Н. БЕЛЯЕВЛектор НА ЭКРАНЕКогда свет в зале потух, человек на экране приступил к объяснению устройства автомобиля. Чудесный лектор был всемогущ. По его приказу на экране появлялась молния, и зритель мог наблюдать, как электрический ток, сделавшись видимым, бежал по проводам. По его приказу автомобильный мотор делался прозрачным, и ' можно было видеть четыре такта работы двигателя. Сквозь чугунные стенки было видно, как во внутренность цилиндра всасывалась смесь, сжималась, как происходили вспышка и сгорание газов, как поршень делал свой рабочий ход и как выталкивал отработанные газы. На экране кадры сменяли друг друга. Вот веселая ватага молодых парней выехала на автомобилях в учебную поездку. Знакомый лектор, пересев на мотоцикл, сопровождает автомобильную кавалькаду. Зрители слышат ровный шум моторов, рев гудков, шелест шин на дороге. Вдруг на одной машине мотор зафыркал, закашлялся и затих. Молодой паренек выскочил из машины, поднял капот, заглянул, во внутрь и беспомощно развел руками. Он пробует рычаги и трубки, но не понимает, почему мотор остановился. К „неопытному шоферу подъезжает на мотоцикле улыбающийся лектор. Он уверенной рукой лезет в мотор, отвинчивает карбюратор, показывает пареньку, в чем заключалась неисправ-. ность, и приглашает зрительный зал заглянуть в карбюратор, показанный крупным планом. Когда на экране появляется чертеж с самодвижущимися линиями, в зале совершенно уже ясно представляют себе подачу топлива с по-мощью карбюратора. Чудесный лектор, для которого не существует ни стенок, ни преград, умеющий так наглядно объяснить устройство сложнейшей машины и ее рабочие процессы,— только актер в недавно законченном первом учебном кинофильме по устройству и уходу за автомобилем. Кинокурс «Автомобиль» — совершенно исключительное о явление в нашей кинематографии ив педагогике. В этом фильме проявились те новые огромные возможности кино, которые мы до сих пор не смогли использовать и которые даже как следует не изучены. По плану второй пятилетки нужно подготовить для нашего гигантски растущего автомобильного парка 700 тыс. новых водителей. Не приходится говорить, какой огромный ущерб приносит нашему автохозяйству недостаточная квалификация шоферов, но подготовить в короткий срок такое огромное количество квалифицированных шоферов необычайно трудно. Сложные процессы работы автомобильного двигателя и устройства этой одной из технически передовых и «умнейших» машин нашего времени делают обучение шоферов трудным, сложным, а главное—длительным делом. Работа над созданием первого в Союзе звукового учебного кинофильма для шоферов началась еще в 1932 г. по инициативе Центрального совета Автодора. И только сейчас ^этот гигантский фильм в 32 тыс. м готов для пуска в эксплоатацию. Кинокурс разбит на следующие разделы: 1.'Двигатель (рабочий процесс, кривошипный механизм и распределительный механизм); 2. Карбюрация (теория и конструкция); ' 3. Электрооборудование (общие сведения по' электротехнике, зажиганию и электрический самопуск) ; i 4. Трансмиссия. 5. Ходовая часть. 6. Механизмы управления. В создании этого фильма принимали участие десятки лучших специалистов, профессоров, консультантов, сценаристов и режиссеров. Нет возможности перечислить все имена. Назовем только проф. Чудакова, инженеров Дюмулена, Гольда, Ш#ра, Зимелева и др., сценаристовКадр из раздела „Электрооборудование автомобиля". На снимке — прерыватель ГАЗ. Отвертка указывает на контакты Распределительная колонка на двигателе ГАЗ. На снимке виден провод, подводящий ток из.катушки, и соединение со свечами, двигателя Леонидова, Филимонова, Шкловского, Брик, Альт-- и сотни шоферов, начальников учебных курсов, шулера, режиссеров Жемчужного, Арманд, Галай, преподавателей единогласно подтверждают, что' Доббельт, Богданова. кинокурс будет иметь огромное значение для Теперь в любом месте СССР, где имеется звуускорения и улучшения подготовки шоферов, ковая кинопередвижка, можно организовать прев которых так нуждается наш автотранспорт. подавание автомобильного дела силами лучших Сейчас идет энергичная работа по налаживастоличных профессоров с наглядностью, которая нию эксплоатации кинокурса и организации не имеет себе равной ни в каком другом методе учебных точек по всему Советскому союзу. Нужпреподавания. но учесть, что при огромном объеме кинокурса (32 тыс. м) создание каждой лишней копии требует чуть ли не вагона дефицитной пленки, и это может послужить известным тормозом для развертывания работы специального кинокомбината, созданного для эксплоатации фильма при ЦС Автодора. Предстоит еще большая работа методического порядка для выяснения наилучших форм объединения просмотра кинофильма с работой нормальных шоферских курсов. Все занятия по кинокурсу предполагается проводить в 50 сеансов длительностью каждый по 2 часа, причем в каждом сеансе показ картины будет длиться примерно 30—40 минут, а остальное время уйдет на устные разъяснения и на показ диапозитивов и кольцовок, разъясняющих наиболее трудные части фильма. Кинокомбинат приступает к выпуску первой серии в5 тыс. абонементов, причем стоимость каждого абонемента за весь курс устанавливается в 40 рублей. Намечено организовать группы учащихся в среднем в 250—300 человек, а весь срок прохождения курса будет зависеть от состава учащихся и от назначения кинокурса. Для учащихся автошкол, для автодоровских кружков и для шоферов он будет различен. На первое время кинокурс будет организован в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове и Горьком. В дальнейшем киноаудитории будут организованы ив других городах. Не следует думать, что кинокурс совершенно отменяет педагога или делает ненужным сеть автокурсов и школ шоферов. Кинокурс только Модель распределителя для 6-цилиндрозого двигателя. в значительной степени облегчает работу преНа модели ясно видны вращающийся ротор и контакподавателя, ускоряет сроки обучения и повыты распределения (модель дана в увеличенном виде) шает качество самой учебы. Созданием первого в СССР учебного киноПосетившие общественный просмотр предсекурса по подготовке шоферов Центральный содатель Совнаркома РСФСР т. Сулимов, предсевет Автодора, Цудортранс и Союзтехфильм дедатель ЦС Автодора т. Лежава, пом. начальника лают ценный вклад в дело подготовки шоферотдела боевой подготовки РККА т. Примаков ских кадров. . >