10
11
12
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ДОГОВОРНА ЛИКВИДАЦИЮ БЕЗДОРОЖЬЯ В СССР ВДЕЙСТКАЖДАЯ ОБЛАСТЬ МОЖЕТ СТЯТЬ ЧУВАШИЕЙЦентрально-Черноземная область одна из первых подписала договор с Чувашией о ликвидации бездорожья. Иначе и не могло быть, если припомнить кое-что из недавней биографии области. Ведь стоило только ЦЧО серьезнее отнестись к делу, и весьма возможно, что ЦЧО заменила бы Чувашию. На всесоюзный праздник дорожного строительства съехались бы Б Острогожск или Воронеж, а не в Чебоксары. Но Острогожск, который одновременно с Чувашией в 1930 г. был выделен как опорный и показательный пункт дорожного строительства, не пожелал стать таким. В ЦЧО вопрос о бездорожье проморгали: К исконной расей.ской грязи, ухабам, кочкам отнеслись примиренчески. И за это немало крепких слов приняла ЦЧО по адресу своих дорог. Вот, что писал инж. Соломонидин, участник Каракумского пробега 1 . «Но как только мы попали в ЦЧО,—сразу почувствовали «родной» проселок... Мы часто съезжали с шоссе и ехали рядом по целине... Перед Воронежем ночью попали в яму»... , Как раз тогда,, когда представители or ЦЧО подписывали договор в Чебоксарах, центральночерноземный колхозник из сельхозартели «Привет Калинину» вез из Усмани в Верхнюю Мосоловку бочку с керосином для тракторов. Едва подвода выехала на мост, доски разошлись, и лошадь провалилась в речку Байгора. Несмотря на все усилия подводчика, он не мог вытащить лошадь. Так и погибла она в Байгоре.' См „За рулем- № 22, 3d 1933 гКак сообщает местная газета', немало таких случаев было на мосту, и в этом, отношении Верхняя Мосоловка вообще не исключение в районе, а район не исключение в. области. Одновременно с ЦЧО договор с Чувашией о ликвидации бездорожья заключили, одшшадцать республик и областей. В течение декабря и января договор' о дорожном соревновании подписали еще около десяти республик и областей. Таким образом, в настоящее время по почину Чувашской республики ь СССР развертывается всесоюзное соревнование по ликвидации бездорожья. • «В течение 1934. и. 1935 гг. в. основном ликвидировать на территории республики (края или области) проселки на межрайонных путях, построив Езамен их профилированные улучшенные дороги, а на наиболее грузонапряжениых участках—покрытые твердой одеждой».' Так гласит первый пункт договора.. Лункты второй и третий требуют немедленного и максимального использования зимы для. подготовки к летнему развороту работ. Л'же прошло около двух месяцев со дня иодписания договора. После этого было опубликовано постановление Совнаркома РСФСР о месячнике подготовки к дорожному строительству. .Уже боле", месяца как опубликовано это постановление. 10 марта месячник дороги должен закончиться. В связи с предстоящим XVII партсъездрм многие дорожные и автодоровские организации, включаясь в партсъездовский поход, так же взяли на себя обязательство подготовку к новому сезону завершить досрочно. Плохо охраняют социадшгпьческую собственность в совхозе „Союзплодоовощ" (Одоевский район, Московская область).. На. снимке — брошенный. среди улицы грузовик. Машина обледенела. . вмеозла. в землю.шото кашеваров » (COK>3!jlOTOj При активном участии Автодора и при помощи всей партийной и советской общественности в Мурманске развернулось строительство городских дорог. На снимкеавтомобиль проходит по улучшенной дорогеФото Гайкоровича (Союзфото)Два месяца на раскачку В прошлом году темпы подготовительной работы оказались совершенно неудовлетворительными, подавляющее большинство дорожных организаций вывезло к маю лишь 30 проц. стройматериалов; в значительной мере из-за этого было сорвано выполнение дорожного плана. В этом году объем дорожного строительства будет гораздо большим, однако темпы подготовки к сезону внушают серьезную тревогу. Это отмечает также и постановление Совнаркома, где говорится, что «несмотря на исключительное хозяйственнс-политическое значение дорожного строительства, Главдортранс и некоторые краевые и областные исполкомы, а также СНК АССР не приняли . необходимых оперативных мер к подготовке дорожного строительства в 1934 году». К началу января около 40 проц. объектов дорожного строительства, намеченных на 1934 г., еще не имели разработанных проектов. В краях и областях, в том числе тех, которые подписал договор с Чувашией, к выполнению принятых на себя обязательств приступают, не торопясь. о ападнаяобласть по договору с Чувашией должна к XVIi партсъезду заготовить материалов для дорожного строительства 50 проц. от годового плана. Но к 15 января из 88 районов области заготовку начали только в Великолуцком районе. Здесь ежедневно на заготовке и вывозке стройматериалов работает 700—800 подвод. О десская область в этом году имеет небывалый по объему план дорожного строительства: около 1500 км дорог местного значения и свыше 3 тыс. пог. м мостов, в том числе 975 каменных. Состояние большинства дорог на Одесщине сейчас безобразное. Только в одном Бобр ин ецком районе в прошлом году было искалечено около 200 новых автомашин. Здесь из-за бездорожья остались невывезенными 400 тысяч пудов капусты. По той же причине вАндреИвановском районе застрял миллион пудов овсщей. К air же готовится Одесская область к новому сезону? К XVu партсъезду она обязалась вывезти к месту работ значительную часть заготовленных материалов. Она также подписала договор с Чувашией. К 1 января в области былозаготовлено стройматериалов всего 15 проц. с г предусмотренного количества. Вывезена ничтожная часть. Имея в виду раннее начало строительного сезона на Одесщине, можно считать, что план заготовки и вывозки строимагеоиалов на дорожные участки не выполнен. В печати появились сведения, что вОзе рс ком районе рик истратил на другие цели 320 тыс. руб. из средств, предназначенных на дорстроительство. Райдоротдел не может выкупить необходимые дорожные машины и стройматериалы. В Цюрупинском районе из 85 тыс. руб. переведено на дорожные работы только 5 тыс. В Ново - А рхангельском районе рик взял взаимообразно все деньги, которые имелись у райдоротдела. В Грушковском районе райдоротдел выселен из помещения в административном порядке. договор с Чувашией был подписан 7 декабря, но только 10 января приступает СредняяВолгак реализации взятых по договору обязательств. 10 января в краевых органах печати опубликовывается постановление крайисполкома о проведении кампании по подготовке к дорстроительству ив с. Похвистнево, С талин ­ с кого района, открывается межрайонный слет ударников дорожного строительства. Что же касается практической работы по подготовке к новому сезону, то она предоставлена самотеку. Б течение зимы по Чембарскому району запланировано подвезти к дорожным магистралям 3 773 куб. м камня, 12 900 куб. м песку и5 490 куб. м лесоматериалов. Это запланировано. Пока же,—сообщает местная печать,— из 50 сельсоветов только в пяти начали подвозку леса. Остальные отказываются потому, что доротделами не создано мало-мальски сносных условий для работы на карьерах. Массовая Daботт по разъяснению колхозникам задач TDVAучастил подменена административным дирижерством. Здесь надо отметить, что в тех районах, где активна автодоровская организация, подготовка к дорстроительству протекает лучше, чем там, где она предоставлена исключительно дорорганам. Так, например, в Сталинском районе неплохая автодоровская организация. Ее помощь дорстроительству выражается в следующем: 120 активистов-автодоровцев учатся на дорожных курсах; к подготовительным работам привлечен комсомол, совместно с Автодором ведущий широкую массово-разъяснительную работу среди колхозников. В результате колхозники обязались подвезти все стройматериалы к объектам строительства не позже 15 февраля. Подвозка началась. ha Урале объявлен четырехмесячник по заготовке и подвозке стройматериалов. Авгодор активно участвует в подготовке к новому сезону. В районы командировано пять уполномоченных краевого совета Автодора. Дорожная секция крайавтодора проводит рейд проверки готовности к работам доротделов Уралдортранса и хозяйственных организаций. В пяти районах: Каменском, Магнитогорском, Нижнетагильском и Кизильском-организованы бригады, проверяющие ход подготовки сельсоветов, совхозов и МТС к строительству подъездных путей. Дорожное строительство... в канцеляриях дортрансов Татреспублика далеко отстала от других подписавших договор с Чувашией. Прошло более половины зимы, но большинство районов еще не имеет точных, исчерпывающих планов дор ожного строительства. Планы не доведены до колхозов и сельсоветов; не ведется никакой подготовки к строительному сезону. Заготовка и подвозка материалов еще почти нигде не начаты. На совещании, созванном редакцией «К ра сн ойТатарии » , Татавтодором и Тагдортрансом, выяснилось, что дорстроительством мало интересуются. Участие Татавтодора в подготовке к строительному сезону совершенно не чувствуется 1 . Марийская автономная область в этом году должна построить 250 км грунтовых дорог с добавками, 133 км—без добавок. Чтобы выполнить эту ответственную программу, надо сейчас, зимой, развернуть большую" подготовительную работу. Но в начале января только в дв"х-трех районах начались кое-какие подготовительные работы по выполнению дорожного плана этого года. Между тем Марийская автономная область обязалась к XVII партсъезду дать не менее 60 проц. заготовки и вывозки стройматериалов. В Таджикистане дорожное строительство по плану текущего года должно широко развернуться уже в ближайшие дни. Сейчас, до начала весенних полевых работ,—самое благоприятное время для строительства дорог, которых в Таджикистане намечено 384, общей протяженностью в3 600 км. Однако дорожные организации проваливают подготовку к новому сезону. В январе план еще не был спущен в районы, не говоря уже об отдельных джамагатсоветах, колхозах и МТС. Опираясь на опыт прошлого года Лучше обстоит дело в тех республиках и краях, где в прошлом году было уделено достаточное внимание борьбе с бездорожьем. Опираясь на опыт прошлого года, располагая созданными ранее кадрами, эти республики и края уже с самого начала этого года берут должные темпы в подготовке к новому сезону. В прошлом году вГрузиик строительствуК Позднейшие сведения, полученные из Татарии, говорят о наметившемся сдвиге в отношении дорстроительства. Особое значение должен иметь для дорстроительства состоявшийся 27 января 1934 г. республиканский дорожный съезд, наметивший конкретную программу работ по борьбе с бездорожьем в Татарии.2дорог были привлечены широкие массы трудящихся. План был выполнен на 150 проц. Теперь, вновь включившись в поход против бездорожья, Груздортранс взял на себя обязательство в 1934 г. привести в образцовое состояние не менее 3 тыс. км дорог местного значения. Уже начаты подготовительные работы на участках этих дорог, ha места выехали специалисты-дорожники. Развертывается соцсоревнование между колхозниками Грузии на лучшее дорожное строительстве. Ь Кабардин о-Б алкариив первых числах янв&ря был проведен областной съезд по дорожному строительству с участием делегатов о: колхозов, сельсоветов и низовых дорожных отделов. & д муртия находится в числе автономных областей, которые закончили прошлый год с огромными достижениями на фронте дорожного строительства. Но в отличие от других областей, которые на сснове достижений прошлого года идут впереди,—теперь Удмуртия (по январским данным; позорно плетется в хвосте отсталых. План Заготовки гравия Удмуртия выполнила на 34 проц., камня заготовлено 29,8 проц. и лесоматериалов 11,3 проц. Безобразно относятся к заготовкам стройматериалов Ижевск, Яр, Як-Бодья, Алнаши и Грахово. Эти ёросы еще не приступали к заготовке. З тмя первенства в эти дни остается в руках Чувашии . Центр подготозителыюй работы в республике сейчас перешел в районы, сельсоветы и колхозы, где уже развертывается практическая работа, идут заготовки и вывоз стройматериалов. В районах еще в декабре после всечувашского слета прошли районные съезды. 22 декабря состоялся объединенный пленум Козлов ­ с кого райкома партии и райисполкома с участием ударников дорожного строительства. К учаевский сельсовет и колхоз рапортовали пленуму выполнением 50 проц. плана зимних работ по дорожному строительству. Сельсовет и правление колхоза обязались к 26 декабря закончить все зимние подготовительные работы. 26 декабря вЦивильском районе был проведен районный съезд по дорожному строительству с участием всех председателей штабов, сельсоветов и селений, секретарей автодоровских ячеек и дорожников-ударников. Постановление Совнаркома РСФСР о проведении « м есячникаподготовкикначалуновогосезона » , несомненно, подтолкнет слишком медлительные и слишком долго раскачивающиеся дорожные и автодоровские организации в отстающих республиках, краях и областях. Однако времени осталось немного. Между тем, в большинстве мест еще очень далеки от выполнения взятых на себя обязательств. Февраль—март месяцы, наиболее благоприятствующие проведению подготовительных работ. Если они будут упущены, то весенняя распутица, с одной стороны, и приближение начала весеннего сева,—с другой,—могут сорвать подготовку к дорожному строительству. Автодоровские организации должны возглавить поход общественности против бездорожья-в этот месячник, который является первым этапом в развертывании всесоюзного соревнования республик, краев и областей по ликвидации бездорожья. И. Ф-н