E lJ |ЕМОНТ ТРАКТОРОВ — ^ ПОДГОТОВКА К ПОСЕВНОЙВ мастерских совхозов и МТС нашего Союза, занятых капитальным ремонтом тракторного парка, работает большое количество малоквалифицированных рабочих, главным образом из состава трактористов. В целях повышения их квалификации, а следовательно улучшения качества ремонта и ускорения его, редакция журнала „За рулем"- помещает серию статей т. Демина „Ремонт тракторов". В этих статьях автор уделяет основное внимание вопросам выполнения отдельных ремонтных операций, опуская все монтажные работы, с которыми рабочие более знакомы. РЕЕАК11ИЯ обнаружены неисправные трубки, производят их замену. Для этого старые трубки отпаиваются. Отпаивание производится сначала от верхних и. нижних пластин радиатора. После того как это сделано, трубки отпаиваются от охладительных пластин. Для отпайки трубок от охладительных пластин пользуются паяльной лампой. Пламя паяльной лампы направляется на места спайки удаляемых трубок с гофром. Отпаивают сна*чала с одной стороны, затем, перевернув радиатор, производят отпайку с другой. Для того чтобы отпаивание производилось наиболее быстро и отпаивались только те трубки, которые нужно удалить в процессе отпаивания, припой удаляют с помощью проволоки, конец которой расплющивают в форме лопатки. После того как гофра отпаяна, можно вынуть трубку (рис. 1). На места удаленных трубок устанавливаются новые. При установке новых трубок их заглушивают с концов металлическими пробками. Заглушивание трубок производится для того, чтобы прижать их к пластинам радиатора (рис. 2). Заглушив трубки, их припаивают с помощью обыкновенного паяльника. Припаивание трубок производится третником, а не чистым оловом, как это делают некоторые рабочие. Вышеописанным способом производится смена трубок радиаторов почти у всех марок тракторов, работающих в нашем Союзе. Исключение представляет трактор ЧТЗ, у которого замену трубок производят несколько иначе. Поместив сердцевину радиатора на верстак, отвертывают гайки, которыми прикреплены трубки радиатора. После того как гайки отвернуты, удаляются трубки. Каждую из трубок несколько выталки-С ш* Т g АТЬЯ •В этой статье мы даем описание ремонта систем охлаждения, смазки и питания в условиях центральной ремонтной мастерской. Р емонтсистемыохлаждения сводит-" ся к устранению неисправностей радиатора, вентилятора и водяного насоса. Перед ремонтом системы охлаждения полезно произвести очистку ее от накипи. Очистка от накипи производится так: систему охлаждения трактора наполняют раствором соляной кислоты, состоящим из 7 частей воды и1 части неразведеппой кислоты. Система охлаждения также можег быть наполнена раствором каустической соды. Наполнив систему охлаждения вышеуказанным раствором, заводят мотор трактора и дают ему работать в течение 7—8 часов. После 7—8 часов работы раствор, которым наполнена система охлаждения, сливается. Вместе со сливаемым раствором из системы охлаждения сливается и накипь, которая успела за время работы раствориться. Далее систему охлаждения промывают, наполняя ее 2—3 раза водой и сливая эту воду после каждого наполнения. После того как произведена очистка, все части системы охлаждения подвергаются просмотру и проверке. Неисправные мелкие части восстанавливаются выполнением простейших слесарных и медницкопаяльных работ или заменяются новыми. Ремонт радиаторов сводится к устранению течи в трубках, пластинах, прокладках и сальниках. Для установления неисправности трубок и других частей радиатора его проверяют, пользуясь специальным прибором. После того как4Рис. I. Удаление отпаянной трубки радиатора вают из верхней пластины радиатора. После этого нижний конец трубки захватывают плоскогубцами и трубка вытягивается совсем. Установка новых трубок производится в обратном порядке. Установив новую трубку, ееРис. 2. Заглушииание припаиваемой трубки радиатора притягивают гайками с двух концов, предварительно сменив в гайках сальную набивку. Что же касается ремонта прочих частей радиатора, то здесь нужно сказать следующее. Треснувшие и пробитые резервуары радиатора могут быть восстановлены сваркой. Производя сварку радиатора, нужно обратить внимание на флянцы, так как вследствие нагрева во время сварки их может повести, а следовательно после сборки неизбежна будет течь воды через прокладку. Также нужно убедиться в исправности крышки радиатора. Последняя должна плотно закрывать наливное отверстие. При сборке сердцевины радиатора нужно убедиться в исправности прокладок и сохранности стяжных болтов. Все прокладки радиатора должны быть смазаны солидолом. В тех случаях, когда фланцы попорчены (имеют раковину) или когда устанавливаемые прокладки имеют незначительные повреждения,' нужно их покрыть густо-разведенными белилами. Ремонт вентилятора сводится к восстановлению или замене изношенных частей: вала вентилятора, подшипников вентиляторных крыльев, шестерен, шкива и других мелких частей. Изношенный вал вентилятора может быть восстановлен путем наплавки.материала на места износа и проточкой. Необходимо предупредить, что после наплавки необходимо проверить вал с помощью индикатора. Для проверки вал вентилятора укрепляется в центрах токарного станка (рис. 3), в суппорт зажимается индикатор, с помощью которого производится проверка. Если при проверке оказывается, что вал погнут, его выправляют с помощью ручного или гидравлического пресса и только после этого производят точку на токарном станке. Изношенные роликовые подшипники вентилятора должны быть заменены новыми, а изношенный бронзовый подшипник вентилятора может быть восстановлен путем обкладки его латунью. i Шестерни, сидящие на валу вентилятора у трактора ЧТЗ, так же как и другие шестерни трактора, при износе восстанавливаются путем наплавки материала на зубья. Нередко наблюдаются случаи, когда вследствие попадания посторонних предметов под крылья вентилятора последние отламываются или гнутся. На место отломившихся- крыльев вентилятора ставят новые, имеющиеся в запасе. Перед установкой нового крыла удаляют заклепки и снимают остаток старого крыла. Новое крыло приклепывается с помощью медных заклепок. Все остальные литые части вентилятора, в случае образования в них трещин, восстанавливаются путем сварки. Ремонт систем питания и смазки сводится к устранению мелких неисправностей в их частях ик замене поломанных частей новыми. Трещины и пробои в баках трактора заделываются путем пайки. Вмятины, которые чаще всего встречаются при ремонте, выправляются следующим путем. К центру вмятины припаивается кусок проволоки. Взяв за противоположный конец проволоки плоскогубцами, тянут за проволоку, вследствие чего вмятина выправляется.. Различные повреждения в масло- и бензинопроводах (трещины, надломы, вмятины) можно устранять путем пайки, выправления и постановки муфточек. Выпрямление помятых трубок почти невозможно, особенно в тех случаях, когда место вмятины находится далеко от конца трубки. Поэтому помятую трубку надо заменить новой или, вырезав место вмятины, спаять концы трубки, заключив их в соединительную жестяную муфточку. Пайка латунных или медных трубок может производиться оловянным припоем. Однако трубки, которым приходится выдерживать некоторые более значительные напряжения, лучше паять серебряным припоем или применять для этой цели латунную проволоку.Рис. 3. Проверка вала вентилятора Серебряный припой приготовляется путем сплава. меди (60 проц.) и серебра (40 проц.). Часто неисправные трубопроводы не удается восстановить,—тогда их следует заменять новыми, специально заготовленными для этой цели. Заготовка трубопроводов сводится к отрезыванию, выгибанию, развальцовке концов и пайке. - .Отрезывание трубок лучше производить с по• мощью специального трубореза или пользоваться. для этой цели ножовкой. Выгибание трубок следует производить с помощью специального . трубоизгибателытого станка или приспособления. Изгибаемые трубки отжигаются путем нагрева и медленного охлаждения. Необходимо заметить,Рис. 4. Пайка трубопровода что отжиг медных трубок производится несколько иначе: после нагрева они опускаются в воду Температура нагрева для медных и латунных трубок должна равняться 700—800 градусов, алюминиевые трубки нагреваются в пределах 600—650 градусов, железные и стальные трубки следует нагревать до 1 100 градусов.. Медные, латунные и алюминиевые трубки после отжига наполняются расплавленной канифолью или мелкозернистым песком. Только после этого можно производить выгибание. Развальцовка концов трубок при подгонке их к ниппелевым муфтам производится с помощью специального приспособления. При осмотре всасывающих и выхлопных труб трактора может оказаться, что они имеют трещины, которые следует устранить путем пайки. Перед пайкой трещину расчищают с помощью трехгранного напильника или шабера, придавая ей форму конического углубления. Опаиваемый трубопровод помещают в горл (рис. 4) и производят его нагрев на древесном угле. Когда трубопровод нагреется до темновишневого цвета на опаиваемое .место направляют пламя предварительно разожженной паяльной лампы, нагревая его до светловишневого цвета. После этого к опаиваемому месту прикасаются прутком припоя или полоской латуни. Пайку ведут от одного конца трещины к другому. В большинстве случаев неисправностью масляного насоса является срезание шпонки ведущей шестерни или ослабление пружины клапана. Для устранения первой неисправности срезанную шпонку заменяют новой, во втором случаепроизводят регулировку натяжения пружины У трактора ЧТЗ регулировка клапана производится через левую заднюю дверцу картера. Регулирующий винт насоса при завертывании даетувеличение давления, а при вывертыванииуменьшение. У трактора Джои Дир регулировку производят с помощью шайб, которые подкладываются под пружину клапана. Подобно описанным способам производится регулировка масляного насоса у других марок тракторов. Основной неисправностью карбюратора является расширение отверстия жиклера. В этом случае его надо заменить новым. Изношенные регулировочные иглы карбюратора также могут быть восстановлены. Попорченная резьба на них оправляется. Попорченные концы игл зашлифовываются и притираются к седлам. При осмотре карбюратора может оказаться, что в поплывок попало горючее. Удаление горючего из поплывка производится путем нагрева последнего на пламя свечи. То отверстие, через которое горючее попало внутрь поплывка,' должно быть после удаления попавшего горючего запаяно. Ремонт воздухоочистителя состоит в тщательной промывке, прочистке и устранении мелких дефектов путем замены отдельных частей или восстановления их пайкой, сваркой и путем выполнения простейших слесарных операций. Производя ремонт регулятора, основная задача заключается в правильной установке его, при которой он не позволял бы двигателю работать па больших или меньших оборотах. Часто в регуляторах происходит заедание шарнирных соединений и разработка подшипников. У регуляторов Пирс и Интернационал нарушение правильной работы происходит в большинстве случаев из-за заедания шарнирных соединений. Заедание получается вследствие засорения и появления ржавчины. Для того чтобы восстановить правильную работу регуляторов этих марок, следует произвести внимательный осмотр шарнирных соединений и, если при осмотре будет обнаружена ржавчина или грязь, удалить их. Грязь удаляется путем промывки. а ржавчина путем зачистки наждачной бумагой или личными напильниками. Ремонтируя регуляторы, следует обращать особое внимание на износ подшипников. При сильном износе подшипников их следует заменить новыми. При регулировке регулятора иногда приходится наблюдать, что регуляторы вдруг сразу начинают плохо работать, то замедляя, то повышая обороты двигателя. Такое явление у регулятора Интернационал наблюдается вследствие заедания шарнирных соединений. У- регуляторов же Пирс это происходит из-за провертывания шкива па валу регулятора. Кроме того у всех указанных типов регуляторов подобная неисправность' может быть вследствие замасливания ремня. Заедание в шарнирных соединениях, как было сказано выше, устраняется путем зачисгки отдельных частей наждачной бумагой и напильниками. Проворачивание шкива на валу регулятора устраняется путем подтяжки стопорного винта, и в тех случаях, когда этот винт срезан или утерян,—установкой нового. Регулятор Интернационала имеет специальный установочный винт, которым производится натяжение и ослабление пружины. При напряжении пружины количество оборотов мотора увеличивается, при ослаблении—уменьшается. Демин (Продолжение следует)