ДЕСЯТЬ МИЛЛИОНОВМЕТРОВАСФАЛЬТА В СТОЛИЦЕ„Замостить в течение 10 лет 10 миллионов кв. метров улиц и площадей гор. Москвы усовершенствованными мостовыми с тем, чтобы, полностью все улицы и площади города покрыть асфальтом: В течение ближайших трех лет замостить усовершенствованными покрытиями 2*1% миллиона кв. метров улиц и площадей Москвы. Установить, что замощению улиц гор. Москвы усовершенствованными покрытиями должно, как правило, предшествовать строительство водостоков".(Иа постановления СНК СССР и ЦК ВКП (С) от 10 июля 1936 г.).Столица страны социализма, красная Москва, в течение рекордно короткого срока должна преобразиться, отразив в планировке и архитектуре строений величие эпохи социализма. В старой Москве будет распутана паутина улиц, переулочков, тупичков. Улицы выпрямятся, расширятся до 30—50 м, и новые, прямые и широкие проспекты прорежут Москву из конца в конец. Параллельно старым ради-Наряду с асфальтированием московских улиц производится и мелкий ремонт с помощью асфальтовой массы, доставляемой на грузовиках. На снимке — ремонт мостовой.Союзфотоальным улицам будут проложены новые. Будут созданы четыре новых кольцевых магистрали и четыре магистрали для разгрузки центра. Все улицы и площади, и новые и старые, к концу десятилетия будут асфальтированы и оборудованы водостоками. Асфальто-бетон к концу десятилетия вытеснит из Москвы отслужившую свой век старую, грохочущую и пыльную булыгу. Она останется только в отдельных отдаленных переулочках и тупиках, но и там вскоре будет заменена современным покрытием. Около полумиллиона кв. метров будет замощено брусчаткой и клейнпфлястером на цементированном бетоне. Штучное покрытие будет дано только для уклонов и частично на расширение проездов, где замощение производилось штучными материалами. Прямыми и широкими полотнищами лягут во всех направлениях новые, спокойные, ровные дороги — транспортные артерии автомобилизированной Москвы. План строительства усовершенствованных мостовых рассчитан таким образом, чтобы в первые 3 года (1936—37—38 гг.) замостить все, что потребуется в связи с пробивкой новых улиц и расширением старых. Это исчисляется цифрой почти в3 млн. кв. м, приблизительно равными частями ежегодно. Булыжник как поверхностное покрытие полностью исключается уже с первого года десятилетки и будет применяться лишь как материал для основания под асфальт. Фактически уже в этом году прекращено замощение московских улиц и площадей булыжником. В следующие годы задача будет состоять в том, чтобы покрыть асфальтом все новые улицы и площади и полностью заменить булыжные и другие штучные мостовые новыми, усовершенствованными, с таким расчетом, чтобы к концу 1945 г. Москва имела 13,5 млн. кв. м замощенной площади, в том числе асфальтом — 10 750 тыс. кв. м, гранитом — 1 100 тыс. кв. м и клинкером — 1 300 тыс. кв. м. Гордорстрой уже составил титульные списки дорожного и водосточного строительства на 1936 г. Намечено замостить 60 улиц, шоссе и площадей в об'еме 810 тыс. кв. м мостовых. Важной частью программы дорожных работ является строительство водостоков, которое обязательно будет предшествовать дорожному строительству. На 1936 г. запроектировано построить 30 км водостоков, в последующие годы об'ем этих работ увеличится, и в 1938 г. дойдет до 40 км, а в последние семь лет будет ежегодно сдаваться в эксплоатацию в среднем по 80 км водостоков. Таким образом, к концу десятилетия Москва будет иметь 750 км новых водостоков современного типа. На это дело предполагается затратить около 115 млн. рублей. Уже составлены рабочие планы по ряду участков. Лично Лазарь Моисеевич Каганович вместе с тт. Хрущевым и Булганиным осмотрели каждый участок, каждую улицу, заглядывали во дворы, намечая линии новых улиц и площадей, и вид покрытия для них. В ряде районов фактически уже началось и осуществляется дорожное строительство по плану реконструкции г. Москвы. Все те работы из плана текущего года, которые проводятся после опубликования постановления партии и правительства, выполняются уже в соответствии с новыми требованиями распланировки столицы. Так. 1-я Мещанская полностью реконструируется. Трамвайное движение здесь снимается, зеленый бордюр из деревьев и кустарников у фасадов домов ликвидируется. Значительно расширенная таким образом улица покрывается асфальтом и одновременно приводятся в порядок тротуары и водостоки. То же самое происходит на ул. Кирова ив самое ближайшее время будет ща Сретенке и на некоторых других улицах. Выполнение плана 1936 г. в широком масштабе начнется с мая будущего года. В настоящее же время идет подготовительная, плановая, проектировочная работа Гордорстроя и связанных с ним учреждений и организаций. Как заявляют в Гордорстрое, уже почти каждый стройучасток имеет свой план и даже готовую рабочую смету, и все дело лишь за окончательным определением контрольных цифр промфинплана нового грандиозного строительства. Но Горплан тянет с утверждением этих цифр. Не торопится и Гордорстрой. Здесь ориентируются, по традиции, на май. — Мы не опоздаем, — заверяет зам. начальч ника Гордорстроя т. Райз, — ведь начало строительного сезона будущего года в мае. В этих настроениях самоуспокоенности кроется опасность. План 1936 г. — первого года десятилетки генеральной реконструкции Москвы — по об'ему превосходит и по всем своим- техникопэкономическим показателям должен превосходить все предыдущие годы. Качество асфальта должно быть значительно улучшено, и во много раз лучше должно стать качество асфальтирования. Если в отношении быстроты работ стройучастки, пожалуй, не уступают загранице, то качество работ еще сильно отстает. Профилировка неудовлетворительна, покрытие получается волнистым и скоро западает в отдельных местах. Это требует лучшей подготовки кадров. В будущем году потребуется 57г тыс. рабочих только на строительство мостовых и тротуаров, т. е. почти вдвое больше, чем в этом году. Рабочую силу для дорожных работ обычно дают колхозы. Но до сих пор еще не подписан ни один Договор с колхозами о поставке рабочей силы. Также ничего не сделано еще для того, чтобы рабочие имели общежития своевременно. Строительство 10 млн. кв. м мостовых и водостоков обойдется около 400 млн. рублей. Такие огромные капиталовложения на дорожное дело требуют максимальной экономии и максимального удешевления стоимости работ. Стоимость 1 кв. м мостовой исчислена примерно в 30 руб. Чтобы на практике уменьшить эту цифру, необходимо широко осуществить механизацию всех дорожных работ. По заявлению т. Райза, Гордорстрой предусмотрел возможность снижения стоимости строительства. В частности, например, земляные работы — наименее механизированный до сих пор процесс — в будущем году будут на 90—100 проц. механизированы. Будет значительно усилена механизация транспорта и т. д.2 „За рулем" Л 18 ЗУкладка асфальта на (Москва).Ленинградском шоссеФото М. ПрехнераНо пока это все благие пожелания, не гарантированные договорами и постановлениями директивных органов. Между тем, по признанию того же т. Райза, выпуск, например, самосвалов заводом им. Сталина и Ярославским заводом чрезмерно затягивается. Завод им. Сталина давно имеет задание приступить к выпуску самосвалов с железными кузовами, но до сих пор не дал ни одного самосвала. Там вся работа еще не вышла из стадии экспериментирования. Рыбинский завод до сих пор не освоил массовое производство тяжелых катков под асфальтобетон. Нет также уверенности в выпуске своевременно ив необходимом количестве других дорожных машин и снарядов. Для бесперебойного снабжения строительства асфальтом намечено построить новый крупный асфальтовый завод. Но до сих пор даже не выделена площадка для этого завода. Таким образом, почти все организационные вопросы еще не разрешены, подготовка к первому году десятилетки находится еще в первичной стадии проектирования и планирования. Этот период надо всемерно сократить, чтобы скорее перейти к развертыванию организационных мероприятий. И. Фельдман