16
17
Г. ДЕМИНЗимний ремонт тракторов** J_ АТЬЯ А •€ 40 В настоящее время все мастерские совхозов и МТС нашего Союза заняты капитальным ремонтом тракторного парка. В этих мастерских работает большое количество малоквалифицированных рабочих, главным образом из состава трактористов. В целях повышения их квалификации, а следовательно, улучшения качества ремонта и ускорения его,—редакция журнала „За рулем" помещает серию статей т. Демина—„Зимний ремонт тракторов". В этих статьях автор уделяет основное внимание вопросам выполнения отдельных ремонтных операций, опуская все монтажные работы, Редакция с которыми рабочие более знакомы блок с помощью специальных клещей переносится на сварочный стол, где укрывается асбестом, за исключением того места, которое будет завариваться. Заварка царапины цилиндра производится с помощью прямой или несколько изогнутой горелки, соединенной с кислородно-ацетиленовым аппаратом. При заварке надо следить за тем, чтобы пламя по отношению к царапине было под некоторым углом (рис. 2), а не перпендикулярно к поверхности цилиндра, так как иначеВ первой и второй статьях был подробно описан ремонт цилиндров путем смены гильз, расточки и шлифовки их. Придавая исключительное значение ремонту тракторных частей путем сварки, в этой статье мы знакомим ремонтников с восстановлением деталей мотора путем выполнения сварочных работ. Заварка царапин внутри цилиндра При осмотре цилиндра иногда обнаруживаются глубокие царапины. Если такие царапины нельзя вывести путем расточки или шлифовки, нужно их заварить. ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ КРЫШКИНИРЯНЧ СЗВРОЧНЫН СТОЛщШнм проход для SoihxfiРис. 1. Печка для подогрева свариваемых частей Перед заваркой цилиндр следует нагреть. Для нагрева цилиндра можно использовать специальную печь, выложенную из кирпича (рис. 1). В печь устанавливают блок, предназначенный для подогрева, и засыпают его разожженным древесным углем. Нагрев мотора производится до тех пор, пока он станет темновишневого цвета. После этогоРис. 3. Повреждения рубашки блока мотора происходит усадка металла, прилегающего к царапине, металл твердеет и обработка его сильно затрудняется. При заварке царапины надо следить за тем, чтобы металл цилиндра расплавлялся как можно меньше ив то же время наплавляемый металл заливал бы царапину. Однако расплавить только присадочный материал недостаточно,—нужно, чтобы немного расплавился и материал цилиндра, иначе произойдет только прилипание, а не сварка. Ремонт водяной рубашки Вследствие замерзания воды в системе охлаждения в рубашке блока мотора могут образоваться трещины и выкрошиться целые кускиВозможны также и механические поврежденияпробои, проломы и т. д. ч На рис. 3, 4 и5 изображены различные случаи трещин в рубашках цилиндров. Все трещины и пробои водяной рубашки можно заделать пайкой или заплатами. МожноРис. 2. Положение горелки при зазарке царапин внутри цилиндра Можно также рекомендовать комбинированный способ заделки трещины с помощью винтов и пайки (рис. 8). Это делается так. С обоих концов трещины насверливается по отверстию, вкоторые ввертываются два медных винта, соединенных между собой тонкой медной пластинкой или проволокой, наложенной на трещину по всей ее длине. Полезно пластинку или медную проволоку не просто наложить на трещину, а вогнать ее внутрь трещины. Перед установкой винтов и проволоки трещину следует хорошо зачистить трехугольным пластинным шабером или напильником и промыть бензином. Для пайки надо взять сильную паяльную лампу и нагреть опаиваемое место так, чтобы вложенный в трещину медный пруток распла-Рис. 4. Повреждение в рубашке блока мотора также уничтожить трещины, высверлив на месте трещины несколько отверстий на месте и, установив в них винты. Не исключается возможность заварки трещин в рубашке блока мотора. Пайка трещин производится обыкновенным способом с помощью твердых припоев (медные припои). или путем установки заплат. Заплаты устанавливаются ив том случае, когда рубашка имеет пробой. Заплата может быть вырезана из меди или жести. Вырезывание заплаты производится по форме трещины с таким расчетом, чтобы с каждой стороны трещины заплата выходила примерно на 15—20 мм. Прикрепление заплаты к блоку мотора производится следующим образом (рис. 6). ЗаплатаРис. 6. Установка заплаты на трещину вился. Во время пайки следует опаиваемое место посыпать или смазать соответствующий флюсом. Хорошие результаты дает заварка трещин с помощью автогенного аппарата. Особенно желательно ремонтировать блок мотора автогенной сваркой в том случае, когда из него выкрошились куски материала. Независимо от того, производится ли заварка трещины или вваривается заплата, перед сваркой необходим предварительный подогрев. Для этого можно успешно пользоваться горном, луч-Рис. 5. Повреждения головки блока мотора накладывается на трещину ив ней насверливается несколько отверстий. Соответствующие отверстия насверливаются ив блоке мотора. Глубина насверливаемых отверстий должна быть равной толщине стенок рубашки. Насверленные отверстия нарезаются газовой резьбой ив них ввертываются винты. Винты надо устанавливать на расстоянии 25—30 мм друг от друга. Заплата должна быть промазана суриком или белилами. Заделка трещины может быть произведена путем насверливания ряда отверстий по трещине и ввертывания в них нескольких нарезанных штифтов (рис. 7).Рис. 7. Заделка трещины путем установки штифтов