.-; За нашу Советскую Sbduny !С Ячн ыИ ЕХНИЧЕСКИЙ, СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛВСЕСОЮЗНОЕ ОРДЕНА КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО СОДЕЙСТВИЯ АРМИИ, АВИАЦИИ И ФЛОТУ.МОТОСПОРТ МОЖЕТ САМООКУПАТЬСЯодин из Мотоциклетный спорт — советской любимых видов спорта молодежи. Многие тысячи юношей и девушек с большим интересом изучают мотоцикл и овладевают искусством его вождения. Однако не все они при существующих условиях имеют возможность заниматься мотоспортом, участвовать в соревнованиях. Наши автомотоклубы и первичные организации ДОСААФ из-за недостатка мотоциклов не могут обеспечить ими всех желающих, а для приобретения машин у многих клубов и первичных организаций Общества не хватает средств. Состязания по мотоспорту даже в крупных городах, не говоря о районах, проводятся сравнительно редко. Это происходит потому, что организация любых мотосоревнований обычно требует относительно больших расходов на их проведение, тренировки гонщиков, техническую подготовку машин, приобретение горюче-смазочных материалов и т. д. Эти расходы часто бывают непосильными для клубов. Между тем разрешить эти трудности можно, если сделать мотоспорт самоокупаемым. В Чехословакии, например, это дает хорошие результаты. Соревнований здесь проводится много, они привлекают множество зрителей и дают немалый доход. На шоссейно-кольцевые мотогонки в районе г. Брно собирается до 400 тысяч зрителей, которые платят по нескольку крон за билет. Получаемые от продажи билетов средства дают возможность не только покрыть все расходы по проведению соревнований, даже в тех случаях, когда на них приглашаются иностранные гонщики (а делается это довольно часто и всегда за счет организаторов соревнований], но используются для финансирования подготовки спортсменов и приобретения новых мотоциклов. Положительный опыт перевода мотоспорта на самоокупаемость следует перенести в нашу практику проведения мотосоревнований. И у нас имеются хорошие примеры проведения платных состязаний. Ежегодно проводимые шоссейно-кольцевые гонки в Таллине привлекают десятки тысяч платных зрителей. Хорошим примером проведения соревнований на принципах самоокупаемости являются у нас в Советском Союзе футбольные матчи. Некоторые считают, что футбол по своей специфике имеет большее число «болельщиков». Но это неверно. В Польше, например, число платных зрителей на мотогонках обычно бывает больше, чем на футбольных матчах. Что же необходимо для проведения в жизнь принципа самоокупаемости в мотоспорте! Прежде всего надо пересмотреть порядок и практику проведения многих наших соревнований по мотоспорту. Возьмем наиболее популярный вид соревнований — мотоциклетный кросс. Как он у нас проводится? Обычно место старта подбирается в 15—25 км от города. Добраться туда для большинства зрителей невозможно. В лучшем случае надо ехать на поезде, а затем еще идти пешком 4—5 км по проселочной дороге. Поэтому обычно на мотокросс добираются только энтузиасты и жители близлежащих сел. Устроители состязаний, как правило, не заботятся о том, чтобы подготовить быстрый и удобный транспорт для доставки зрителий на трассу. Место соревнований обычно не благоустроенонет киосков с водой, буфетов. После того, как дан старт и гонщики устремились в путь, зрители остаются на месте старта. Спортивная борьба идет где-то вдали от зрителей, они не видят ее. Хочешь посмотреть, что происходит на интересных участках (броды, подъемы, спуски), беги еще 3—5—7 км. Это происходит потому, что для кроссов выбираются трассы большой протяженности. Спортсмены появляются перед зрителями очень редко. Если к этому прибавить, что радиоинформация о ходе соревнований обычно организуется плохо, программы печатаются не всегда, то станет понятным, почему зрителей на мотокроссах мало. В Чехословакии, да ив других странах, кроссовые трассы намечаются, как правило, на окраинах городов, в живописной местности, куда можно добраться городским транспортом. Подбираются они обычно так, чтобы имелись броды, заболоченные участки, спуски, подъемы, резко выраженные повороты. Дистанция кросса всегда 20—25 км при трассе 1,5—2,5 км, т. е. гонщик в ходе соревнований 10—15 раз проходит перед зрителями. При этом важно подчеркнуть, что, как только лидер заканчивает дистанцию, дается финиш и всем участникам заезда. Таким образом, на кросс одного класса мотоциклов затрачивается 20—25 минут. Все время перед зрителями идет напряженная борьба. Если участвует в соревновании 4—5 классов машин, то через 2—3 часа соревнования заканчиваются и победители совершают круг почета. Устроители состязаний всегда заботятся об устройстве радиотрансляции на всей трассе. Обязательно печатаются платные программы с подробным списком участников. Для зрителей устраиваются лотереи — входной билет имеет номер и дает право на выигрыш. Обычно первый выигрыш — мотоцикл. Организовать продажу билетов и обеспечить контроль за входом в район соревнований при трассе 1,5—2,5 км под силу активистам любого АМК. Переход на подобную практику проведения соревнований в значительной степени помог бы разрешить проблему самоокупаемости мотоспорта иу нас. Нужно добиться также, чтобы гонщики выступали не на клубных, а на собственных мотоциклах (как это принято за рубежом). Но для этого необходимо ввести в нашу практику выдачу гонщикам стартовых денег, например в сумме 100 — 300 рублей (в зависимости от квалификации], при условии принятия старта и прихода на финиш, чтобы каждый гонщик, участвующий в соревнованиях, смог купить на эти деньги запасные части. Надо отметить, что расходы автомотоклубов на приобретение, эксплуатацию и ремонт мотоциклов сейчас значительно выше, чем это имело бы место при выдаче стартовых денег. Для помощи гонщикам в каждом автомотоклубе следует создать хозрасчетные ремонтные мастерские. При этом долговечность мотоциклов несомненно повысилась бы. «Живучесть» спортивных мотоциклов за рубежом достигает 5—8 лет. Надо повести решительную борьбу с такой негодной практикой, как проведение кроссов, после которых нередко 50°/« мотоциклов выходит из строя и даже новые машины иногда требуют капитального ремонта. Кроссы «на износ» надо прекратить. Что касается организации платных ипподромных мотоциклетных соревнований, а также гонок на шлаковой дорожке, то это сделать еще легче. Однако и на них, как показывает опыт зо-'•1