя использован старый180-сильный шестицилиндровый авиационный мотор „BMW", негодный для авиации. В моторе сделаны следующие конструктивные видоизменения и добавления. На конец коленчатого вала вместо авиационного пропеллера насажен маховик от автомобильного мотора „Фиат" 60 х 90 лош. сил, соединен с реверсивной муфтой, приводящей в движение гребной вал. Выхлопная труба окружена водяной русашкой. Мотор охлаждается забортной речной водой, циркулирующей от действия крыльчатой помпы. У моторов „BMW" помпа расположена в нижней части картера так, что находясь ниже ватер-линии, она всегда бывает заполнена водой ив достаточной степени охлаждает мотор. Для охлаждения масла поставлен водяной радиатор, питаемый из общей охлаждающей мотор водяной магистрали. Заводная ручка сконструирована таким образом, что передает усилие от руки через мотоциклетную цепь и скользящую по валику шестерню на маховик, чем достигается надежный и легкий пуск двигателя. Испытание в походе покажет возможность использования старых авиационных моторов для водно-моторного транспорта. В случае благоприятных результатов такого типа катера найдут применение на наших крупных строительствах, в качества быстрой связи по рекам и морям; для перевозки почты и ценных грузов; для инспекторских поездок; для разведок на рыбных промыслах; в случае войны они послужат прекрасным орудием для защиты наших рек и морей. Инж. Б. УкшеРедакция „За Рулем" предполагает один из очередных номеров посвятить применению дизельмоторов в автотракторном деле. Просим наших авторов и читателей прислать имеющиеся у них статьи на эту тему для помещения в номере.25