10
11
12
Инж.Н. МЕНГЕЛКАК КОЛХОЗУ, СОВХОЗУ и МТСПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ И СОДЕРЖАТЬ СВОИ ДОРОГИСТАТЬЯ 4Ликвидация бездорожья в Советском союзе должна быть осуществлена в течение ближайших лет. Этого требует соцдоговор на ликвидацию бездорожья, заключенный в Чувашии, об этом же говорит и решение IV сессии ВЦИК. Автодоровская общественность должна уделять исключительное внимание вопросам постройки дорог и правильного их содержания, в первую очередь по сети сельских дорог и дорог специального назначения (подъездные, внутриколхозные и др.). ПС Автодора поставил перед своими организациями задачу: в 1934 г. не только активно участвовать с мобилизации трудового населения на дорожные работы, но и непосредственно, своими силами, строить и ремонтировать дороги и мосты, а также постоянно наблюдать за содержанием отдельных участков В помощь автодороескэму коллективу в колхоз?, совхозе и МТС редакция пенстает серию статей т. Мгнгзл на тему о том, как правильно построить и содержатJ грунтовую д эр згу. Комплект простейших дорожных снарядов Потребность нашего социалистического хозяйства в хороших дорогах растет изо дня в день. В связи с этим дорожное строительство все более приобретает массовый характер. Это делает необходимым массовое применение мехапизации (дорожных машин и снарядов), облегчающих, ускоряющих и удешевляющих дорожные работы. При тех огромных масштабах дорожного строительства, которые наметил XVII съезд нашей партии, старые способы работ, когда крестьянин лопатой перекидывал грунт, чтобы выравнять дорожное полотно, уже никуда не годятся. Для этого теперь применяют простые, несложные механизмы, которые каждый колхоз и сельсовет могут изготовить своими средствами. Местные коллективы Автодора должны стать первыми застрельщиками широкого внедрения механизированных способов работ, они первые должны приступить к изготовлению таких дорожных снарядов и созданию на этой основе машинно-дорожных отрядов. При постройке и ремонте грунтовых дорог приходится иметь дело главным образом с механизмами для следующих работ: 1) д ля рыхл енияиизмельчениягрунтов при подготовке дороги; 2) д ляпрофилирова ­ ния дорожногополотна (копание канав, выглаживание полотна и придание ему поперечной выпуклости, уплотнение дорожного полотна) и 3) д лямелкихземляныхработ , когда требуются небольшие подсыпки или срезки полотна. Снаряды для рыхления грунтов Рыхление грунтов производится в тех случаях, когда грунт тяжелый (глина и т. п.) и нужно его разрыхлить, чтобы облегчить дальнейшую работу снарядов ппи планировке полотна.______,____^ UJ If S \ |°ЫЧйГ ЗАО чдчлонкм | лидерах» ос£и дщкье!"аяяс*р(ьков ||^^&&дисяса^Рис.2. Дисковая боронаДЛЯ рыхления с успехом может быть использован обыкновенный плуг, имеющий глубину вспашки 15—20 см. Однолемешным плугом за один час можно вспахать 70 куб. м суглинистого грунта или 45 куб. м глинистого грунта. Но при проведении дорог в каменистых и гравийных грунтах обычный плуг не годится. Для этих работ применяется машина, называемая « д орожныйруттер » (рис. 1). Основной рабочей частью руттера является стальной зуб длиной 40—50 см, вставляемый в чугунную отливку. Вес руттера 150—200 кг; для его работы требуется трактор мощностью 20 —30 л. с. Зуб руттера работает наподобие клина. В случае необходимости получения руттера, надо добиваться этого через местный дорожный отдел. Измельчение грунтов Для измельчения и перемешивания грунтов могут быть использованы бороны: дисковые, пружинные и др., которые всегда найдутся в колхозах, совхозах и МТС. Наиболее распространенным типом является дисковаяборона Рандаль (рис. 2).1 0 Рис. 1. Дорожный руттер Снаряды для профилирования (планировки) дорожного полотна Канавокопатели . Для прокопки, а также прочистки канав треугольного сечения применяются прицепные канавокопатели. Они бывают деревянные и металлические. Деревянный канавокопатель (рис. 3) состоит из направляющей доски «а» и отвала «о». Обе эти доски ставятся на ребро и скрепляются междуТ*?3Рис. 3. Деревянный канавокопатель собой под острым углом при помощи болта, металлической оковки и деревянной распорки. Отвал оковывается полосовым железом сечением 0,6x10 см, которое выступает ниже ребра на 0.5 см. Поверх канавокопателя устраивается площадка для рабочего из 2,5-сантиметровых досок. К отвальной доске прнбалчивается цепь, к которой прикрепляется валек с постромками. Такой канавокопатель может быть очень легко "изготовлен местными средствами. Для его изготовления требуется следующий материал:и ал•ис. 4. Копани; треугольных канав канавокопателем Утюги служат для перемещения грунта оставленного канавокопателем, от бровок кана-' вы к оси (центру) дороги, а также для выглаживания и частичного уплотнения полотна. Д еревянныйутюг (рис. 5) по своему устройству весьма прост, и его с успехом можно изготовить па месте. Делается он из двух досок. пластин или брусков а, положенных на ребро на расстоянии около 1м друг от друга и связанных при помощи деревянных распорок и железных тяг. Сверху устроен деревянный помост нз досок 5 для помещения рабочего. Передняя доска или брус для лучшего соскабливания грунта обивается полосой железа, которая на 0,5 см выступает ниже нижнего края ребра. К переднему ребру прицепляется цепь для прицепки к трактору или для лошадей. На устройство такого простого утюга необходим следующий материал.и 09аСЗНаименование частей»i аг:з350 250 90 30 1130)э рга —т чоС иИаиНаправляющая доска . . 25 Отвальная доска . . . . 25 Распорки . . . . . . . 20 Клин угла 24 Настил: 4 доски . . . . 185 55 181 11128,9 20,6 5.9 4,35 по | 80 ( 551 0,6 Оковка 10 1 300 Шурупы для оковки . . — 8 0,6-0,1 — Гвозди для настила . . . — 8 Болты с кольцами для цепи Гвозди для клина . . . 101 1,3 — — Цепь 2001 22,3 1 13,7 8 0,3 — 0.2 1 0,1 0,5 15 100 Наименование частей oq Основные доски . . . . Доски для усиления основных Деревянные поперечины „ распорки . настил . . . Поперечные железные тяги с гайками Резец (оковка передней доски) Болты для прикрепления резца Гвозди : . .' Цепь •. . Кольца и крюки на винтах с гайками . . . . 25 15 10 63 15 — 10 243 62232221 51 24 10 5919flil—Итого кругло . . . ——243 5 96 5 96 6 183 2,5 1 243 1 0,5Стоимость устройства такого канавокопателя обычно не превышает 50 руб. Тяговой силой могут служить две-четыре лошади. Средняя рабочая скорость деревянного канавокопателя1—1,5 км/час; толщина срезки разрыхленного грунта до 6 см, ширина очищаемой полосыдо 1 м. При более крупных работах и тяжелых грунтах требуется металлический канавокопатель (рис. 4). -В случае необходимости это дорожное орудие должно быть предоставлено доротделом.— 8,5 — 10-15 — 213 — 201 81 — — 0.2 11 4,5 1.5 — 2 0.5 — 115И того кругло . . . —11 Для сборки утюга ставятся на ребро две основные доски с прикрепленными к ним вспомогательными досками на одинаковом расстоянии друг от друга, равном 0,75 м. Концы их должныСтруги-грейдеры Наилучшими машинами для планировки полотна являются струги-грейдеры (рис. 8). Рабочей частью грейдера является нож, который подвешен на особой раме. 2го можно особым рычагом поднимать или опускать. Тяговой силой для легкого типа струга может служить одна или две пары лошадей или трактор в 20—30 л. с.Рис. 5. Деревянный утюг быть смещены один относительно другого на 30—40 см. Затем обе доски связываются распорками, врубленными заподлицо в верхнюю часть досок с железными тягами, пропущенными через специально прожженные в досках отверстия, н подвинченными гайками. Вслед за этим привинчиваются все остальные поковки, устраивается помост, прикрепляется цепь и г. д. Рис. 8. Дорожный струг-грейдер Такие грейдеры изготовляются СССР. на заводахСнаряды для мелких земельных работ При постройке грунтовых дорог, помимо копки канав и планирования полотна, производятся еще мелкие присыпки и срезки для выравнивания дороги в продольном направлении. Для этих целей, если грунт не очень тверд, с успехом можно применять механические лопаты. Такие лопаты служат для набора, перемещения и выгрузки грунта. Лопата работает от тягового усилия (трактора или лошадей). Наиболее простой механической лопатой служит скрепери ли коннаялопата - в ол ок уша (рис. 9), которая представляет собой совок, сделанный из листовой стали. К стенкам скрепера прикреплены деревянные ручки и два крючка, на которые надевается металлическая скоба, снабженная в передней части прицепным ушком. Такая лопата обычно набирает от девяти сотых до четырнадцати сотых кубометра. Вес лопаты от 40 до 48 кг. Для передвижения и работы ее требуется одна или две лошади. Лопату-волокушу или скрепер целесообразно применять при перемещении грунта не далее, че^ на 50 м. Таким образом, в зависимости от объема работ, а также местных условий и возможности получения специальных дорожных машин и тракторов, можно подобрать тот или иной комплект дорожных машин.Рис. 6. Деревянный утаог в работе Для работы таким утюгом требуется одна пара лошадей. На рис. 6 показана работа утюга по выглаживанию полотна. М еталлическийутюг (рис. 7) состоит из двух рабочих пластин, площадки, тягового приспособления и соответствующих рычагов для управления. При помощи рычагов можно по желанию наклонять рабочие пластины к поверхности полотна в зависимости от выполняемой работы.Рис. 9. Конная лопата волокуша В районах, где не имеется своих дорожных машин заводского типа (струги, металлические утюги и т. д.) и нет возможности их получить, при небольшом объеме работ можно ограни-1 2 Рис. 7. Металлический утюг