КОНКУРССЕЛЬСОВЕТОВПО ДОРОЖНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУОПЫТ ПЕРЕДОВЫХ СЕЛЬСОВЕТОВ ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТИ8 Западной области почти все сельсоветы включились в конкурс на лучшее выполнение плана дорожного строительства. 9 октября состоялось заседание- конкурсной комиссии Главдортранса, которая признала лучшими Круговратский сельсовет Великолуцкого района и Мазыкинскйй и Кожуховический сельсоветы Хиславического района. Эта сельсоветы, использовав трудовое участие населения, построили хорошие дороги. Крутовратский сельсовет до 1934 г. осуществлял связь с районным центром и железнодорожной станцией Великие Луки по старому большаку.Это была извилистая дорога длиной 16 км, про, бегающая по топким болотам и оврагам.. В сухую погоду по ней можно было везти не больше 160—240 кг груза, в распутицу же она стано-~ вилась совершенно непроезжей. Особенно гиблым местом считалась гора Дубница, которую приходилось объезжать, делая петлю в3 км по косогорам и болотам. К строительству на месте этого тракта улучшенной грунтовой дороги Крутовратский- сельсовет приступил в июле 1933 г. Тогда удалось сделать предварительные работы: пробить новую трассу/ выпрямившую дорогу до 12 км, и начать земляные работы. С осени были подготовлены карьеры, собран камень и заготовлен лес. Как только установился зимний путь, эти материалы вывозились на дорогу. Весной каждый колхоз выделил постоянную бригаду. На линии работало 4 бригады, на профилировке и земляных работах—3 и на постройке мостов и труб—1 бригада. В помощь бригадам организовывались массовые субботники. Дорожными работами руководил сельский _щтаб во главе с председателем сельсовета В. Головым. Каждый член штаба был прикреплен к определенному участку. В процессе работы создался крепкий1 дорожный актив. Особенно выделялись ударники Богданов и Волков, систематически перевыполнявшие, норму выработки. В женской бригаде лучшие ударницы Трофимова и Михайлове, при рытье канав вместо нормы 7 пог. м давали 10—12 пог. м. Соревнование бригад и систематическая проверка работы членами штаба и техническим персоналом района обеспечили высокое качество работы. Построенная дорога имеет правильный профиль, мелкие водостоки перекрыты 26 каменными трубами, а крупные—мостами. Мосты и трубы выполнены прочно! и красиво. Верхняя часть полотна покрыта 10-сантиметровым слоем песка, что делает дорогу хорошо проезжей в любое время года. К 1 сентября дорога была уже закончена и сдана в эксплоатацию. Трудовое участие населения выполнено на 272 проц., но на этом не остановились и решили использовать конец строительного сезона для окончательной отделки дороги. Было приступлено к прорытию нагорных! и отводных канав, производилась посадка зеленых насаждений и исправлялись подъездные пути к колхозам. «Наша дорога должна быть гладкой, как яичко»,—говорят крутовратские колхозники своим дорожным бригадирам, и бригадиры этот на-каз выполняют, с честью. Полотно дороги после каждого дождя тщательно выглаживается утюгами. Мазыкинскйй и Кожуховический сельсоветы в 1934 г. сосредоточили свою работу на тракте Хиславичи—Мстиславль, который несколько десятилетий не ремонтирозался и пришед в совершенную негодное ib. 50 км этой дороги, связывающей Хиславический район, с железнодорожной станцией, являлись настоящим бедствием для колхозников. В 1934 г. Мазыкинскйй и Кожуховический сельсоветы на своих территориях дали 15 км прекрасной граЕийной дороги шириной 8,5 м. Опыт работы этих сельсоветов должен бьпь учтен остальными сельсоветами Западной обла-ети. Дорожные секции как в Кожуховическом, так и Мазьгкинском сельсозетах являлись подлинными организаторами работы. Работы проводилисьбригадным методом, ширэко использовалось соревнование и ударничество. Сейчас сельсоветы насчитывают много энтузиастов—ударников дорожного строительства,- систематически перевыполнявших свою норму. Но что особенно отличает работу передовых сельсоветов Хиславического района, это внимательное отношение ко всяким нововведениям ик вопросам механизации. Так, вскрытые осенью 1933 г. для зимней возки карьеры тщательно укрывались кострой и соломой, благодаря чему карьеры не промерзали и не заносились снегом. При сельсоветах организовывались строительные дворы, на которых зимой изготовлялись типовые мосты, трубы и простейшие дорожные снаряды. Весной готовые мо^ сты и трубы устанавливались на места в течение одной пятидневки. На дорогах все лето работал грейдер, металлические и деревянные утюги. К посадке деревьев окола дороги была привлечена школа крестьянской молодежи со своими специалистами, по насаждению. г Закончив в августе дорогу и наладив за ней регулярный присмотр, колхозы перебросили свои силы на постройку подъездных путей, решив использовать до конца строительный сезон. К 20 сентября Кожуховическим сельсоветом было построено 15 км подъездных грунтовых дорог. «Ведь для себя работаем»,—говорят колхозники и перевыполняют в 2—3 раза положенное количество трудодней. Кроме работы на своем участке колхозы организовали широкую помощь своему районному центру. Когда в Хиславичах па постройке мостовой нехвагило песка и камня. колхозы выслали около 70 подвод на подвозку материалов. По решению конкурсной комиссии Главдортранса передовые сельсоветы выделяют бригады для, поездки по Западной области. Подготовить свои дороги к приезду этих бригад, широко используя их опыт,— вот задача остальные сельсоветов. ч Инж. Безобразов 5