ПЯТИ ДЕСЯТИ ЛЕТИИнж. И. ДЮМУЛЕН18851935Рис. 1. Первый паровой автомобиль «Кюньо» В 1935 г. автомобиль с двигателем внутреннего сгорания празднует свое пятидесятилетие. Мысль о постройке механического экипажа возникла задолго до его появления, но не могла быть осуществлена раньше из-за отсутствия механического двигателя. Попытки применить силу ветра или струи пара, выпускаемого прямо в атмосферу, не дали положительных результатов. Но как только появился первый механический двигатель — паровая машина — так он сейчас же был приспособлен к механическому экипажу. В 1769 г. во Франции Жозефом Кюньо был построен первый механический экипаж с паровым двигателем, изображенный на рис. 1. Автомобиль атот мог двигаться со скоростью 4 км в час и должен был останавливаться через каждые 15 мин. для закладывания угля в топку парового котла. Практического значения автомобиль Кюньо не имел, но доказал возможность осуществления идеи механического экипажа. После этой попытки паровые автомобили начали строить а разных странах и стали применять их для регулярного пассажирского сообщения между городами. Долгое время паровые автомобили применялись не для индивидуального пользования, а исключительно для общественного, в виде омнибусов. По конструкции паровые автомобили были очень громоздки, тяжелы, стоили очень дорого, а эксплоатация 'их требовала содержания штата людей. На рис. 2 изображен один из таких автомобилей — «Гурней», совершавший в 1827 г. регулярные рейсы в Англии. С накоплением опыта и развитием конструкции появились специальные автомобильные котлы, паровые машины и т. д. Паровой автомобиль становился все проще, надежнее и легче и мог быть уже применен для индивидуального пользования. По мере развития паровой автомобиль совершенствовался и начал успешно конкурировать не только с конным транспортом, но даже ис железнодорожным. Но все же он, благодаря сравнительно большому весу, сложности управления и громоздкости, большого распространения не получил, в особенности как автомобиль индивидуального пользования. Как только появился автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, еще несовершенный, малонадежный, капризный по сравнению с имевшимися тогда образцами паровых автомобилей, но зато отличавшийся компактностью, малым весом, более простым управлением и немедленной готовностью к действию, — развитие парового автомобиля остановилось. Автомобиль же с двигателем внутреннегоРис. 2. Паровой автомо- g биль Гурнея сгорания начал бурно развиваться, и в 1899 г. только во. Франции насчитывалось уже 1672 автомобиля ив Соединенных штатах—-3 200. •Своим развитием современный автомобиль обязан Готлибу Даймлеру, который первый изобрел легкий быстроходный бензиновый двигатель, пригодный для механического экипажа. 16 декабря 1883 г. Даймлер получил патент № 28022 в Германии на этот двигатель и вскоре построил его. Двигатель имел уже большое число оборотов (500 — 800) в отличие от употребительных в то время 100 — 200, что позволило значительно уменьшить его, вес. Двигатель был приспособлен для жидкого топлива, и зажигание на первых моделях производилось калильной трубкой, а впоследствии электричеством. 29 августа 1885 г. Даймлером был взят патент № 36423 на механический экипаж, который им же и был построен. Экипаж этот имел два больших колеса, поставленных одно за другим, и два боковых маленьких, препятствующих паденеию при стоянке, и напоминал. нечто среднее между автомобилем и мотоциклом. И вот этот экипаж, сотрясающийся, дымящий и грохочущий, часто останавливающийся, но зато суливший большие перспективы в дальнейшем, начал развиваться и через 50 лет превратился в совершенный автомобиль, который мы видим теперь повсюду. Поэтому 1885 год и следует считать годом рождения автомобиля с механическим двигателем. Несколько позже, 8 апреля 1887 г., Карлом Бенц был взят патент №43826 на трехколесный автомобиль, вскоре превратившийся в четырехколесный. В 1893 г. в Соединенных Штатах самостоятельно начали конструировать автомобиль. Одним из первых конструкторов был Генри Форд, который весной 1893 г. появился на улицах Детройта на своей «газолиновой тележке». © 1895 г. разными конструкторами было построено уже 4 автомобиля. В отличие от первых европейских моделей, американские имели две передачи, осуществленные при помощи ступенчатых шкивов и ременной передачи, и могли двигаться со скоростью 30—35 км в час. В то время как первые европейские модели представляли собой скорее теоретический интерес, американские были более или менее приспособлены для продолжительной езды и давали некоторые удобства для пассажиров. С момента появления первых автомобилейпрошло 50 лет. За это время Европа от автомобиля Даймлера дошла до автомобиля Кемпбелла, идущего со скоростью 445 км в час, но самый автомобиль еще не стал предметом широкого потребления, каким он очень скоро стал в США. На 1 января 1935 г. во всем мире насчитывалось 34 927 121 автомобиль, из которых в США находилось 24 751 644. До 1900 г. автомобиль все еще не представлял собой законченной конструкции. Только к 1900 г. автомобиль получил свою собственную конструкцию, двигатель был перенесен вперед, было установлено рулевое управление, сцепление, коробка передач и прочие специально автомобильные механизмы. Единственное, что еще осталось от конного экипажа, это наличие больших колес сзади и более маленьких впереди. На рис. 3 изображено шасси 1899 г., сохранившее свой основной тип и до настоящего времени. В 1910 г. автомобиль оформился окончательно. Он стал отвечать пред'являемым требованиям: появилась мягкая подвеска, солидные шины, комфортабельный кузов, переднее стекло, фонари для ночной езды и т. д. Такой автомобиль давал достаточную скорость и не требовал постоянного ремонта и ухода. Автомобиль получил права гражданства и начал усиленно развиваться. В 1909 г. Форд стал выпускать свою знаменитую модель Тв количестве 10—11 тыс. в год. Мировая война предоставила богатейшую лабораторию для испытания автомобилей за счет покупателей. За это время были испробованы различные конструкции и сочетания их, все непригодное и непрактичное было откинуто, и автомобиль получил законченную и удобную конструкцию как с эксплоатационной, так ис производственной точки зрения. Оставалось только совершенствовать установленный тип, сделать автомобиль экономным и дешевым, надежным и комфортабельным. Как только автомобиль освободился от «детских болезней», так сейчас же было обращено внимание на красоту и элегантность внешних форм и отделки кузова. В 1930 г. автомобиль превратился в основной вид безрельсового транспорта для всех отраслей промышленности, общественного и индивидуального пользования. Если до этого времени автомобиль приспосабливался к дорогам, то теперь, наоборот, стали усиленно строить специально автомобильные дороги с применением всех по-Рис. 3. Первое нор_ мальное автомобильное 4 шасси 1899 г. следних усовершенствований в дорожном деле. На рис. 4 изображен автомобиль 1915 г. ярко отражающий на себе зависимость от дорожных условий — высокий ход, большие колеса, малая длина в целях уменьшения веса и т. д. С улучшением дорог автомобиль стал изменять свою конструктивную форму. Требование хорошей проходимости отпало, автомобиль стал ниже, уменьшился диаметр колес и высота кузова. От автомобиля стали требовать болеегулучшена стабилизация рулевого управления. Для предохранения пассажиров от увечий при авариях кузов стал делаться цельнометаллическим, а в некоторых случаях даже со стальной крышей. Благодаря применению в ответственных местах специальных материалов и специальных методов обработки, надежность автомобиля значительно увеличилась, и лучшие современные марки свободно проходят 100 тыс. км и более без капитальных ремонтов.'*.".'7S«—.-jj?a.—». V P . '»..:Ш-?т;тттттщхмт;:жтхжхг^тт&•'#.•' . A< Рис. 4. Автомобиль 1915 г. высокую скорость —100 и выше км в час. В 1924 г. появились шины-баллоны, обеспечивающие мягкость езды даже по несовсем годным дорогам, увеличилась мощность двигателей, а также и экономичность их. Параллельно с этим стали улучшать и конструкцию шасси, приспособляя ее к малоквалифицированным водителям: появился синхронизатор в коробке передач, автоматическое сцепление, бесшумные шестерни и пр. Желание обеспечить большую надежность действия двигателя вызвало появление ряда автоматов, регулирующих рабочий процесс двигателя, термостаты для охлаждающей воды и масла, автоматическую регулировку подогрева смеси, автоматический пуск в ход и т. д. Увеличение скорости движения заставило подумать и об улучшении внешней формы автомобиля для уменьшения сопротивления воздуха; автомобиль стал еще ниже и внешние его формы стали обтекаемыми. Так как вес авто• • v -У.К своему пятидесятилетию автомобиль достиг широчайшего распространения, он проник во все уголки земного шара. Автомобиль с одинаковым успехом работает ив Арктике, и на экваторе и не имеет конкурентов среди всех видов безрельсового транспорта. Отмечаемый в этом году 50-летний юбилей автомобиля должен явиться смотром достижений в области автомобилизации СССР, а также смотром участия автодоровских организаций в борьбе за правильную эксплоатацию автопарка, за долгую и безаварийную службу советского автомобиля. Чем должны ознаменовать юбилей автомобиля автодоровские организации и вой автомобильная общественность? Прежде всего, необходимо организовать вечера, посвященные истории и развитию автотехники, достижениям социалистической автопромышленности, показу знатных людей автотранспорта и опыта их работы.Рис. 5. Автомобиль 1935 г. мобиля перестал играть ту роль, которую он играл при бездорожьи, то автомобиль стал длиннее, благодаря чему значительно улучшилась посадка — он стал комфортабельней и удобней для пассажиров. Увеличение скорости заставило обратить внимание и на безопасность движения, для чего были значительно улучшены механизмы управления автомобилем, тормоза и рулевое управление, а для уменьшения утомляемости водителя был введен ряд сервомеханизмов и Юбилей автомобиля должен быть использован для усиления пропаганды автомобильной техники, создания автоклубов, выставок, организации новых автотехнических кружков и проведения состязаний на экономию горючего. Юбилей автомобиля должен послужить также толчком для развертывания очень слабо развитого у нас автомобильного спорта, для пропаганды высшего класса вождения — фигурных соревнований, 'скоростных авто-пробегов, военизированных автопоходов.