НА НОВЫХ ВШАХМЬ&НВАТОПЛИВАдовскКИЕВ юхяолКомандор пробега Ю. В. МИХДИЛОВСКИИВ конце апреля 1939 года был организован пробег двух газогенераторных . 3-тонных автомобилей 8ИС-21 по маршруту Москва — Юхнов — Довск — Гомель — Чернигов — Киев — Москва общей длиной около 2 000 км. Пробег проводился Центральным институтом механизации лесной промышленности (ЦНИИМЭ) с участием Центрального автомобильного клуба. Перед ним были поставлены задачи — проверить работу газогенераторных автомобилей ЗИС-21 на новых видах твердого топлива и выявить скорости их движения на различных участках маршрута. Одновременно с этим пробег имел и спортивный уклон. Нужно было добиться наилучших скоростей при непрерывном движении из Москвы в Киев и обратно. Для регистрации наших достижений в пробеге участвовали два спортивных комиссара Центрального автомотоклуба — инж. В. Згура и Д. Фингарет. Пробег проходил при неблагоприятных условиях как метеорологических (туман, дождь), так и дорожных (весенняя распутица). Однако это мало отразилось на показателях работы машин. Наша команда из 9 человек провела пробег в течение 6 дней. Каждый участник пробега выполнял одновременно несколько обязанностей. Командор пробега и его помощник по технической части тов. Клейменов были в то же время водителями машины,, а водители тт. Нечитаев, Цветков и механик яробега инж. Тизенгаузен одновременно были контролерами. ЦНИИМЭ ведзт работу по испытанию и использованию новых видов твердого топлива для автотракторных газогенераторов лесной промышленности. Газогенераторные автомобили работают в настоящее время исключительно на древесных чурках размером 60 X 60 X 80 мм с абсолютной влажностью 15—20%. Подсушку дров до требуемой влажности в большинстве случаев производят в специальных сушилках. Строительство одной сушилки обходится в среднем 10—15 тысяч рублей. На каждый подсушиваемый кубометр дроЕ-чурок затрачивается до 0,3—0,4 куб. м дров, сжигаемых в топках сушилок, что значительно повышает стоимость топлива, Между тем, на лесозаготовках имеется громадное количество древесины в виде отходов лесосев (сучья, вершинник). Эти отходы можно использовать для газогенераторов, пережигая их в уголь. Известно, что газогенераторы не могут работать на сырой древесине влажностью более 20%. Чтобы выяснить возможность работы газогенераторов на сырых дровах влажностью 50% в смеси с древесным углем, ЦНИИМЭ провел ряд лабораторных испытаний такой смеси для газогенераторов ЗИС-21. Лабораторные испытания показали, что газогенераторы хорошо работают на смеси сырых березовых дров-чурок абсолютной влажностью 45—50% с древесным углем в пропорции один к одному }i По весу эта смесь состоит примерно из двух частей дров и одной части древесного угля. Пробовали работать мы на свежесрубленной древесине влажностью до 80% со смесью древесного угля. Чтобы обеспечить нормальную работу газогенератора на такой смеси, приходилось давать две части древесного угля (по объему) на одну часть свежесрубленных дров. Работа на таком топливе протекала не совсем удовлетворительно, вслед1 На каждый кубометр сырых дров добавляется 1 кубометр древесного угля влажностью до 10—15%.ствие .неравномерности газификации и быстрого., засорения топливника и системы "очистки газа. По просьбе Казахстанской республики ЦНИИМЭ провел испытание саксаула в качестве топлива для газогенераторов. Особенностью саксаула является его большой удельный вес — больше единицы (древесина саксаула тонет в воде) и большая зольность — до 2—3%. Работы ЦНИИМЭ показали, что саксаул является хорошим топливом для газогенераторов. Свежесрубленный, он имеет влажность 20—25%, т. е. почти не требует сушки. Древесина саксула крепка, как кость, и для распиловки требует специальных пил из высококачественной стали. Колется саксаул очень легко. Вес 1 куб. м дровчурок саксаула в насыпку составляв/г 600 кг, в то время как березовая чурка весит 300 кг/м3.***В пробеге газогенераторных автомобилей ЗИС-21 нуяша было проверить работу на смеси сырых чурок с древесным углем и на саксауле при форсировке газогенераторов. Запас топлива на весь маршрут пробега мы взяли с собой» Машины шли в сторону Киева с полной нагрузкой около трех тонн; обратно нагрузка составляла около 1,5 тонн на машину.«кЗаправка газогенератора саксаулом в путиФото В. Зг ура3