16
17
ПОСЛЕДНИЕ МОДЕЛИ11 ГРУЗОВЫХАВТОМОБИз конструкций грузовиков следует особо отметить автобусные—АЕС тип. О с двигателем, расположенным сбоку, что освобождает большое количество полезной площади, и Даймлер с 5-цнлиндровым дизелем. 5-коленчатый вал с коленами, расположенными в пяти различных плоскостях, дает двигателю большую плавность.За последние два года грузовое автостроение на Западе сделало большие шаги вперед, пожалуй даже большие, чем легковое. Это можно объяснить главным образом малым значением моды для грузовиков. Требования, предъявляемые к грузовикам, сводятся к самым необходимым условиям их эксплоатации: экономичности, скорости, грузоподъемности. Подход к этим установкам в разных странах различен. Особенно интересные сдвиги произошли в Англии. Владельцы железных дорог, под влиянием конкуренции грузового автостроения, вынудили правительство издать закон об ограничении возможностей грузовых машин. Согласно закона, вступившего в силу с1 января 1934. г., общий вес (с нагрузкой) четырехколесных грузовиков не должен превышать 12 тонн, шестиколесных19, восьмиколеспых—22. Значительно повышен налог на грузовики с собственным весом более 3 тонн. Закон, направленный против развития грузового автостроения, па деле стимулировал' форсированное их развитие в наиболее целесообразном направлении. Для того чтобы эксплоатацня грузовика не обходилась покупателю дороже, чем прежде, фирмы пошли на всевозможные ухищрения. Все машины максимально облегчены благодаря применению новых легких сплавов, созданию легких, по прочных рам и т. д. В массовом порядке устанавливаются на грузовики дизельмоторы. Таким образом, несмотря на большой налог, эксплоатацня грузовиков не удорожается. Для увеличения полезной площади нагрузки без удлинения самого шасси место водителя перенесено вперед почти у всех (во всяком случае—тяжелых) грузовиков и поставлено рядом с двигателем (рис. 1). Это также увеличивает видимость дороги и контроль над двигателем. Из множества английских конструкций паровых грузовиков «в живых» осталась только однаСентинель. Исчезли также автовагоны. На выставке в Лондоне был представлен только один тип их. Резко увеличилось число тягачей с прицепами и полуприцепами. В Англии все интенсивнее развивается троллейбусное движение. Троллейбусы серийным порядком производятся Санбимом, Карьером, АЕС, Глостером и другими.Рис. 2. Обтекаемый фургон Комиер При этом вес и размеры 5-цнлиндрового дизеля не превышают веса и размеров соответственного бензинового двигателя. Обе машины имеют гидравлическое сцепление Даймлер и автоматические коробки передач системы Вильсон. Трансмиссионный вал смещен в сторону и позволяет опустить пол автобуса очень низко. Интересен обтекаемый фургон Коммер (рис. 2), с которого могли бы взять пример конструктора обтекаемых кузовов легковых машин. Большинство английских дизелей имеют насосы и форсунки Бош. В Америке дизель не получил такой большой популярности, как в Европе. Это объясняется относительной дешевизной бензина, с одной стороны, и стремлением приблизить грузовик к легковой машине,—с другой. Американские грузовики подчас имеют тот же двигатель, что и легковые автомобили (например, Форд, Шевроле, Додж (рис. 3) и др.). Соответствует этому и внешний вид капота и кабинки. АмериканскиеРис. 1. Шасси автобуса АЦс двигателем, расположенным сбоку. Кабинка водителя перенесена вперед. Видно Г гидравлическое сцепление, коробка передач Вильсон и смещенная в сторону трансмиссия грузовые кабинки безусловно самые удобные, в особенности на небольших грузовиках. Подражание конструкциям легковых автомобилей сказалась ив тяжелых грузовиках. Появились обтекаемые кабинки и т. д.Германия уделяет много внимания дизельному грузовому автостроению. Известные фирмы Даймлер-Бенц и Май выпускают 80 проц. своих грузовиков с дпзельдвигателями. Немецкие конструкции лицензированы во Франции, в Англии ив других странах. Дизель в Германии распространился на тяжелые и легкие грузовики. Конструкция шасси германских грузовиков осталась без существенных изменений. Нельзя не отметить исключительного развития ультра-маленьких грузовиков (рис. 4). Это машины с двигателем мотоциклетного типа, иногдаРис. 3. Типичное американское грузовое шасси Додж с кабинкой и двигателем, подобными легковым автомобилям Дизели производятся главным образом фирмами моторов. Автомобильные фирмы не изготовляют собственных дизелей и лишь иногда устанавливают дизели «Геркулес», «Америкен-Дизель» и других фирм на свои шасси. Исключительным успехом наравне с тягачами рекордной Рис. 6. 4-тонный Ганомаг с двигателем под плат формой на трех колесах (например «Голиаф»). Двигатель нередко настолько мал, что может быть расположен под платформой рядом с диференциалом. Эти грузовики-«сайклкары» заменяют сравнительно дорогие в немецких условиях эксплоатации американские пик-ап'ы. И в Америке ив Германии появились первые предвестники нового типа грузовиков—с двигателем, расположенным сзади. В Америке такую машину выпустил Даймонд (рис. 5), в Германии—Ганомаг (рис. 6). Даймонд имеет 6-цилиндровый бензиновый двигатель. Большинство органов автомобиля снаб-Рис. 4. Ультра-маленький "грузовик Цюндапп с двигателем объемом 0,4 литра грузоподъемности пользуются пик-ап'ы — маленькие полутоппые грузовички на легковых' шасси. Это машины для любой цели: и пассажирские, и грузовые, н, в крайнем случаетягачи.Рис. 7. 10-тонный гигант Сомюа с дизельдвигателем CLM жены сервомеханизмами (тормоза, управление, сцепление, даже сигнал), действующими при помощи сжатого воздуха. Грузовику придана оригинальная обтекаемая форма. Ганомаг несколько проще Даймонда. Он приводится в действие 4-цилипдровым дизелем, расположенным горизонтально под платформой. Полезная площадь грузовика при нагрузке в4 тонны очень велика.Рис. 5. Обтекаемый грузовик Даймонд с двигателем, расположенным сзади, кабинка имеет гнутые стеклаЗа рулем" J