ПРОЛЕТАРИИВСЕХСТРАН,СОЕДИНЯЙТЕСЬ!АВТОМОБИЛЬ-ТРУДЯЩИМСЯ! ЦС Автодора—Москва, угол Мясницкой и Фуркасовского п., Д. 5/12 Телеф. 4-28-26. РЕДАКЦИЯ: Москва, 1-й Самотечный пер., 17. Телеф. Д-1-23-87. Массово-тиражный сектор тел. 6-51-69. ПОДПИСНАЯ ЦЕНА на 1934 год: на год — 7 р. 20 к., 6 мес. — 3 р. 60 к., 3 мес—1 р. 80 к.ПОПУЛЯРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА выходитД ВАВМРЕАЗСЯАЦЖУРНАЛ АВТОДОРLОДИЗДАНИЯКАЖДОМУ АВТ0Д0Р0ВСК0МУ КОЛЛЕКТИВУ —ТЕХНИЧЕСКИЙ КРУЖОКВторая пятилетка потребует 700 тысяч водителей для нашего гигантски растущего автотранспорта. Огромная задача подготовки этих водителей стоит не только перед заинтересованными ведомствами, но в значительной мере и перед советской общественностью, объединенной в о-ве Автодор. Автодор, готовящий кадры шоферов, намечает план дальнейшего расширения подготовки технически грамотных и политически подкованных водителей на своих курсах и школах. Но как бы хорошо ни была поставлена работа на курсах (а этого, к сожалению, до сего времени нет), превратить за несколько месяцев неподготовленного курсанта в хорошего водителя, который бы уверенно сел за руль советской машины и вел ее без авчрий и поломок, экономно расходуя горючее и смазку, не легко. Необходимо, чтобы на курсы поступали люди в какой-то мере заранее подготовленные, необходимо, чтобы, не отрываясь от своей основной работы, огромная масса автодоровцев в порядке кружковой работы ознакомилась в элементарном виде с автомобильной техникой, с устройством автомобиля, с требованиями, предъявляемыми нашим социалистическим хозяйством культурному водителю. Эту задачу можно разрешить лишь при массовой организации в коллективах Автодора технич ескихкружков , снабженных достаточным количеством учебников, наглядных пособий и машин для практической езды, работающих по определенной тщательно разработанной программе. Несмотря на то, чю уже много лет в организациях Автодора стихийно работают многочисленные технические кружки; каждый по-своему налаживающий в пределах своих возможностей учебу по автомобилю, трактору и дороге,—нужно признать, что до сих пор почти ничего не сделано, чтобы помочь этим кружкам в их работе, разработать удовлетворительные программы, выпустить соответствующие учебники и пр. К этой работе Центральный совет Автодора приступает лишь сейчас. Лозунг об обучении всех членов Автодора элементарной автомобильной и дорожной технике и умению управлять автомобилем требует для своего осуществления ряда организационных мероприятий. В настоящее время заканчивается pa6oia по составлению программыдлятехнических кружков применительно к требованиям и программе Цудортранса по подготовке шоферов 3-й категории Огромную роль в усилении' работы технических кружков должен сыграть специальный значок предусматривающий сдачу определенных технических норм На одном из последних заседаний президиума Центрального совета Автодора принято в основном постановление о создании такого значка и установлены следующие нормы для сдачи: 1) автодело или тракторное дело, 2) дорожное дело, 3) элементы военного дела, 4) активная работа в автодоровском коллективе (в этом номере журнала далее приводятся основные положения об этом значке.) Лица, имеющие удостоверение шофера или тракториста, освобождаются от сдачи норм по автомобильному и тракторному делу и должны будут доедать лишь нормы по дорожному и военному делу и представить справку о работе в автодоровском коллективе. Соответственно, дорожные работники, имеющие удостоверение, освобождаются от сдачи норм по дорожному делу и должны доедать по остальным разделам. Занятия в автодоровском техническом кружке должны помочь в сдаче норм и получении соответствующего значка. Массовое движение за овладение автомобильной техникой встречает огромное препятствие внедостатке учебных машин.Каждому автодоровскому коллективутехнический кружок ЫS М- СОЛОМОНОВ —Общественно-технические экзамены на автотранспорте X Г. ДЕМИН—Ремонт тракторов — подготовка к посевной < П. ГАМАЮНОВ — Счетчик Гамаюнова для учета горючего . а. И. Ф-Н — Социалистический договор с Чувашией в действии ы Инж. Н. МЕНГЕЛ—Как колхозу, совхозу и МТС правильно построить и * содержать свои дороги оЛ КОЖЕМЯКО — Почему простаивают автомашины о ЮДОЛ — Последние модели грузовых автомобилей на Западе Изобретен йодистый аккумулятор . . . А. ТУМАНЯН—Кодекс поведения хорошего шофера Инж. С. Д. КЕЛЛЕР—Тягачи и прицепы Новости мировой автодорожной техники Техническая консультация' Обмениваемся опытом гаражей . . . . Инж. К. М-в—Приспособление для про резки масляных каналов . . . , Рабселькоры автодоровцы пишут . . Книжная полка автодоровца1 3478 10 1416 19 20 2224 26 27АПРЕЛЬ 1934 г.9628 30 327Н аобложке : ОБЕСПЕЧИМ ПОСЕВНУЮ ГОРЮЧИМ. На дворе Средне-Чирчикской МТС заготовлено горючее для посевной в металлических бочках. В ближайшие дни бочки будут отправлены на участки, ф отоМ . П енсон ( С оюзфото ) . \Нужно со всей серьезностью отметить, что, несмотря на постановление Совнаркому.о передаче мг1 учебных целей машин, прошедших амортизационные сроки, автодорОвские организ'ации"оченБ малс сделали, чтобы получить от хозяйственников эти машины. Не приходится спорить, что хозяйственники зубами цепляются за старые машины и предпочитают, чтобы они ржавели в гараже или на складе, но не ушли от них в пользование автодоровских организаций. Нужно было проявить большую настойчивость и упорство и при помощи прокуратуры и РКИ добиваться выполнения постановления Совнаркома и Цудортранса. Этого, к сожалению, повторяем, не было, и потому процент амортизированных машин, переданных Автодору для учебных целей, ничтожен. Какое количество старых машин можно было бы получить для учебных целей, можно видеть хотя бы из того, что одна хозяйственная организация недавно сама обратилась в Центральный совет Автодора и передала ему 30 амортизированных автомобилей для учебы. и Необходимо, чтобы местные организации Автодора, вооружившись постановле ием Совнаркома и инструкциями Цудортранса, изданными в разъяснение этого постановления, при помощи местных руководящих органов, добились получения нужных для учебных целей машин от хозяйственных организаций. Это важнейшая и серьезнейшая предпосылка для развития массовой техучебы. Большое значение для повышения качества учебы шоферов должен иметь также специальныйкинокурспо ' а втоделу , заканчиваемый в нынешнем году. Нужно признать, что работа нал кинокурсом, начатая в 1932 году, безобразно затянулась, что расходы превысили все плановые наметки, а сроки окончания фильма без конца передвигались. Все же работа подходит теперь к концу, и к1 апреля с. г. буает готова значительная часть кинокурса. Это грандиозное мероприятие, не имеющее прецедентов даже за границей, осуществленное по инициативе ив значительной мере на средства Центрального совета Автодора, должно будет сыграть огромную роль в углубленном освоении учащимися всех процессов, происходящих в автомобиле. Благодаря кино учащийся сможет проникнуть внутрь машины, увидеть воочию, что происходит в цилиндрах мотора во время хода автомобиля, как действуют те или иные механизмы автомобиля, короче говоря, постичь те „секреты" работы сложной машины, которые с трудом даются слабо подготовленному слушателю при чтении книг или даже при разъяснении преподавателя. К августу предполагается в 10—15 городах организовать прохождение кинокурса. Одновременно разрабатывается специальный учебник, дополняющий программу кинокурса. i_ . При массовом развороте техучебы остро встанет вопрос опреподавателе . В боль.иинств?. случаев преподавателями в технических кружках являются либо теоретически неграмотные шоферы, либо натаскавшиеся по книжкам, но еще мало смыслящие в практике студенты автомобильных школ и техникумов. Необходимо создать при крупных автодоровских организациях специальные кратко ­ с рочныекурсы по переподготовке преподавателей для технических кружков. На этих курсах необходимо ознакомить преподавателей с программой технических кружков, разработанной Центральным советом Автодора, и с теми требованиями, которые предъявляются сейчас техническому кружку. Необходимо также, чтобы программа занятий в техническом кружке обеспечивала бы для его участников, аккуратно посещающих занятия, возможность сдачи норм на получение указанного выше значка. Наконец, вопрос об учебниках . Речь идет остабильном учебнике. За предыдущий период выпущено значительное количество всевозможных учебников, но ни один из них нельзя рекомендовать как стабильный для технических кружков. Необходимо, повидимому, либо объявить всесоюзный конкурс на стабильный учебник для технических кружков, либо заказать крупнейшим специалистам специальный новый учебник, отражающий все те требования, которые выдвигает сейчас Центральный совет Автодора. Большую роль в укреплении автодоровских технических кружков мсЬкет сыграть ленинский комсомол, объявивший 1934 год годом борьбы за технику. Участие комсомола в работе Автодора, в борьбе за автомобилизацию страны и улучшение дорог поможет Автодору укрепить свои ряды, оживить и улучшить работу. Тяга комсомольцев к овладению техникой автомобиля, трактора и дороги должна получить в Автодоре конкретное и полное разрешение. В данной статье конечно нисколько не исчерпаны все вопросы, которые встают в связи с проблемой подготовки кадров. Мы здесь не касаемся, например, вопроса о состоянии стационарной автодоровской учебной сети, о заочном обучении и т. д. Это может послужить темой для следующих статей. Однако того, что сказано, достаточно, чтооы увидеть, какое огромное поле для работы открывается перед автодоровскими организациями. Лишь перестроившись на основе решений XVII съезда партии, правильно расставив людей, перейдя от болтовни к конкретным практическим делам, можно будет п. актически разрешить задачу массовой техпропаганды.2Каждый автодоровец должен изучить технику автомобиля и дороги, технику того дела, за которое он борется.