ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СО( СРАЖЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ АВТ ЖОБИЛИЗАЦИИ СССР ВО ВТОРОМ ПЯТИЛЕТИИ 'О РЯД ЛИ есть необходимость приводить дан" ные о том, каким скромным автопарком обладает наша страна в настоящее время и какой острый недостаток в автотранспорте мы ощущаем. Все это хорошо известно читателям „За Рулем". Вряд ли нужно также об'яснять роль автомобиля, как средства транспорта, средства „собирающего" и „разбрасывающего" грузы и людей, средства, способного превращать сеть потоков в почти сплошную „ткань". Поэтому перейдем прямо к изложению наших предварительных черновых наметок второй пятилетки автомобилизации — развития автостроения, автотранспорта и дорожного строительства. Нашим наметкам мы предпошлем таблицугрузо - и пассажирооборота во втор омпятилетии , определяемого Цудортрансом на 1933—1937 гг.ГодыГрузооборот (в млн. тонн) 3,6 4,8 Грузовая эабота (а млод. т/км) 31,0 42,6 68,4 86,9 127,0 183,8 Пассажнрооборот •в млрд. чел. { 9,5 10,7 12,0 13,6 '5,7 18,11934. . . . . 1935 . . . .50%. Вместе с тем, не менее 20% грузового парка должно выпускаться трехосным для обеспечения проходимости в условиях отсталой дорожной сети и повышения грузопод'емности в условиях хорошей сети на 30 — 40%. Помимо ставки на обычный бензино-мотор должна быть обеспечена ставка на дизельмотор для части среднего грузового тоннажа и подавляющего большинства тяжелых грузовиков и автобусов. Грузовые автомашины, по крайней мере на 50%. должны быть обеспечены специальным оборудованием (саморазгрузка, цистерны, коммунальные устройства и т. д.). Кроме изложенного должна быть обеспечена известная доля (порядка 10—15°/0 средних и тяжелых грузовых шасси) т ягачей со специализированными прицепами. Наконец, должен быть взят решительный курс на электрификацию автотранспорта методом „ п ривязанной " с ети автосообщения (по трамвайному методу) и аккумуля ­ торного электроавтостроения 1 , имеющего величайшее будущее. 2. Программа автостроительства (отправной иоптимальный варианты) Учитывая наши гигантские потребности, материальные возможности и базируясь на указанные технико-реконструктивные установки, мы можем провести следующее строительство. В 1932 г. д олжнабыть закончена программаавтостроительства перв ойочереди : доведение мощности Нижегородского завода до 140 тыс. автомашин в год (из них легковых 50 тыс.), завода АМО — до 50 тыс. машин и Ярославского — до 20 тыс. машин. Одновременно в 1932 г. должно быть обеспечено генеральное проектирование, разработка чертежей и технологических процессов первой группы специализированн ыхзаводов по производству и сборке различных деталей'трех основных типов автомашин, с расчетом на 1 млн. „Форд-А" и „АА", 250 тыс. трехтонных машин и шеститонных—100 тыс., малолитражных — 500 тыс. и шестицилиндровых — 100 тыс., со ставкой на то, что вторая очередь автостроительства может начаться частично уже во втором полугодии 1932 г. и закончиться полностью в течение 1933-34 гг. с выпуском в 1934 г. не менее 50% продукции ив 1935 г.— полной продукции. В 1933 г. должны быть доведены до максимальной продуктивности три завода первой очереди: Нижегородский—не менее чем до 150 тыс. машин, Амо — 70 тыс. и Ярославский — 25 тыс. машин. Кроме того, должно производиться строительство заводов второй очереди. В 1934 г. должны работать заводы второй очереди на половинную мощность и начато строительство второй специализиров аннойгруппызаводов третьей очереди на 2 млн. „Фордов", 250 тыс. трехтонных иОб аккумуляторном автомобиле мы помещаем в этом номере специальную статью. Ред.18,4 11,1Приведенные грузооборот, грузовая работа и пассажирооборот охватывают все сектора движения и дают динамику обтцего местного обращения грузов и людей во втором пятилетии. L „ Л ицо " автотранспорта второй пятилетки Учитывая характер процесса производства (концентрация, специализация, плановость, кооперирование) и об'ем обращения продукции в СССР во втором пятилетии, а также потребность в автотранспорте, как средстве под'ема живой энергетики и поэтому культурного под'­ ема масс, мы намечаем ставку на следующие основные типы автомашин. (Проблему мотоциклостроения мы рассмотрим особо). Л егковыемашины : наиболее массовый тип — „Форд-А" и его последующие модификации, оговоренные в нашем договоре с фирмой „Форд-Мотор-Компани"; второй по массовости тип — малолитражная машина; третий — менее массовый тип — „штабная" машина — 6—8-цилиндровый скоростной легковой автомобиль. А втобусы трех основных типов: полутора, 2г/2—3 и 5—6 т грузопод'емности с обеспечением для автобусного парка большого места в системе массового, устойчивого во времени и по определенным направлениям пассажирооборота в стране. Г рузовыеавтомашины : вторая пятилетка начинается массовым введением трех основных стандартных марок — „Форд-АА" — 11/ат, „Амо-3"—21/» т и Я—5 тс модификацией двух последних марок до 3и6 т, и, возможно, большего тоннажа. t-.Эти машины должны иметь, по крайней мере, на 30% постоянные прицепы для применения в массовом устойчивом грузообороте, что обеспечит повышение их грузопод'емности на 404 Развертывание вышеуказанной программы автостроения обеспечит следующий рост автопарка по годам (на 31 дгкабря). Конец первой пятилетки дает: в 1931 г.— 13 485 легковых мдшин и 49 755 грузовых шасси: в 1932 г.—33 тыс. легковых машин и 134 500 грузовых шасси. Первый год второй пятилетки (1933) даст Наши предложения сводятся к следующему 80 тыс. легковых машин, 175 тыс. „Фордов-АА", выпуску автомашин по годам. 80 тыс. „Амо", 32 тыс. "Я-5" и „Я" шеститон1933 год. Нижегородский завод — 50 тыс. ныхвсего 287 тыс. грузовых шасси, из них „Фордов-А" и 90 тыс. „Фордов-АА" (тоннаж 27 тыс. автобусов. Общий автопарк составит 135 тыс. т). Амо — 50 тыс. „Амо-3" (тоннаж 357 тыс. машин. 250 тыс. т), Ярославский — 20 тыс. машин ..Я-5" 1934 год даст нам 650 тыс. легковых машин: (тоннаж 1С0 тыс. т). Всего — 50 тыс. легковых 470 тыс. „Фордов-А", 150 тыс. малолитражных ии 160 тыс. грузовых. 30 тыс. 6 - 8 цилиндровых. Грузовых шасси будет 750 тыс.: из них 410 тыс. „Фордов-АА", 1934 год. Нижегородский —150 тыс. „Фор240 тыс. „Амо" и 100 тыс. „Я". Автобусов из дов-А". Амо — 70 тыс. трехтонных „Амо", Яроних будет 80 тыс. Общий автопарк составит славский25 тыс. шеститонных ,.Я". Спецза1,4 млн. машин. воды второй очереди: 150 тыс. малолитражных, 1935 год даст 1 835 тыс. легковых машин (со250 тыс. „Фордов-А", 30 тыс. — 6 - 8 цилиндровых, * ответственно по типам: 1 100 тыс., 640 тыс. и 100 тыс. трехтонных „Амо", 250 тыс. „Фор95 тыс.) и 1 640 тыс. грузовых шасси (соответстдов-АА", 50 тыс. шеститонных „Я". Всего: 580 тыс. венно по типам: 880 тыс., 545 тыс. и 215 тыс.). легковых машин и 495 тыс. грузовых с общим Автобусов из них будет 200 тыс. Общий автотоннажем 1 335 тыс. т. парк составит 3,5 млн. м ашин . 1935 год . Программа заводов первой очереди 1936 г. даст 4 480 тыс. легковых машин (соостается без изменения. Спецзаводы второй ответственно по типам: 3 200 тыс., 1100 тыс. и очереди дают: 500 тыс. „Фордов-А", 5С0 тыс. 180 тыс.) и 3 290 тыс. грузовых машин (соответ„Фордов-АА", 500 тыс. малолитражных, 250 тыс. ственно по типам: 1 800 тыс., 1 070 тыс. и 420 тыс.). „Амо", 100 тыс. 6—8 цилиндровых и 100 тыс. Автобусов из них будет 400 тыс. Общий автошеститонных „Я". Всего: 1 250 тыс. легковых и парк составит 7,7 млн. машин. 945 тыс. грузовых с общим тоннажем 2460000т. Наконец, последний год второй пятилетки 1936 год. Программа заводов первой и втодаст 10,1 млн. легковых машин (соответственрой очереди остается без изменений; заводы но по типам: 7 250 тыс., 2 500 тыс. и 415 тыс.) и третьей очереди дают: 1,5 млн. „Фордов-А", 5,2 млн. грузовых шасси (соответственно по 500 тыс. „Фордов-АА", 250 тыс. „Амо" и ЮОтыс. типам: 2 700 тыс., 1 600 тыс и 620 тыс.). Автобусов .шеститонных „Я". Всего: 2 750 тыс. легковых и100 тыс. шеститонных машин по готовым стандартам, обеспеченным стройкой второй очереди с тем, чтобы в 1935 г. произвести во всем объеме стройку группызаводов третьей очередиив 1936 г. пустить ее на полную мощность. В 1935 г. должны быть обеспечены пуск заводов второй очереди на полную мощность и стройка заводов третьей очереди. В 1936 г. должен быть обеспечен пуск заводов третьей очереди, на чем в основном завершается программа грузового и автобусного строительства и на чем заканчивается наш так называемый отправной вариант, и производиться стройка заводов четвертой очереди с расчетом на 2 млн. „Фордов-А", 1 млн. малолитражных и 150 тыс. 6—8 цилиндровых автомашин, чем заканчивается так называемый оптимальный вариант плана. В 1937 г. должна быть обеспечена постройка заводов четвертойочереди (оптимальный вариант) или начаться указанная стройка с окончанием ее в первом году третьей пятилетки (отправной вариант). Данный план автостроительства является выполнимым, но напряженным и зависит не только от темпов стройки и обеспечения оборудованием собственно автозаводов. Одновременно надо обеспечить подготовку базы по всему фронту: энергетика, металл — полуфабрикаты, поковки и т. д., метизы, стекло, резина, дерево И пр. При рассмотрении приведенных цифр легко усмотреть, что предлагаемый нами план автостроительства намечает осуществить его в порядке двухскачков , в основном падающих на 1933-34 гг. и 1935—36 гг. для обеспечения нормального освоения предыдущего опыта, перевода его на увеличенные масштабы и подготовки и развертывания соответствующих баз. 3. Программа автостроения1 795 тыс. грузовых с тоннажем в4 560 тыс. т. 1937 год. Программа заводов (оптимальный вариант) первых трех очередей остается без изменений. Четвертая очередь должна дать 2 миллиона „Фордов-А", 1 миллион малолитражных, 150 тыс. 6—8 цилиндровых машин. Всего в этом году 5 900 тыс. легковых машин и 1795 тыс. грузовых с общим тоннажем 4 560 тыс. т. В программу входят, кроме того, запчасти. Выпуск автобусов составляет 10 - 2 0 % грузовых шасси. 4. Необходимые капиталовложения Для выполнения указанной программы автостроительства и автостроения необходимы следующие капиталовложения (округленно, в миллионах рублей): 1932 г.—500, 1933 г.—1 100, 1934 г.—1 500,1935—2 000,1936 г.—2 500 и 1937 г.— около 3000. В ремонтные автобазы по районам СССР необходимо вложить 20% общей ГОДОЕОЙ суммы. В итоге за пять лет необходимо вложить в автостроительство 10 100 млн. рублей ив авторемонтные базы 1 млрд. рублей, всего 11 млрд. рублей. Потребность в металле соответствено по годам (1933—1937) выразится (в тысячах тонн) чугуна — 70, 240, 600, 1 300 и2 000; железа — 95. 450. 1 000. 2 000 и3 000; стали —270, 1000, 2 300, 5 100 и8 300. При этом данные последнего 1937 г. имеют в виду оптимальный вариант. 5. Автомобильный парк СССР по годам второго пятилетия3 Тип дорог1932 г.1933 г. I 1934 г.1935 г.I19361937 г.Грунтов, улучш. . Гравийные дороги Грав. шоссе . . . Белые шоссе . . Гудрониров. . . . Высший тип . . . Всего .112300 23 300 23 000 30 300 7 400 1 178177 53 39 42 12 2300 300 000 300 400 178270 94 62 58 19 3300 800 400 300 400 378407 154 97 80 29 5300 500 000 300 500 678610 300 243 200 147 400 112 800 44 400 10178912 300 373 300 223 000 160 300 67 400 16178197 478! 326 478: 508 578 774 278 1 168 273 1 752 473 IIIII из них будет 1 млн. Общий автопарк составит Намечаемый рост нашей дорож15,3 млн. машин с грузовым и автобусным тонн ой сети по годамвторойпятилет ­ к и (в километрах, с разделением по типам) винажем в 12,4 млн. тонн. ден из таблицы, помещенной вверху этой страКроме того тоннаж грузовиков и автобусов ницы. должен увеличиться путем введения трехосок (1,1 млн. т) и путем введения прицепов В соответствии с таким развитием дорожной к автомашинам и тягачам (2 млн. т на 31 десети, необходимо будет построить дорог всех кабря 1937 г.), что дает совокупный тоннаж типов: в 1933 г.— 129 000 км, в 1934 г.— на 1 января 1938 г.—15 млн. т или средний тон182100, в 1935 г.—265 700 км, в 1936 г.—394 000 наж порядка 3 тонн, при чем роль гужа, к сои в 1937 г.— 584 200 км, всего за пятилетие жалению, еще не .отомрет", а будет лишь пони1 555 000 км. жаться, относительно — примерно с 1934 г., абСуммарные капиталовложения в дорожное солютно — примерно с 1936 г. хозяйство составят по годам (в ценах 1930 г. В итоге, решая задачу обеспечения нашего в млн. рублей): 1933 г. — 1 643, в 1934 г.— социалистического строительства достаточными 2 300, в 1935 г.—3 286, в 1936 г.—4 930 ив масштабами и темпами автомобилизации, мы 1937 г.—7 097, а всего за пятилетие 19 256 млн. решаем попутно и проблему „догнать и перублей. регнать". По автостроению мы выйдем на 7. З аключение первое место в мире, обогнав САСШ уровня Откликаясь на предложение журнала „За Ру1929 г. (5 358 тонн машин) и, подавно, уровня лем" и будучи ограниченными местом и вре1930 т. (около 4 млн. машин) и 1931 г. (около менем, мы дали наши соображения о плане 3 млн. машин). второй пятилетки внаиболеесуммар ­ По количеству грузовиков и автобусов, и в осон омвиде , не сопровождая обоснованиями бенности их грузопод'емности, мы выйдем также приведенных расчетов. на первое место, обогнав в 1936 г. САСШ уровня Для основного актива работников автомоби1929 г. и 1930 г. лизации страны и Автодора указанные цифры По количеству легковых машин и по общедаже в таком виде говорят достаточно. му количеству автотранспорта мы выйдем Выдвигая эти наметки, мы исходим в перв 1935-36 г. на второе место в мире. вую очередь из основных лозунгов Автодора, которые, думается, в дополнительном обосно6. Д орожноестроительство второй пятивании не нуждаются. летки Мы ждем, что широкая советская и автодоровская общественность примет активнейшее Рост грузо-и пассажирооборота вызывает участие в разработке и обсуждении проблемы потребность в широком развитии автотранвторой пятилетки советской автомобилизации. спорта и, следовательно, развитии и улучшении дорожной сети. В. Зарзар АВТОМОБИЛИСТ! ТРАКТОРИСТ! ДОРОЖНИК! ДВТОДОРОВЕЦ,! СТАНОВИСЬ АВТОРОМ ТЕХНИЧЕСКОЙ КНИГИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА ! ВКЛЮЧАЙСЯ АКТИВНО В РАБОТУ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА „ЗА РУЛЕМ' И ЕГО БИБЛИОТЕКИ! Издательство „Огонек" организует восьмимесячные вечерние курсы для рабочих-аЕТоров технической книги и технических журналов. На курсы принимаются ударники-рабочие с производства, желающие работать в области технической периодики и литературы. Обучение на курсах бесплатное, слушатели будут обеспечены лекторами, пособиями и литературой. От работы на производстве слушатели не освобождаются и им не предоставляется ни стипендии, ни жилья. Занятия начнутся 1 октября. Редакция „ З а Рулем" просит московских читателей, рабочих с производства, желающих поступить на курсы, немедленно явиться для переговоров в редакцию или позвонить по телефону 3-31-91. Редакция журнала „ З аРулем " Издательство „ О гоне к"6