неюста на вл ивеЮТСВТОМОБИ лягг ОРЬБА с проколами шин ведет*-* ся давно самыми различными путями. Изобретатели конструируют специальные шины и камеры, не боящиеся проколов и пробоин, и создают различные составы для заизобретатели — доктор технических наук В. Иванов и техник Л. Каценельсон изобрели специальный состав «ликпрошин», представляющий собой полужидкую массу серо-зеленого цвета, получаемую путем смешивания при высокой температуре следующих составных частей с примерным процентным составом: 1) сульфата — целлюлозного экстракта — от 24 до 28°/о, 2) поваренной соли — от б до 10°/о, 3) глицерина — от 3 до 5°/о, 4) калия — от 5 до 8°/о, 5) талька — от 6 до 9%, 6) старой молотой резины — от о до 8°/», 7) воды — остальное. Удельный вес готовой массы — 1,32 -1.38. Составные части ликпрошина не оказывают вредного влияния ни на резину, ни на металлические детали вентиля, ни на кожу человека и легко смываются водой. Заправка ликпрошина в камеры производится в течение 6—12 мин. путем подачи его под давлением сжатого воздуха через отверстие для вентиля с помощью несложного аппарата (рис. 5). Вентиль на время заправки прикрепляется к бечевке и утапливается в камере. Количество массы, заправляемой в камеры, составляет 2,5 кг для размера шин 7,00" X 16", 3,5 кг для размера 32" X 6", 4,5 кг для размера 34" X 7" и 5,5 кг для размера 40" X 8". После заправки вентиль ставят на место и накачивают камеру воздухом до нормального давления. При вращении колеса под влиянием центробежной силы, а также под давлением воздуха, находящегося внутри камеры, ликпрошин в случае прокола устремляется в отверстие и закупоривает (тампонирует) его, не давая воздуху выйти из камеры. Автошины, заправленные ликпрошпном, находились под специальным наблюдением и прошли от 5 до 10 тыс. км без единого случая подкачки воздуха в камеры. Характерно, что опытный автопоезд 1-го Московского треста хлебопечения с камерами, -заправленными ликпрошином, проехав по доскам, утыканным гвоздями, и получив ряд проколов, все же прошел затем 1000 км без подкалки воздуха в шины. В результате эксплоатационных и частично лабораторных испытаний установлено, что тампонирование прокола происходит при давлении воздуха внутри камеры от 1 до 8 атм. Поэтому, действие состава У пневматикой низкого давления несколько слабее, чем у шин типа «Гигант». Число проколов может быть велико (до 10—15) при условии, если их-Шток Ил/ mmvacm/ruРис. 1. Камера с продольной эластичной перегородкой:1—камера, 2—эластичная перегородка, 3—вентиликупориваяия проколов под названием «гусьмы». В практике экеплоатации автомобилей известно применение шин, заключенных в стальной трубчатый обод, камер с продольной эластичной перегородкой (рис. 1), шин с двойной камерой (рис. 2), шин с камерой, имеющей внутри алюминиевое, резиновое кольцо (рис. 3) или ячейки со стороны беговой части покрышки (рис. 4), наполненные вязкой пластичной массой, и ряд других. Составы различной рецептуры, заливаемые внутрь камеры, представляют обычно смесь твердых волокнистых материалов (асбест, тальк, бумажная, древесная и тому подобная масса) со склеивающими веще-. ствами (крахмал, декстрин, каучук, клей), с минеральными веществами большого удельного веса (свинцовый сурик, апат и др.) и, наконец, с веществами, предохраняющими смесь от замерзания (глицерин, спирт, поваренная соль и т. д.). Но все эти составы 'оказались дорогими и мало практичными в экеплоатации. И только в последнее время советскиеИЯрШ/ta Масса-Пружина=5\—TJH/Ш Ли noiaw \_ сжатого боздухаSmSepcmue для Si/хоЯамассыРис. 5. Аппарат для заправки ликпрошина в камеру диаметр не превышает 8—10 мм. Проколы через боковые и бортовые части покрышки совершенно не закупориваются. Продолжительность действия ликпрошина — около года, после чего масса должна заменяться. Ремонт камер, заполненных ликпрошином, не отличается от вулканизации обычных камер- Несколько усложняется лишь процесс подготовки камеры к вулканизации. Влияние ликпрошина на уравновешенность колос пока не исследовано. В отличие от ранее известных закупоривающих составов ликпрошин дешев (1 рубль за килограмм) и прост в изготовлении Сырье его недефицитно. Молено высказать уверенность, что применение ликпрошина на автотранспорте экономически вполне себя оправдает и будет иметь большое оборонное значение. Для широкого внедрения ликпрошина в практику экеплоатации необходимо организовать его производство в крупнейших центрах Союза. В настоящее время ликпрошин выпускается Ленинградской мастерской НТК № 1 (Константиноградская ул., д. 6) в количестве до 3т массы в сутки.Рис. 2. Покрышка с двойной камерой:1—наружная камера, 2внутренняя камера, 8—отверстиеРис. 3. Покрышка с камерой, имеющей резиновое кольцо:I—резиновое кольцоРис. 4. Покрышка с камерой, имеющей ячейки:1—камера, 2—ячейки, 8 — покрышка, 4—гвоздь15