АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГАЗОГЕНЕРАТОР,РАБОТАЮЩИЙ НА БРИКЕТАХ БУРОГО КАМЕННОГО УГЛЯДизельные и полудизельные моторы больших и малых мощностей, несмотря на сравнительно высокий коэфициент полезного действия, уничтожают ' значительное количество нефти, которая также является довольно дефицитным топливом. В ряде стран, в зависимости от источников так, называемого национального топлива, стали применять различные способы для перевода своего транспорта на местные- сорта топлив. Таким 'образом появились легкие автотракторные дизели, паровые автомобили, автомобили, работающие на сжатом газе. (метане, светильном газе), и, наконец, газогенераторные автомобили и тракторы, давшие возможность работать транспорту на твердом топливе. Наиболее удобным топливом для транспортного газогенератора является древесный уголь. Тип древесноугольного газогенератора в настоящее время уже детальна разраоЧхган и достиг большой степени совершенства. Такие газогенераторы строятся в ряде стран, ЙО особенно широко во Франции, Италии и Англии. В СССР имеются пока два типа древесноугольных газогенераторов,—В. С. Наумова и В. П. Карпова. Однако поскольку древесный уголь является продуктом переработки древесины, а она сама по себе очень дешевый и доступный вид топлива, более заманчиво использовать в газогенераторе непосредственно дерево в виде дров и даже древесных отбросов. В этом направлении почти во всех странах достигнуты значительные успехи. В Германии насчитывается сейчас около 1 000 грузовиков, работающих на древесном топливе. Франция имеет таких машин несравненно больше. В СССР тоже имеется ряд моделей НАТИ, ЦНИИМЭ, показавших вполне удовлетворительные результаты, однако не получивших еще широкосо распространения. Делался ряд попыток применять в качестве топлива для автомобиля каменный уголь, бурый уголь, торф, антрацит, но эти попытки заметного результата пока не дали. Ряд причин, как загрязнение газа серой, обилие легкоплавкой золы, спекаемость каменного угля, были основными препятствиями к внедрению этого топлива в практику автотракторного парка. Устранение этих препятствий шло в двух направлениях: подготовки топлива для газификации (создание кокса, 'Обугленного брикета) и создания соответствующей конструкции газогенератора. Газогенератор, работающий на каменном угле или буроугодьном брикете, должен удовлетворять следующим основным требованиям. 1. Получаемый из угля газ должен быть практически свободен от смолистых примесей. Полного уничтожения смол достигнуть невозможно; надо стремиться получить смолы низкокипящих фракций, которые не только не снижают, но до некоторой степени повышают теплопроизводительность газа. Практически считается, что разложение смол, проводимых через нагретую до 800—1 000 ° углеродистую среду, вполне достаточное. i 2. В генераторе нельзя допускать образования легкоплавкого шлака, так как он оказывает на металлические стенки сильно коррозирующее действие. Во избежание образования шлака надо стремиться температуру восстановительной среды держать ниже точки плавления золы, что значительно снижает качество газа. 3. Чтобы максимально облегчить вес установки, материал шахты должен быть из легкого металла. Немцы рекомендуют для этой цели применять жароупорную сталь марки 0021. 4. Конструкция должна предусмотреть хорошие условия для подготовки топлива в верхних ча-. стях газогенератора, где могут образоваться заторы, топливо может трескаться, рассыпаться, отчего засоряется колосниковая решетка, газ забункер грязняется, и установка перестает работать. Отвечающий этим условиям газогенератор был разработан в Мюльгеймском институте по исследованию угля (Германия). Генератор работает на буроугольных брикетах. На рис. 1 изображен разрез этого газогенератора, а на рис. 2 дана 2>fSaioVftt/u схема установки аппаратов газоочистки. ЗагруgeJgyjt. _ женные через верхний загрузочный люк буроугольные брикеты подвергаются интенсивной сухой перегонке воздействием горячего газа, про- ' ходящего через кольцевое пространство между наружным и внутренним кожухами шахты. Одновременно газ подогревает добавочный воздух, проводимый по спиральному воздухопроводу, проложенному в этом же канале. Основной воздух входит в топливник по центральному соплу, предварительно подогретый около наружной стенки шахты. Вследствие центрального под£оздуяа вода воздуха горячая зона (горение) образуется в центральных частях топливника. Это создает хорошие условия защиты стенок от действия жара. Oc#o£vo4J fojgryjc В этом генераторе удалось получить практиРис. 1. Газогенератор для буро] гольных брикетов в разрезе, чески бессмольный газ следующего состава: оки-8 Рис. 3. Общий вид монтажа опытного буроугольного газогенератора на 1,5-тонном грузовике си углерода (СО) от 22 до 24 проц., водорода (Н2) от 13 до 16 проц., метана (СН4) около 1 проц., углекислоты (С02) от 8 до 10 проц., азота (N2) от 49 до 66 проц., при производительности от 100 до 120 куб. м газа в час. Помимо генератора в установке уделено большое внимание очистке газа от механической примеси. Последняя осуществлена в нескольких ступенях: 1) в циклоне системы Давидсона, 2) в ударном очистителе, 3) в фильтрах из прессованной металлической ваты. сконструированное (рис. 2) приспособление для образования газовоздушной смеси обеспечивало вполне равномерное и надежное образование горючей смеси. Установка общим весом 300 кг была смонтирована для испытания на 1,5-тонном грузовике (рис. 3). Для этого грузовика установка чрезмерно тяжела, так как она предназначалась для 5-тонных машин. Во время испытаний газогенератор вполне себя оправдал, показав хорошую работоспособность в условиях сложной городской езды. Двигатель, установленный на опытном грузовике, имел степень сжатия 4,3 (т.' е. он не был приспособлен для работы на газе) и терял мощность около 50 проц. Однако, несмотря на это, испытание было завершено пробегом общей протяженностью около 2 000 км, где при переходе с бензина на бурый уголь газогенератор давал 80 проц. экономии. Расход буроугольных брикетов выразился в 40 кг на 100, км пути^ тогда как бензина необходимо для пробега тех же 100 км 20 л. При цене буроугольного брикета 9 руб. за тонну стоимость израсходованного на 100 км пути топлива составила 36 коп. против 3 руб. 15 коп. при работе на бензине. Уменьшение на 50 проц. мощности двигателя, конечно, значительно снижает хозяйственную рентабельность машины, так как благодаря этому перевозочная способность машины падает примерно на 20—25 проц. Однако повышением степени сжатия до 7—9- можно довести мощность двигателя до 80—85 проц. мощности на бензине (это подтверждают как специально поставленные опыты, так и все возрастающее количество генераторных машин, применяемых на практике). Отсюда можно сделать вывод, что буроугольный брикет, газифицируемый в специальном газогенераторе, и, двигатель, приспособленный для работы на газе, становятся вполне хозяйственно рентабельными и надежными машинами. Опыт немцев необходимо перенести ив наши условия. Бурый уголь имеется у нас в достаточном количестве, в то время как жидкое горючее становится все более и более дефицитным. Главгазу, призванному внедрить в нашу промышленность газ, и ГУТАП, снабжающему Союз автомашинами, необходимо серьезно заняться автотракторными газогенераторами и топливом для них. У нас имеются все возможности и предпосылки для развития этого дела. _ Инж. А. Введенский ™ЗоЗдух3 па/перfo&t/. "EliРис. 2. Схема работы установки Степень90 ПрОЦ.очисткигазаполучиласьоколо.—-_-.-а ,i--Пройдя очиститель, газ содержал примесь пыли только 10 мг на 1 куб. м. Подобное содержание пыли надо считать вполне допустимым, особенно если сравнить с загрязнением газа, допускаемым в мощных газовых машинах (20 мг на 1 куб. м газа) или с нормальным содержанием пыли в окружающем воздухе (5 мг/куб. м). Несмотря на сравнительную сложность, чистка очистителей отнимала всего около 2—3 минут. Остроумно