Инж. Н. МЕНГЕЛШИРЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫУЛУЧШЕНИЕ ГРУНТОВЫХ ДОРОГ ТОРФОМОбслуживание наших предприятий, совхозоз и колхозов автотранспортом и необходимость полного использования автомобиля со всей настойчивостью требуют, улучшения существующей • сети низовых дорог, а также постройки сотен тысяч, километров новых дорог, приспособленных для автомобильного движения. отдельных дерегьев, значительно хуже торф тростниковый и из мхов. При использовании торфа размер его кусков не имеет значения. Одинаково пригодны как крупные куски, так й мелочь.Производство работ Улучшение песчаных грунтовых дорог торфом Для того чтобы обеспечить колхозы, совхозы может быть произведено либо путем укладки и промпредприятия хорошими дорогами,, нет наторфа в ящике (корыте), предварительно выдобности строить только дорогостоящие дороги рытом на ширину проезжей части, либо путем с каменной одеждой или покрытые асфальтом. его рассыпки с соответствующей обработкой по"Такие дороги нужны лишь при очень густом верх дороги. и непрерывном движении. На большей же части Первый способ следует применять в более Д-фос низовой сети бесперебойный, проезд авто1 сухих и незатопляемых местах и при движении . мобилей И гужевых повозок может быть обе'около 300 повозок в сужи. Если же движение .спечен путем постройки более дешевых грунпо дороге более слабое и участок дороги не сухой, то рекомендуется применять второй способ торфования. При первом способе торфования дороги ра*Шрина улучшены? — быброшрнныи из корыта песок боты начинаются с устройства корыта (рис. 1). При сухой погоде следует4 делать корыто такой длины, чтобы можно было, заполнить торфом! все т~-^~Kopbi то протяжение корыта в течение одного рабочего -.песок' дня. V Вслед за прорытием корыта приступают к росРис. 1. Копание корыта для торфования сыпи торфа. Все количество торфа, которое должно быть добавлено к грунту, рассыпается по корыту в два приема,' примерно двумя равными товых дорог, улучшенных местными дорожностроительными материалами. по объему частями. Одним из таких материалов является торф , широко распространенный в нашем Союзе, но, к сожалению,, мало применяемый нашими дорожниками. Т орф добывается из естественных залежей в болотах и получается в результате медленного сгнивания там остатков растений. В отличие от обычного гниения; на поверхности земли гниение в болотах происходит при очень слабом доступе воздуха и при значительном количестве воды, которая насыщает гниющие растительные остатки. Торф представляет собой ценный материал для улучшения дорог, п роходящих по пескам , особенно в сухих и возвышенных местах, где езда в связи с большой сыпз'честыо песка крайне затруднительна. Выбор торфа Не все виды торфа одинаково пригодны для улучшения песчаных грунтов. Наилучшим торфом считается тот, который хорошо разложился и не содержит большого количества неразложившихся стеблей, корней и других остатков растений. Кроме того, имеет большое значение и род растительности, из которой происходит данный торф. Лучшим для торфования песчаных грунтов считается торф, получившийся от сгнивания осок. Он темнокоричневого цвета и мелкозернистый по наружному виду. Хорош так8 же торф, получившийся в результате сгнивания Рис. 2. Конная дисковая борода „Рондаль" Когда сделана первая россыпь торфа по дну корыта да всем его протяжении, поверх торфа насыпается слой песка в 5—10 см и затем производится их взаимное перемешивание. При ручном способе работ перемешивание осуществляется лопатами и мотыгами^ а затем грунт разравнивается граблями. Однако лучше производить перемешивание при помощи дисковой бороны (рис. 2), для чего потребуется 5—8 проходов боротой по одному месту. Признаком удовлетворительного смешения торфа с грунтом считается более или менее равномерная окраска смеси и отсутствие отдельных мест, избыточно насыщенных торфом или не получивших достаточной добавки торфа. После окончания смешения первой россыпи производится вторая россыпь торфа и второго слоя песка. Их точно так же перемешивают, окончательно выравнивают (профилируют) полотно утюгами: или грейдером, а затем, если есть возможность, укатывают полотно катком ьесом 3—4 т. Поперечный уклон такой дороге следует дать 0.04—0,06 (иа 1м |1гир«ны дороги -подъе|м к оси 4—6 см), причем в умеренно влажных районах достаточен уклон 0,04, а в более влажных 0,050,06. Боковые канавы не копаются. Общая толщина слоя смеси в уплотненном виде должна быть 15—20 см (рис. 3). При улучшении дороги по второму способу, т. е. раскладкой торфа поверх дорожного полотна, работы начинаются с разрыхления грунта улучшаемой полосы плутом или боронами, а дальнейшая последовательность работ будет такая же, как и при корытном способе. Работы по торфованию не следует вести в дождливую погоду, так как слишком липкий торф затрудняет смещение и замедляет его просыхание. Слишком жаркая, сухая и ветреная погода также неблагоприятна для, производства этих работ. Определение потребного количества торфа Количество торфа назначается в зависимости от его разложенности,' крупности строения и от климатических условий района. При назначении количества торфа в основном можно пользоваться следующей таблицей:Корытный способ работ на 100 кв. м покрытия РАЗЛОЖЕННОСТЬ ТОРФА Толщина Потреб• улучшаПотребность песка емой корность тордля прики в (см) фа в рыхсыпка. перлом теле (в куб. м) вого слоя (в куб. м)*- Улучшен, торфом СМРСЬ'•'Лмок аорожн. полоти.Рис. 3. Улучшенная торфом дорога (ори норы шоп способе работ)\При мало разложившемся торфе заметны остатки растений, воды выделяется немного, масса почти не продавливается при сжатии через пальцы, поверхность торфа шереховатая от остатке» растений. Заготовка торфа Выбранный для улучшения дороги торф следует заготовить заблаговременно и выдержаггь до производства работ в. течение зимы в штабелях или в кучах, ибо промороженный торф хорошо смешивается с грунтом и легко разбивается в мелкие куски. Употреблять торф, только что вынутый из болота, не рекомендуется, так как он затрудняет перемешивание. . Заготовленный торф следует хранить! в кучах объемом 2—3 куб. м. В кучах меньшего размера торф пересохнет, а в кучках большего объема возникает опасность самовозгорания его. Помимо этого большие кучи нежелательны также и потому, что в них торф недостаточно промерзает. Содержание дорог, улучшенных торфом По мере открытия езды по дороге, улучшенной торфом, необходимо регулярно ее выглаживать дорожными снарядами (утюгом, грейдером) после каждого значительного дождя, а также в случае образования колей. ' Отдельные выбоины следует заделывать смесью песчаного грунта с торфом. При этом края выбоины вскирковыватотся, а добавляемая в выбоины смесь грунта с торфом утрамбовывается и присыпается слегка песком. При продолжительной засухе1, торфованная дорога начинает пылить. Для уменьшения пыли рекомендуется присыпать дорогу слоем песка в l-r-2 см. Такая же присыпка песка желательна и при затяжных дождях,, когда из-за грязи дорога становится скользкой. Инж. Н. Менгел( Сильно разложивш. . \ Хорошо разложивш. . / . \ Мало разложивш. . . / \25 15 25 15 25ш3,1-'4,5 5.2-: 7,5 4,6- 7,7 7,7—12,8 7,8-10,7 1,3—17,78,1—7,5 13,5—12,3 7,46,7 12,2—10,2 6 - 4,7 10 — 7,9При сильно разложившемся торфе растительные остатки неразличимы простым! глазом, вода при сдавливании торфа в руке не выделяется, масса при сжимании хороша продавливается через пальцы. При хорошо разложившемся торфе заметны лишь некоторые растительные остатки, вода выделяется в очень небольшом количестве и она 1 окрашена в коричневый цвет; масса продавливается через пальцы, немного пачкая руку.„За Рулем" Jft 24Если хочешь аккуратно получать журнал „ З А РУЛЕМ" в 1935 г., не забудь своевременно подписаться в ближайшем почтовом отделении.