Проф. Е. ЧУДАКОВУЛУЧШЕНИЕСТАТЬЯ 4 Подвеска автомобиляКОНСТРУКЦИИ АВТОШОБИИЕ1 ГАЗПоломка рессоры бывает как по середине листов, так часто и около ушка главного лиПодвеска автомобиля Форд-АА является одста. ним из слабых мест конструкции. В частности Первая поломка обусловливается наличием при .эксплоатации автомобиля здесь часто обударной нагрузки при недостаточном запасе наруживаются следующие дефекты: 1) поломкрепости рессоры и отсутствии ограничителя ка передней рессоры, 2) износ шарового упора для ее деформации. Наиболее простым спосовилки передней оси, 3) поломка картера двибом уничтожения указанного недостатка явгателя и 4) износ средней и задней опор зал- ляется установка буфера на оси, что и делаяей кантилеверной рессоры. лось во многих хозяйствах. Однако при этом часто наблюдался прогиб передней оси на месте установки буфера. Поэтому необходимо переконструировать рессору и дать большее число листов при меньшей их толщине, что снизит напряжение в листах без понижения эластичности рессоры. Поломка рессоры около ушка объясняется тем, что рессора при износе сережки ударяется в ось, как это представлено на фиг. 1. На фиг. 2 представлен общий вид конца передней оси; здесь буквой А обозначено место, выработанное ушком рессоры. Такое явление часто наблюдается в эксплоатации. При этом появляется сила, ломающая главный лист рессоры около ушка. Для того чтобы не получилось этого, необходимо тщательно следить за сережками и не допускать их износа. Для большей гарантии в отсутствии поломки концов рессоры целесообразно несколько поднять кронштейн, на который опирается сережка рессоры и который на фиг. 1 обозначен буквой Б. Если при помощи специальной прокладки поднять этот кронштейн на 5—6 мм, т о можно избежать удара рессоры об ось даже при наличии значительного износа сережки. Задняя рессорная подвеска В легковых автомобилях Форд-А задняя рессорная подвеска работает удовлетвори-Фиг. 1i ilii_ 'i . „ • _Фиг. 2.Фиг. 3 ш..-. . . ч "\яШ1Фиг. 4 тельно. Что касается грузовых автомобилей Форд-АА, то в этих машинах задняя подвеска является одним из очень слабых мест конструкции. На фиг. 3 представлен общий вид задней подвески автомобиля Форд-АА. Эта подвеска выполнена в форме кантилеверяой рессоры. Наиболее слабым местом ее являются шарнирные крепления рессоры на раме автомобиля в точке Би на заднем мосту — в точке А. Оба эти крепления рессоры быстро изнашиваются, в результате чего последние получают значительный перекос и уже не в состоянии держать задний мост автомобиля в должном положении по отношению к раме. Поэтому часто весь задний мост сдвигается по отношению к раме в ту или другую сторону на довольно значительную величину, что в свою очередь увеличивает нагрузку на крепление рессор. На фиг. 4 представлен общий вид изношенной средней опоры рессоры (точка Б на фиг. 3). Усиленному износу подвергается как шип, укрепленный на раме автомобиля, так и втулка, укрепленная на рессоре. Эти две детали изнашиваются уже после пробега автомобиля около 12 тыс. км. При испытании автомобиля Форд-АА в НАТИ износ опорного шипа через пробег в 10 тыс. км составлял 1,5 мм в средней части и до 3 мм с краю. Что касается втулок, то они были протерты насквозь. Общий вид изношенной задней опоры рессоры представлен на фиг. 5. Здесь износу подвергаются, главным образом, рессорный палец, верхняя половина подшипника и ушки, в которые заложен рессорный палец. В связи с быстрым износом втулки, в которую заложен рессорный палец, конец рессоры опускается ниже и часто протирает верхнюю крышку подшипника насквозь, после чего .страдает уже задний мост. Согласно опыта, произведенного в НАТИ, втулка заднего ушка рессоры протерлась насквозь через пробег в 30 тыс. км. При этом опорный палец рессоры получил износ свыше 1,5 мм. Основной причиной такого быстрого износа крепления рессоры является наличие значительной нагрузки на эти опоры от боковых сил, которые имеют место при повороте автомобиля и при езде по неровной дороге. На фиг. 6. представлена схема установки кантилеверяой рессоры на автомобиле Форд-АА. Здесь Б соответствует средней опоре, а А — задней опоре, как это было уже представлено на фиг. 3. Так как точка А лежит значительноФиг. 5 ниже точки Б, то боковая сила Р вызывает в точке Б появление очень большой и при этом неравномерной нагрузки на шип. Как только опора Б получила некоторый износ и перестала держать рессору в должном положении, получается значительная ударная нагрузка а креплении рессоры на оси в точке Аи начинается износ этой опоры. Наиболее рациональным способом уничтожения указанного дефекта является изменение. кантилеверяой подвески на полуэллиптическую, что, в частности, исполнено в последних моделях грузовых автомобилей Форд. Это переконструирование, естественно, потребует соответствующего изменения технологического процесса и дооборудования завода. Поэтому, впредь до изменения конструкции в этом направлении, необходимо ввести сменную втулку на шип средней опоры рессоры. Эта сменная втулка должна крепиться на шипе неподвижно и при появлении сколько-нибудь значительного износа должна меняться. Благодаря этому, во-первых, сохранится самый шип — деталь, дорогая при кустарном изготовлении в ремонтных мастерских — и, во-вторых, благодаря более легкой смене, не будет допускаться значительного зазора в соединении, который в дальнейшем особенно усиливает износ.Фиг. 6 Одновременно необходимо принять меры к улучшению смазки этих сочленений, для чего следует снабдить эти шарниры надлежащими масленками, а в инструкции указать на особую важность смазки этих мест. Передний распорный треугольник автомобилей Форд-А и Форд-АА Передняя ось автомобилей Форд-А и ФордАА при помощи распорного треугольника крепится шарнирно (на шаровой опоре) к картеру маховика и сцепления двигателя. На фиг. 7 показано схематически это крепление. Здесь распорный треугольник Б имеетФиг. 9VФиг. 7 шаровую опору в точке А. Шаровая опора принимает на себя всю нагрузку, получающуюся от толчков на передние колеса автомобиля. На фиг. 8 представлен общий вид шарового крепления треугольника к картеру. Шар, которым заканчивается треугольник, помещается между двумя чашками и притягивается далееФиг. 8 при помощи двух болтов к картеру двигателя. Согласно эксплоатациовным данным, это соединение является одним из слабых мест конструкции. Сам шар быстро подвергается износу, приобретая при этом овальную форму. Крышки, в которые заложен шар. также бы-стро ломаются, наиболее же серьезным ре* зультатом ослабления этого соединения является поломка картера двигателя, которая происходит часто даже при сравнительно небольшом ударе на передние колеса. На фиг. 9 представлен общий вид поломанного картера. Во многих московских автомобильных хозяйствах этот дефект (поломка картера) имеют свыше 50 проц. парка. Основной причиной такой поломки служит появление зазора в шаровом сочленении. До того момента, пока шаровое сочленение не изношено, даже значительный удар на передние колеса не вызывает поломки картера, после же появления износа нагрузка приобретает ударный характер и для поломки картера достаточно сравнительно небольшого удара на передние колеса. Наиболее кардинальным решением этого во» проса является перенос шаровой опоры с картера двигателя на специальную поперечную балку, которую можно установить между лонжеронами автомобильной рамы. Эта конструкция была применена в нескольких автомобильных хозяйствах и дала удовлетворительные результаты. Известным минусом при этом было лишь то, что низшая точка крепления опускалась, и автомобиль ухудшался в смысле своей проходимости. Введение такой поперечной балки, естественно, вызовет определенные осложнения в производстве, и до введения такой балки мы полагаем наиболее целесообразным ввести резиновые прокладки в шаровое сочленение, как это, в частности, выполнено в последних выпусках автомобилей Форд. При этом шар должен быть увеличен в размерах в 1,5—2 раза и введена резиновая прокладка, в которой шар зажимается плотно без имеющихся сейчас пружинок. Как показали опыты с таким соединением, оно почти не подвергается износу и, обеспечивая достаточно упругий удар, предохраняет картер от поломки. Проф. Е. ЧудаковВНИМАНИЮ ТРАКТОРИСТОВ, ШОФЕРОВ В СОВХОЗАХ И МТСЖ урнал «За рулем» включен в список изданий, рекомендованных Политуправлением Наркомзема для политотделов совхозов и МТС.