10
11
12
13
М. СРЕДНЕЕВОЕННАЯСТАТЬЯ *»подготовка ШОФЕРОВРАБОТА ШОФЕРА ПО ЗАЩИТЕ СЕБЯ И МАШИНЫ ОТ АВИАЦИИ И ХИМИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ ПРОТИВНИКАК ПВО в первую очередь относятся так наваемые активные средства, которыми можно уничтожить авиацию или другие воздушные силы противника, а именно: наша; авиация (самолетыистребители), зенитная и приспособленная для стрельбы по воздушным целям артиллерия, пулеметы и, наконец, винтовки в руках метких стрелков. Каждая автоколонна и танковая часть должны иметь соответствующие активные средства дня борьбы с воздушным противником. Кроме активных средств употребляются: пасс ивные , предохраняющие или уменьшающие разрушительные действия авиации, противника. В боевой обстановке нужно уметь скрыть от противника ив особенности от его авиации мотомеханизированные и автомобильные колонны", находящиеся как в движении, так и на месте стоянок. Делать это необходимо не только i для предупреждения нападения, но' и для того, чтобы противник не узнал, куда стягиваются Рис. 1. Маскировка машин при перевизке по ж. д. войска, а значит откуда предполагается нанеи т. п.) — и .средства для истребления и порчи сти ему удар. машин. Для скрытия от противника своих войск и *В условиях будущей войны шофер как водимашин служит маскировка . тель танка, бронемашины, автомобиля, должен так уметь работать, чтобы противник своими Замаскироватьс я—з на ч' и тсделать техническими средствами (авиацией, химией исебяи свою' м ашинуневидимыми др.) не мог принести существенного вреда. для противника. Твердые знания, точный расчет, ежеминутная Маскировка должна производиться во всех -готовность, никакой паники—вот принципы,, ко-, случаях боевой работы в&еми наличными средторыми в будущей войне должен руководствоствами. ваться каждый боец, в; том числе и военный водитель. Маскировка делится на естественную! И искусВ настоящей статье мы разберем способы и ственную. К естественной, маскировке относится средства защиты от авиации, и .«газов» противиспользование местности и подручных средств, ника, какие должны, знаггь; и. уметь употреблять а именно: тени деревьев, домов, накрытие сучьяводитель военной автомашины. ми, хворостом, дерном4и т. п. 1. Способы и средства защиты от 4К 'искусственной маскировке относятся: устройство-дымовой завесы (ДВ *), защитное окрашиавиации противника (ПВО) вание, применение маскировочных сетей, ковров Для защиты и бЫрыбьг, с авиацией противника и проч. i : . существует противовоздушная оборона (сокраДВ—дымообразующие ветсст- a щенно ПВО). Будущая война -— это война машин, в которой все достижения современной техники будут использованы для поражения или ослабления противника. Капиталистический мир лихорадочно v готовится к войне и изобретает' все новые и новые средства для истребления людей, а в связи с ростом машин (танков, броневиков, автомобилей1 vРис. 2. Камуфлированный бронеавтомобиль: ч—черные пятна; ж—желтые пятна; б—белые пятна Общие правила маскировки автомашин Каждая боевая машина имеет свой определенный контур (очертание), который водитель должен стремиться изменить во всех случаях, когда это возможно. Так, например, при перевозке машин ш железной дороге устанавливают распорки и поверх затягивают брезентом: с таким расчетом, чтобы вместо контура танка, бронемашины или автомобиля получилась четырехугольная фигура (рис. 1). Чтобы машины не выделялись среди местности, их окрашивают в защитный цвет: летом—в зеленый, зимой—в белый. Для лучшей маскировки очи могут иметь камуфлированную окраску, состоящую из пятен черного, желтого и белого цвета, распыляющих зрение на фойе местных предметов (рис. 2). Блеск фар и никелированных частей or солнца виден очень далеко и хорошо. Поэтому все никелированные части должны быть окрашены в защитный цвет, а фары закрыты брезентовыми или кожаными чехлами. Ночью движение должносовершаться без света, а сигнальные ' фонари должны' иметь защитные козырьки, чтобы свет их не был виден* с воздуха. М аскировкамашин во время стоянки состоит в том, что) их ставят в места, скрытые от воздушного и наземного наблюдения противника, например: в тень домов, сараев, под прикрытие деревьев и т. п.естьпотзрыРис. 3. Бронеавтомобиль, замаскированный масксетью Каждый водитель перед остановкой должен наметить наиболее скрытое место для постановки своей машины. Вообще Места: стоянок и остановок машин выбираются, как правило, в местах, имеющих укрытие для машин..' Тотчас же после постановки машины на место шофер должен приступить к ее маскировке, используя для этого подручный материал или маскировочные средства, имеющиеся на машине.Подручным материалом для маскиро&кй могут служить: ветки деревьев, солома, дерн, и т. п. Маскировочные средства—брезенты с защитной окраской, масксети и т. п. (рис. 3). При маскировке необходимо закрывать все блестящие части (никель, стекла).' , Кроме маскировки одиночных машин употребляется маскировка группы машин (подразделения, колонны) путем натягивания горизонтальных сетей (рис. 4). При маскировке мест стоянок танков кроме закрытия самых машин необходимо маскировать и подъезд к ним (следы or гусениц). Следы от гусениц хорошо видны с самолета и по ним противник легко обнаруживает места стоянок танков. Заметание следов от гусениц производится замыкающей машиной, к которой привязываются ветки, касающиеся земли. Маскировка машины в движении очень трудна и почти невозможна на открытых дорогах. Кроме видимости самих машин, движение мото-мехколонны обнаруживается по пыли. . Поэтому необходимо выбирать скрытые дороги (лесные) или производить движение под прикрытием ночной темноты (без освещения фар). При появлении воздушного противника в тех случаях, когда колонна еще! не обнаружена, может быть произведена временная остановка машин с постановкой их в скрытые места. Для маскировки движения танков в бею (танковой атаки) употребляется дымовая завеса, под прикрытием которой танки проникают в расположение противника. Дымзавеса может устанавливаться с земли автомашинами (химтанками), зажигающими дымшашки, а также с воздуха авиацией. Кроме этих видов маскировки, благодаря шуму, производимому при движении танков, возникает необходимость в звуковой маскировке. Звукомаскировка производится Путем создания постороннего шума, заглушающего звук работы танковых моторов, например: артстрельбой, полетами самолетов и т. п. : Итак, мы видим, что водитель машины во всех условиях работы доджей уметь хорошо маскировать свою машину. Теперь посмотрим, как он должен поступить, если воздушный противник уже обнаружил колонну и нападает? ~ В этом случае необходимо произвести рассредоточение машин.. Рассредоточение машинЕсли позволяет местность и) проходимость машин, т о выгодно произвести рассредоточение машин в разные стороны (рис. 5), если жа колонна движется па дороге, состоит из колес-ЖШг^К <W • Av €Л К * -/'\ i t'l A .I , А <Рис. 4. Танки, замаскированные на стоянке горизонтальной сетью (каркасом)ЩЩ;\ *^^Myc^^JW^^M0^% СЩ^М ных машин и съехать с дороги в сторону нельзя, то рассредоточение производится увеличением дистанций между машинами. Командир колонны подает сигнал «Авиация»1. Мо этому сигналу головная машина ускоряет движение, а за ней и вся колонна, за- исключением последней, которая берет удлиненную дистанцию (50—100 м) от впереди идущей, затемРис. 5. Рассредоточение танковой колонны при нападении воздушного противника удлиненную, дистанцию берет вторая с хвоста и т. д. Таким образом увеличение дистанции начинается с хвоста, причем движение всех маkiHH продолжается.2. Способы и средства защиты от химических средств противника (ПХЗ)Химические средства, употребляемые противникам, от которых водитель должен уметь защитить себя, перевозимые грузы и машину, есть отравляющие вещества (сокращенно ОВ), назыПротивогаз является наиболее надежным средваемые «газами». ством защиты ипозволяетпродолжать ОВ, смешиваясь с воздухом- или попадая на почву, растения, предметы И непосредственно на • в ождениемашины , н отребуетдляэтоготренировки , с угубой внимакожу—людей и животных, могут отравлять их, тельности и напряженности. а предметы вооружения (оружие, машины) подвергать порче. Поэтому каждый шофер должен отлично изучить противогаз, уметь его быстро и правильно Все существующие ОВ можно подразделить по применять и бережно хранить. "' своему воздействию на организм человека и животных (токсические свойства) на 5 групп: удуБоевые противогазы сейчас достаточно хорошо шающие, ядовитые, - слезоточивые, нарывные и защищают почти от всех ОВ и дымов противраздражающие (чихательные). ника и задача водителя состоит в том, чтобы Свойства газов используются в войне для попри опасности моментально его надеть *. нижения беоспасобности противника или выведения его войск и машин из строя. При пораЗащитные одежды и мази жении ОВ бойцы теряют возможность вести Кроме противогазов к средствам индивидуальбой, а при надевании для защиты противоганой защиты людей относятся и защитные одезов, стесняющих движение, уменьшается их боежды, которые употребляются только против наспособность. рывных ОВ (иприта, люизита, откуда и их наВыпуск «газов» производится различными спозвание — противоипритные одежды). собами: стрельбой химическими снарядами, миЗащитная одежда (костюм) состоит из: комбинами, выпуском ОВ из газобаллонов, зажиганием незона, изготовленного из специальной непроядовитых шашек, непосредственным поливанием, ницаемой ткани, прорезиненных сапог и резина-. вернее, обрызгиванием ОВ движущихся войск вых перчаток. и мото-мехколонн с воздуха самолетами. Такая защитная одежда надевается химическими Кроме выпуска «газов» употребляется заражекомандами, работающими в зараженной местноние районов местности стойкими ОВ (долго не сти, и для массового использования не употреиспаряющимися) с целью создания непроходибляется. мых районов на пути движения войск. ЗаражеДля защиты бойцов при поливании ОВ с возние местности может производиться из ручных духа употребляются защитные накидки. Для проранцевых приборов, из автоцистерн! (химавтомохода по зараженной местности—защитные чулки, билей) и из самолетов. надеваемые поверх сапог.i Сигнал „Авиация" — движение красным флагом вверх и вниз. 1 Сигнал „Газы" подается красным флагом—размахиванием вправо и влево.Средства химнападения опасны в том случае, когда войска и население к защите от «их не подготовлены и действия их не знают. Тогда ; возникает паника и применение ОВ может нанести большое поражение людей и материальный ущерб. Средствам химического нападения должны быть противопоставлены дисциплина и организованность, химическая грамотность, знание; способов и средств химической защиты и уменье их быстро и правильно применять. Средства химической защиты подразделяются на личны е, применяемые для защиты отдельного человека и бойца, и коллективные , применяемые для защиты группы людей и целого войскового подразделения (взвод, рота я т. д.). К личным или индивидуальным средствам относятся противогазы, защитные одежды, защитные мази и др. К коллективным—газоубежища. Для армии наиболее важными являются личные средства, так как они сохраняют возможность войскам и машинам производить движение, работы и рести огонь, т. е. сохраняют их боеспособность. Противогазы—основное и наиболее распространенное личное средство, защищающее от ОВ глаза и дыхательные пути. При применении противником средств химического нападения шофер должен продолжать свою работу, ибо всякое прекращение работы означает прекращение боевой деятельности войск и будет использовано противником для нашего поражения. Ни кабина шофера, ни броневой корпус без специального оборудования не защищают команду машины, в том числе и водителя, от ОВ. Для предохранения кожи от действия нарывных ОВ изготовляются защитные мази. Перед иреодолеванием зараженного района бойцы наносят на поверхность кожи; защитаую мазь, котооую после преодалевания смывают вместе с ОВ. Из одежды каждый водитель автомашины должен (иметь защитные перчатки. Химическая защита машин и груза Для возможности действия танков в местности, зараженной ОВ, без надевания противогазов, танки и бронеавтомобили могут оборудоваться как газонепроницаемые. Газонепроницаемое или противохимическое, оборудование боевой машины устраивается следующим образом: а) все смотровые щели снабжаются толстыми стеклами, не пробиваемыми пулями; б) все люки герметически закрываются (имеют резиновые прокладки); в.) обмен воздуха в броневом корпусе производится специальным насосом через фильтр. В таком танке команда защищена от проникновения ОВ и может работать в условиях заражения ОВ совершенно нормально. В необорудованных машинах водитель й команда машины должны немедленна принимать все меры для самозащиты, т. е. надевать противогазы, одежду и пр. Все машины, в том числе и оборудованные, после прохождения отравленного района и после химнападения (обстрела химснарядами и минами) подвергаются дегазации. Дегазация производится путем смывания ОВ с поверхности машины керосином, или специальным составом. Водитель при дегазации -долЖен быть защищен от действия смьщаемых ОВ (перчатки, противогаз). Дегазация начинается с верхней части машины и постепенно доводится до низа, причем смотровые щели в эта время заклиниваются деревянными клиньями или все люки наглухо закрываются. Если ОВ попало вовнутрь броневого корпуса, кузова автомобиля, то дегазация проводится и внутри. После дегазации машина отводится) в сторону от' зараженного места, насухо протирается и оставляется для проветривания.Мотор (двигатель) не дегазируется, так как при нагреве от работы ОВ испаряется и обезвреживается, но до полного испарения' ОВ незащищенными руками до него прикасаться нельзя. После окончания дегазации участок местности, на котором производилась дегазация, становится зараженным ОВ и должен быть закрыт для прохода или дегазирован известью. Для дегазации одного танка требуется до 50 литров керосина, для автомобиля—в 2—3 раза меньше. Деревянные части дегазируются при заражении стойкими ОВ кашицей из хлорной извести. ' При перевозках на автомашинах предметов питания или других , боящихся заражения ОВ грузов их платно покрывают со всех сторон специальными защитными брезентами. Пища и вода, зараженные ОВ, употребляться не могут. Вода для обезвреживания должна подвергаться кипячению.' В будущей войне возможно применение газов, разъедающих металлы и нарушающих работу двигателей. Для защиты машин от разъедающих газов на поверхность их металлических частей наносится слой смазки: тавота, технического вазелина и т. п., После химнападения смазка должна смываться (дегазация). «Война в нынешних условиях,—говорит нарком обороны т. Ворошилов,—требует огромного количества машин, причем машин различного! назначения, различных названий и огромной технической сложности. Война механизируется, машинизируется, индустриализируется, превращаясь тем самым в огромную, весьма сложную фабрику истребления людей. Так вот на этой фабрике, в этой механизированной войне, которой мы не хотим, против которой мы боремся, но которую против нас готовят, потребуются квалифицированные механики, техники, потребуются люди, готовые не только умирать, но и умеющие правильно обращаться с каждым винтикам этой, весьма грозной и далеко не приятной военной машины». Каждый шофер должен. выполнить задачу, поставленную т. Ворошиловым, а для этого в мирных условиях готовить себя для военной работы. ' \ М. СреднееУКРЕ1СОВЕТ!БОЕВЫЕ ОРГАНЫ ПРОЛЕТАРСКОЙ ДИКТАТУРЫВЫБЕРЕМ В СОВЕТЫ ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙЛУЧШИХУДАРНИКОВИУДАРНИЦ