Н ешищн современных армийПри кризисе, охватившем все капиталистические государства, только военная промышленность в большинстве из них процветает и сделала в последние годы значительный скачок вверх. • Одновременно с конференциями по разоружению, бесплодно заседающими, идет перевооружение армий новейшими средствами борьбы, накопление запасов для нужд военного времени, напряженная работа различных секретных конструкторских бюро и исследовательских институтов по изысканию новых орудий борьбы, развертыванию производств, тесно связанных с военной прсмышленносгыо. Это наблюдается во всех капиталистических государствах. Разница лишь в масштабах, зависящих от удельного веса того или micro государства. Сухопутная армия, морской флот, воздушный флот резко изменили в последние годы свой качественный и количественный облик. Мы коснемся лишь одного частного вопросамеханизации главнейших иностранных армий, насыщения их танками, броневиками, автомобилями. Коснемся прежде всего армий наших соседей. Финляндия, Эстония, Латвия Эти государства обладают относительно незначительными танковыми ресурсами. Дело в том, что развитие механизации армии тесно связано с наличием в стране достаточной базыno производству двигателей внутреннего сгорания. Такой базы в указанных государствах пет. Живут они главным образом за счет импорта автомобилей, в тем числе танков, бронемашин и т. д. Ф инляндияв силу пересеченности рельефа своей территории не может применять в больших размерах современные средства мотомеханизации. В финской армии имеется всего около 30—40 танков французского образца (танк Рено). Вопросы механизации и моторизации разрабатываются теоретически в военной литературе, на военных играх, в поле. В Финляндии имеется около 40 тысяч легковых и грузовых автомобилей (при населении около 4 миллионов), что позволяет, в случае войны, широко использовать автотранспорт для переброски моторизованных частей на театре военных действий. В Эстонии в мирное время имеется один автотапковый полк, в котором одна рота—-танковая. Насчитывает она 15 танков французского типа Рено. Остальные роты — автоброневые. В последнее время эстонская армия закупила несколько нсвенших танков в Англии. Своей автопромышленности нет. Автомобилей в стране около 3 тысяч. В Латвии также имеется один автотанковый полк, в составе которого одна из рот танковая (15 танков). Отдельные образцы танков и бронемашин закупаются в Англии, Франции и Италии (танк Фиат). Автомобилей в .стране 8 тысяч. Своей автопромышленности пет. Таким образом армии прибалтийских государств в мирное время бедны бронетанковыми средствами. Псвидимому, для развертывания своих армий во время войны широко будет использован ввез танков, бронемашин, автомобилей и тракторов из-за границы. Во всяком случае опытные работы по вопросам мотомеханизации в армиях прибалтийских государств имеют место, и войска преходят соответствующий курс обучения. Польша В польской армии вопросам механизации уделяется большое внимание. В Польше живо интересуются всеми новейшими достижениями в области танко- и автостроения. В последние годы расширяется своя прсизводсгвенная база (автозавод «Урсус»), производятся закупки английских танков Виккерс и танкеток КарденЛлойд. Организационно все бронетанковые части сведены в три танковых полка. На вооружении состоят в основном танки Ренс французского образца 1927 г. Танк этот времен мировой войны, но модернизированный, улучшенного качества. Его характеристика следующая: Вес—7,8 т, длина—4,41 м, ширина—^1,71 м, высота—2,14 м, броня—30 мм, команда—2 чел., вооружение—пушка или пулемет, мотор—Рено 60 л. с, скорость—18—20 км в час. Имеется также несколько десятков английских танков Виккерс (вес около 7 т, скорость 35 км). Старые бронеавтомобили типа Остин (двухколесные;. заменяются постепенно шестикслесными броневиками производства собственного завода «5фсус». Часть шестиколесных бронемашин ввезена из Чехо-Словакии с завода «Татра». В Польше можно считать в мирное время около 600—700 танков. Б стране имеется около 35 тысяч автомобилей'. В связи с кризисом рост числа автомобилей в последние два года приостановился. Польская военная печать очень живо откликается на все современные темы механизации армий. -Военный журнал «Пшегленд войсково техничны» ежемесячно помещает ряд статей переводного характера и ряд оригинальных статей своих авторов. В журнале много места отводится механизации Красной армии и достижениям нашей пятилетки. В случае войны польская армия широко развернет мотомеханизированные частиРис.1. Японский танк Осака Рис. 2. Японский броневик-бронедрезина как самостоятельные (мехбрпгады), так и придаваемые пехоте и коннице (мстоотряды, бронепоезда и т. д.). Румыния Техническая база Румынии слаба. Этим определяется и бедность механизации ее армии. В мирное время имеется один сводный танковый полк в составе танкового батальона (75 танков), батальона бронемашин (35 штук) я 4 бронепоездов. Пока широких размеров механизация армии не приняла. Основные проекты разработаны лишь теоретически с преобладанием французской точки зрения па роль и способы применения мотомехчастей. Так, например, предполагается придача в военное время армейским корпусам специальных автоколонн для перевозки войск. Наличие в стране 36 тысяч автомобилей и дальнейшее их увеличение (путем закупки за границей; должно явиться базой для подобных формирований. Япония В последние 2—3 года в японской армии уделяется большое внимание вопросам моторизации п механизации. Идет энергичная работа по созданию новых танковых частей, по развертыванию собственного производства различного типа машин, по изучению опыта других армий. В 1930 г. Япония имела около 100 тысяч автомобилей, ввезенных преимущественно из-за границы (Шевроле, Форд). Ежегодный прирост машин трудно установить, но надо иметь в виду, что теперь налажено производство автомобилей на собственных заводах («Ишикиваима», «Токио Газ энд Электрик Компания, «Датто Аутомобиле Компания). Таким образом создана база для собственного танкостроения и белес интенсивной механизации армии. Мотомеханнзация идет по двум линиям: 1) придача стрелковым, кавалерийским и артиллерийским частям специальных бронетанковых рот, отрядов и автоколонн; 2) создание самостоятельных механизированных частей танковых батальонов, механизированных бригад, бронепоездов и т. д. В японской армии имеются танки самых различных марок. Основных две: Рено-27 французский и собственного производства Осака (рис. 1). Характеристику танка Рено мы дали выше. Танк Осака является прототипом английского танка Виккерс. Разница - в устройстве башни и вооружении. Общее число танков насчитывалось в 1932 г. около 180. Очевидно, это число в последнее время значительно увеличилось. Бронеавтомобилей было около 280, бронепоездов 30 и несколько сотен бронедрезин и мотоциклов. Оригинальна конструкция специального броневика-бронедрезины (рис. 2). Скорость его 40 км в час. Команда—6 чел., вооружение—1 пулемет, броня—6—8 мм. Кроме того в броневике имеется 5 бойниц, через • которые можно вести огонь. Для перехода на железнодорожные рельсы имеются особые домкраты, помощью которых броневик поднимается для смены колес. Подобного типа бронедрезины приданы войскам, оккупирующим Манчжурию. Старые типы бронеавтомобилей (Ланчестер, Крбсслей, Уайт) постепенно заменяются трехосными броневиками собственной конструкции. Таким образом японская армия взяла решительный курс на реконструкцию своих бронетанковых сил ив случае войны будет оснащена современными боевыми машинами. Подводя итог краткой оценке мотомеханизации армий наших соседей, нужно сказать, что если прибалтийские государства (Финляндия, Эстония, Латвия), не имея своей машинной базы, слабы в отношении вооружения броней, то Польша, отчасти Румыния, и особенно Япония, в последние годы сделали очень много в деле оснащения своих армий тапками, брсневиками, автомобилями и т. д. Армии этих государств ведут опытную работу по применению самостоятельных мехчастей, внимательно следят за всеми новинками танкостроения и энергично обучают свои войска уменью применять бронетанковые части и бороться с ними. Переходя ко второй группе армий европейских государств, не граничащих с нами, мы остановимся лишь на Франции, Англии и Германии. Каждая из этих стран представляет большой интерес в области механизации и моторизации армии. Каждой из них нужно уделить особый обзор, что мы и намереваемся сделать в блпя;айшее время Пока ограничимся лишь следующимРис. 3. Пулеметный мотоцикл французской армии Фракция В стране числится около 1 300 тысяч автомобилей. Имеется запас танков, оставшихся от войны 1914—1918 гг., около 4 000. Ведется большая работа над опытными мотомеханизированными частями. Основной танк Рено-27, улучшенный танк. Широко моторизируются части пехоты и конницы. Артиллерия переводится на механическую тягу (трактора). Создаются особые мотоотряды, придаваемые стрелковым и кавалерийским частям (рис. 3). По вопросам механизации написано много ценных трудов.56 км/час, скорость на веде—9,6 км/час, вооружение1 пулемет. Плавающая танкетка является образцом танка-Англия Являясь, по существу, застрельщицей в деле механизации армий, Англия все время уделяет большое внимание как конструкции новых машин, так и применению крупных механических соединений для боя. Основное в танкостроении английской армии—это создание типов танков по их тактическому предназначению: разведчики, истребители, танки прорыва и т. д.Рис. 5. Мотоцикл для перевозки раненых (Германия) разведчика, для которого даже не являются преградой. широкие рекиГермания По Версальскому миру Германии запрещено иметь танковые части. Военная мысль германской армии направлена на изучение лучших образцов других государств и на широкое применение автомобиля в качестве средства и транспорта и боя. Немцы тщательно изучают опыт армий Англии, Франции, Красной армии СССР, внедряя на всех своих занятиях элемент механизации. В Германии имеется около 700 тыс. автомобилей и вполне налаженное автопропзВОДСТБО. База для механизации достаточная. В мирное время автомобили применяются на всех учениях для переброски целых соединений с орудиями, повезками и лошадьми. На маневрах применяются опытные моторизированные полки, дивизии, особые мотоциклетные команды (рис. 5). По всем вопросам мотомехапизащш немцы выработали четкие взгляды, последовательно прививаемые войскам. Заключение Армии всех крупнейших капиталистических государств лихорадочно реконструируются. Двигатель внутреннего сгорания играет основную роль в воздухе и на земле. Военная промышленность работает полным ходом, несмотря на кризис во всех отраслях народного хозяйства. Индустриальная база достаточна для развертывания самостоятельных мехсоединений в Японии, Англии, Франции, Германнц, а с их помощью ив других государствах (Польша, Румыния и др.). Мы зорко и бдительно должны следить за всеми изменениями в вооружении иностранных армий, крепя оборону нашего Союза. А. ГречаникРис. 4. Плавающая танкетка (Англия)База для подобных экспериментов достаточна В Англии имеется около 1 500 тысяч автомобилей Танков оксло 1200. Такое относительно небольшое число танков объясняется тем, что в Англии идет разработка опытных образцов. Перевооружать же армию часто совершенно невозможно. В случае же войны в течение нескольких месяцев предполагается развернуть достаточное число танковых частей, используя лучшие образцы, проверенные на опытных учениях в мирное время. Оригинальна конструкция типа Виккерс, Карден-Ллойд. танка-разведчикаЕго характеристика: вес—3,8 т, длина—3,5 м, ширина —1,85 м, высота—1,99 м, вооружение—один пулемет в башне с круговым вращением, броня—6—9 мм, мотор—50 л. с , скорость48 км/час. Расход горючего 5л на 10 км. Этот тип танка очень хорош для разведки и для охранения мехчастей. Не менее интересен особый тип тапка—плавающая танкетка (рис. 4) типа Виккерс-КардепЛлойд. Ее данные: длина—4,01 м, ширина—2,06 м, высота —1,83 м, вес—2,9 т, скорость по земле