О НЕУДАЧАХ АСФАЛЬТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 1930 года В МОСКВЕВОПРОС, поставленный в статье М. Файнгара „Виноваты ли нефтяные асфальты в разрушении московских мостовых" (см. журнал *Ча Рулем" № 15), можно было бы задать ж прямолинейно, если бы строители не располагали никакими возможностями для предварительного суждения о качествах хорошего битума. В действительности были применены имеющиеся приемы распознавания общих технологических свойств битумов, которые показали, что нефтяные битумы в общем удовлетЕОряют установленным технологическим испытаниям, лишь несколько уступая нашим естественным и заграничным нефтяным битумам. В противоположность этому напомним, что в 1926 г. при постройке асфальтового участка на Ленинградском шоссе на нефтяном битуме эти испытания не были своевременно произведены. Впоследствии оказалось, что битумы совершенно не удовлетворяют элементарным технологическим требованиям и самый участок через 2—3 месяца разрушился. Заданный в статье вопрос было бы как раз уместно задать в 1926 г. и очевидно тогда был бы получен утвердительный ответ (без особого углубления в детали вопроса). Теперь же дело значительно сложнее, так как нефтяные битумы удовлетворяют общим технологическим требованиям !, а улицы все-таки получились плохие. В связи с этим надо ставить вопрос не так, как он поставлен М. Файнгаром, а по следующей схеме: 1. Можно ли сравнивать наши новые нефтяные битумы с естественными, а также заграничными, хорошо зарекомендовавшими себя на практике? 2. Как приспособиться к нашим не вполне совершенным нефтяным битумам, чтобы результаты были удовлетворительными? 3 Имели ли у нас место другие недостатки строительного характера, и как их устранить? Разберемся по порядку во всех этих вопросах. О СРАВНЕНИИ НЕФТЯНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ БИТУМОВ Произвести сравнение материалов — это значит изучить их. Изучение материалов производится в лаборатории ив поле при их действительной службе. Лабораторное изучение состава и свойств битума мыслимо в следующих направлениях: а) изучение вещества с химической стороны; б) с дорожно-технологической стороны, т. е. изучение материала особыми лабораторными методами, более или менее воспроизводящими те условия, при которых материал будет слу-жить в дороге и, наконец, в) полевое изучение, т. е. наблюдение над службой материала в дороге в течение значительного срока. ИЗУЧЕНИЕ БИТУМОВ С ХИМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ Битум с трудом поддается определению его состава и свойств в химическом отношении по той причине, что он не представляет собой одного вещества с определенным молекулярным составом, но является смесью большего числа веществ, каждое из которых имеет свое особое место и особую формулу в органической химии. В отношении состава необходимо отметить важный факт неоднородности битумов, идущих под одной и той же маркой, На всяком не вполне совершенном производстве выпускаются неоднородные партии товара. Свойства битума из одной бочки отличаются от свойства битума из другой. Это происходит из-за отсутствия слива битума при его выпуске с завода в один общий сливной бак, где весь материал перемешался бы и приобрел однородность. А что происходит, если неоднородный материал попадает в дорожную одежду? Мы не oim бемся, если скажем, что это самое худшее, что может быть, так как неоднородные битумы придают дороге разную прочность. Если нам предлагают два материала: один однородный, а другой неоднородный, причем первый несколько хуже, чем второй, мы все же выбираем первый. От неоднородного материала происходит неравномерный износ одежды, т. е. слабые места изнашиваются скорее, чем крепкие, а износ слабых мест вызывает преждевременный износ соседних крепких мест. Естественные и американские нефтяные битумы отличаются большей однородностью, чем наши нефтяные битумы. Имеются ли в настоящее время удовлетвори тельные методы изучения химического состав? битумов? На этот вопрос можно дать только отрицательный ответ. Н ивобщей , н ивколлоидной химии нет еще подход ящегомериладлясужденияо качествах битумов, а потому приход итсяискатьответавобласти технологии. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ БИТУМОВСоюзнефть с 1978 г. сделал большие успехи ивы ­ пускает теперь битумы для асфальтовых дорог с правильной общей технологической характер, стикой, которую ькратце можно определит , так: большая растяжимость б', тума — 30 см (обеспечивает сцепление с камнем и упругость), средняя вязкое!,. 40—70 (при которой асфальт не лопается зимой и не тает летом 1 !, низкая температура расмягчении 37—45° Ц (дает удобство для работы, т. е. асфальтовая смесь не застывает слишком быстро).1Технологические методы имеют целью воспроизвести в лаборатории те условия, в которых протекает служба битумов в дороге. Они являются опытными и более грубыми, чем методы аналитической химии, однако более плодотворны для изучения битумов. Изучать битумы в технологическом отношении можно в следующих направлениях: 1. Изучение величин вязкости бшумов при разных температурах, и наоборот, изучение температур, при которых битум имеет ту или другую величину вязкости. Это имеет значение лля выбора такого битума, который не размягчался бы при жаре и не становился хрупким подвинулось значительно дальше, чем химичё' При морозе. Напомним, что разница между летней и зимней температурами, напр. в Моских, но еще далеко до окончательного завершения. Этк: методы для полной оценки и сравсковской области, доходит до 70°Ц. Изучение нения битумов из новых месторождений еитл величин вязкости битума при разных темперане установлены; их надо многократно изменять, турах и обратно имеет центральное значение изучать и разбивать. и в достаточной мере разработано, причем в последнее время Гепфнером и Метцгером в Германии предложен более глубокий меюд такого ПОЛЕВОЕ СРАВНЕНИЕ БИТУМОВ изучения. Оно заключается в наблюдении над службой 2. Изучение сцепления битума с каменодежд, в которых применены изучаемые биными материалами важно потому, что сцеплетумы. Это вернейшая оценка качеств разных ние позволяет рассчитывать на связь каменных битумов, однако она требует многочисленных частиц одежды между собой при различных опытных участков, построенных по известной температурах. программе, и значительного срока времени для Самое сцепление битумов с каменными матепроверки Ссщчаи быстрого разрушения вследриалами косвенно определяется растяжимостью ствие явных деО.-иу lv, d, т. е. ДЛИфектов исполнеНОЙ нити, котония или дефекрая получаетсл тивных материапри разрыЕ-еоблов исключаразцаби1умаст.'1ются). ндартной форг- ы в стандартных Есть ли какаяусловиях. Другие нибудь уверенметоды, позвоность, что наши ляющие непонефтяные битусредственно опмы окажутся ределить сцеплестоль же стойки ние, еще недоставо времени, как точно разрабоестественные битаны. тумы, т. е. прослужат ли они 3. Изучение во10 — 25 лет, как доустойчив ости полагается для ипогодоустойчиасфальтовой довости особенно роги? Мы дуважно для дорог. маем, что никто Изучение водоне решился бы устойчивости дапо этому вопроР*.зрушзние асфальтовой местовой на многих улицах Москвы че ет B03MO'KHOCTj рез несколько недель после постройки. су высказаться проверить, не в настоящее вреполучается ли мя в положительном смысле. Время, измеряемое эмульсирования битума при действии на дорогу сроками в 5—10 и больше лет,— лучший оценводы, которая, содержа щелочи (известь и амщик в таком вопросе. миак), является омылителем по отношению к жирным кислотам битума, т. е. благоприятствует растворению битума в воде и последующему МОЖНО ЛИ ПРИМЕНИТЬСЯ к размыву его и разрушению дороги. В некоНЕСОВЕРШЕННЫМ БИТУМАМ? торых случаях нефтяные битумы оказались не водсустойчивыми. Изучение битумов в отношении погодоустойчиДопустим, что все несовершенство нефтяного вести, или как иногда называют это свойствобитума заключается в его неоднородности. „способностью к старению"—, имеет то значеМожно ли примениться к неоднородному матение, что дорога межет не разрушиться тотчас риалу? после постройки, но разрушение может начаться Можно, но это требуетособых мер в дальнейшем при изменении битума в худшую иособоговнимания . Союзнефти слесторону. „Старение" происходит как вследствие дует подумать об этом. тействия погоды, т. е. переиены температуры Допустим, что битум однороден, но качестяа и пр., так и влияния солнечного света (в особенего невысоки. Что делать в этом случае? Здесь ности ультрафиолетовой части спектра). мы уже подошли к рецептуре, т. е. к проектированию смеси. Здесь центр тяжести заклюМетодика изучения водоустойчивости и почается в удачном сочетании битумов и минегодоустойчивости окончательно еще не разраральных материалов. При хорошем битуме ботана. Для этой цели применяется метод можно получить плохую смесь, и при менее омыления, простого нагревтния, всевозможные хорошем — удовлетворительную, все в зависипогодомеры >. Все эти методы в применении мости от качеств минеральных материалов ик битумам еще недостаточно разработаны, а пропорций отдельных фракций, особенно от потому базироваться на них не представляется качества и количества порошкообразного завозможным. Таким сбразом, из сказанного полнителя. Как на пример укажем, что деготь следует, что изучение технологических свойств хотя и значительно уступает бит\му, может при правильном применении дать дегтевый бетон ') Испытание погодомером дает характеристику реакции любого материала на влияние погоды в течение нескольочень хорошего качества (как практикуется ких недель, Испытание, производимое на открытом воздухе в Германии). требует нескольких месяцев.а може) быть и нескольких лет. 9 6 Принятие мер улучшения подстилающего грунта в тех случаях, когда он неудовлетворителен. Э1И меры почти никогда не пр (менялись. 7. Х орошо исполненное основание . Не всегда выполняется. Качество це^ентнобетонных работ невысокое (кирпичный щебень применять не следовало бы); имеет мест неправильная пропорция воды, особенно при выливании воды от промывки смесителя прямо в земляной ящик. Отсутствует поливка водой дна ящика в случае песчаного грунта (необходимо в сухую погоду). 8. Хорошая связь асфальтовой одежды с основ анием . Не всегда имеет место. .".и*/; Отсутствует необходимая шероховатость поверхности бетонного основания, и, что еще хуже, на беУкатка асфальтовой одежды моторными катками тоне имеется пыль, недостаточно сметаемая. ДРУГИЕ НЕДОСТАТКИ АСФАЛЬТОВОГО 9. У плотнениесмесипри укатке и та • :я укатка, которая не оставляла бы волн : СТРОИТЕЛЬСТВА на поверхности. Уплотнение не всегда хорошее. что показывает медоста.'очный об'емный вес Какие требования предъявляются к произобразцов, вынутых из одежды. Имеет место водству асфальтовых дорог? волнистость, которую вообще очень трудно 1. Применение однородныхичистых , избежать, особенно на узких проездах, где нет. е. незагрязненных минеральных материалов. возможна поперечная или косая укатка; волниЭго требование часто не удовлетворяется — стость хорошо видна вечером при освещении валунный камень разнородный, материалы заавтомобилями. грязняются посторонними веществами, песск 10. П равильнаяпроектировкаулиц глинистый. и площадейв продольном направлении. 2. П равильная , в отношении формы, б ой ­ Не всегда выполняется. Естречаетси недостак ащебняи мелкого каменного материала. точный продольный уклон, или наличие запаЭто требование также не всегда выполняется. дин, при отсуювии ливнеспусков, вследствие так как многие камнедробилки дают материал чего дождевая ЕОДЭ задержиааетст на поверхплоской формы. ности асфальта до тех пор, пока не испарится; 3. Т щательная грохотка каменных наличие же постоянной влажности вредно для материалов. На всегда выполняется, так как асфальта. в готовых смесях часто попадаются частицы Перечисленные нами главнейнесоответствующей крупности. шие фактор ыи сложность осуще4. О тсутствиеперегреваили нес твления их вусловиях производд огрева составных частиц смеси, правильное ства, при недостаточном техничеих отмеривание. Не всегда выполняется; были скомперсоналеик тому же малодаже случаи, что перегретый, т. е. испорченный опытном - я вляютсянарядусук аматериал, вместо того, чтобы быть выкинутым, з ан т! ы ми недостатками битумов употреблялся в дело. Правильное отмеривание главными причинами разрушения также грешит. асфальтовых одежд в Москве и 5. Наличие достаточного машиндругих городах. н огопаркаи прочего оборудования. ВыПроф. К. К упреяноз полняется не в полной мере.В нашем журнале неоднократно освещалось положение автодизелестроения за границей, и ставился вопрос о создании советского автодизеля. В настоящее время необходимость реальной постановки вопроса об автодизелестроепии в Советском союзе окончательно назрела. В связи с этим редакция ..За Ру.лемвБЛИЖАЙШИЙ КОМЕР ЖУРНАЛА ПССВЯЩАЕТ ЛЕГКИМ ДИЗЕЛЯМ И ПРИМЕНЕНИЮ ИХ В АВТОТРАКТОРНОМ ДЕЛЕ. Кроме этого один из очередных номеров „За Рулем" будет посвящен ПОДГОТОВКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АВТОКАДРЫЗ, а также вопросам эксплуатации автотранспорта. Авторы и читатели, присылайте материалы к этим специальным номерам.ю