СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ К прочем, на этот раз мы едем не на *•* «Москвиче», а... за ним. Дело в том, что по условиям первых многодневных автомобильных соревнований на регулярность движения, которые состоялись в июне по маршруту Москва — Минсн — Рига — Псков — Витебск — Москва (см. «За рулем» № 7 за 1957 год), корреспондентам не разрешалось ехать в машинах участников. Да мы, собственно, и не собирались этого делать, так кап прибыли на старт с другой целью. И вдруг... видим, как к белой линии старта вырулил наш старый знакомец — «Москвич» № ЭИ 16 — 68. Ну как было не подойти к Владельцу и не осведомиться о том, что побудило его пойти на такое рискованное предприятие? — А что? —удивился он.— Машина не хуже и не лучше других... Почему бы ей не участвовать в соревнованиях? И, нак бы в подтверждение своих слов, он так лихо принял старт, что нам оставалось только проводить взглядом весело поблескивавшие задние фонари быстро удалявшейся по трассе машины. ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР Незадолго до соревнований состоялся следующий телефонный разговор с главным конструктором МЗМА т. Андроновым: — Алло! Александр Федорович? Вы, конечно, читали наш репортаж «Мы едем на новом «Москвиче». Интересно знать ваше мнение! — Читал!.. — неохотно отозвался кон«струнтор. — Плохое мнение. — А что? Напутано? Или неправильно написано? — Все правильно, — голос т. Андронова стал еще глуше. — Да вот машину вы выбрали неправильно. Владелец никудышний, эксплуатирует машину плохо, технического обслуживания не обеспечивает, ездить не умеет. Вот и получаются всякие неприятности... Этот разговор невольно вспомнился, когда, последний раз мелькнув ярким желтым пятном стартового номера, «наш «Москвич» скрылся за поворотом. Не сговариваясь, мы бросились к редакционной машине и через минуту уже мчались по трассе соревнований вслед за ним. Что-то нам предстоит узнать и увидеть?МОЖЕТ БЫТЬ, ПРАВ АНДРОНОВ? Между тем наши вопросы к Владельцу нарастали по мере удаления от старта. Так, идя сзади, мы вдруг заметили, что сигналы поворота загораются на «Москвиче» своевременно, а гаснут, как правило, с опозданием — уже после того, как автомобиль пройдет несколько сот метров по прямой. Почему это происходит? — Я не автомат! — отрезал Владелец. — Как успеваю, так и выключаю. Оказывается, в машине давно уже отказал автоматический возврат указателя поворотов, и рычажок управления приходится возвращать вручную. А как его наладить и отрегулировать, в заводской инструкции ни слова не сказано. К вечеру, когда заходившее солнце как бы уперлось в Минскую магистраль, идущую, как известно, строго на запад, мы заметили еще одну странность в поведении «Москвича». Он вдруг вроде как «заюлил», стал плохо держать дорогу. «Устал, видно, водитель», — предположили мы. Но выяснилось, что причина не в этом. Просто, противосолнечные щитки сделаны непрозрачными. Косые лучи они еще отражают, а вот ехать прямо против солнца с их помощью нельзя — либо ничего не видно, либо режет глаза. И, наконец, когда дневную жару сменила вечерняя прохлада, мы стали свидетелями совсем уже странного «поведения» двух наших участников соревнования. На одной из остановок они вдруг, как по команде, «нырнули» под машину и принялись регулировать тормоза. — Плохо, — подумали мы. — Пожалуй, Андронов был прав. Что ж это за автомобилисты, которые перед таким путешествием не удосужились «прокачать» тормозную систему? Ясное дело, при таком уходе... Но тут кто-то из нас, воспользовавшись тем, что оба участника лежали под машиной, потрогал рукой тормозную педаль. — Гм... Жесткая, воздуха нет, — констатировали мы с некоторым удивлением. — Так в чем же дело? — Похолодало, — объяснил Владелец, вылезая из-под машины. — Приходится вывертывать шток главного тормозного цилиндра. Каждую ночь так. А утром, часов в 11, ввертываю. Мы удивились. Что-то не приходилось слышать до сих пор о «ночных» и «дневных» регулировках тормозов. — Очень просто. В холодное время суток педаль уходит вниз, упирается в пол и не обеспечивает торможения колес. А в дневные часы, особенно если постоять на солнцепеке, наоборот, «вылезает», даже фонари стоп-сигнала загораются. — Он вздохнул. — А на заводе не верят, говорят: «Не может быть!». К сведению работников завода: бывает. Причины не ясны, но бывает. И в ходе соревнований тормозам автомобиля ЭИ 16 — 68 потребовалась не только ночная и дневная регулировка, но еще и «республиканская»: в Литовсной республике было теплее, чем в Белоруссии, а в Латвии, наоборот, шли дожди. И каждый раз экипажу приходилось «приспосабливать» тормоза «Москвича» к местному климату. НОЧНЫЕ РАЗДУМЬЯ Впрочем, вскоре мы расстались на время с нашим «Москвичом». Близилась ночь, мы порядком устали. А так как корреспондентам не засчитывают никаких очков, мы сочли себя вправе немного отдохнуть. Прощаясь с Владельцем перед одним из КЗ, мы спросили с сочувствием: — А как же вы? Должно быть, посменно будете отдыхать? Ведь ехать-то еще ночь, и день, и еще ночь. — Да, двигаться нужно непрерывно,— бодро ответил он. — Но спать никому не придется. — Почему? — Плохо действует на водителя, когда рядом сидящий спит. Вот если бы переднее сиденье на «Москвиче» было— Ничего, — последовал столь же содержательный ответ. И оба участника молча заняли свои места в кабине, явно не расположенные к даче интервью. БЕНЗИН НА ЗЕМЛЕ — Да, это не то, что самому сидеть за рулем, — вздохнули мы, направившись вслед за нашим «Москвичом». — Так толком ничего не узнаешь... А нам, по правде говоря, очень хотелось вновь проверить все после разговора с т. Андроновым. Может быть, действительно, главная причина неполадок не в самом «Москвиче», а в его Владельце? Так миновали мы еще два контрольных пункта времени — на 230-м километре и на 385-м, возле бензоколонки. Впрочем, во время заправки нам удалось немного разговориться. Мы обратили внимание, что Владелец «Москвича» что-то уж чересчур напряженно следит при заправке за стрелкой бензиномера на щитке приборов. Почему? Ведь стрелка показывает пока только Чг бака? — Неточно работает, — пробормотал в ответ Владелец, не отрывая глаз от стрелки. — Надо следить. И все-таки не уследил. Когда стрелка показывала еще только */«, бензин вдруг полился через горловину бака вверх и на землю. А стрелка вдруг сделала скачок и заколебалась на крайнем делении. — А ч-чорт! — выругался Владелец. — Опять то же самое! — Раньше этого, кажется, не было, — осторожно заметили мы. — Раньше и кой-чего другого не было, — хмуро сказал Владелец. — Недостатки конструкции выявляются не сразу. — Но, может быть, это — результат плохого ухода? Владелец автомобиля смерил нас недружелюбным взглядом. — Почитайте инструкцию, — холодно сказал он. — Контрольные приборы техобслуживанию не подлежат.ТАКТИЧЕСКИЙ МАНЕВР Ого! Наш старый знакомый, видимо, не может пожаловаться на двигатель. Вот уже час, нан мы едем по маршруту состязаний, а его все не видно. На пункте контроля прохождения в НовоПетровском нас заверили, что машина под стартовым номером 102 уже прошла. Куда он так гонит? Ведь участникам соревнования установлены нормативы скорости, и прохождение контрольного пункта времени (KB) раньше срока чревато такими же неприятностями, как и опоздание, — т. е. начислением штрафных очков. Лишь впоследствии мы разгадали этот несложный тактический маневр, который, впрочем, применяло и большинство других участников соревнования: отрезки между KB они проходили с максимально допустимой скоростью, а затем останавливались, чтобы отдохнуть, осмотреть и привести в порядок машину. Экипаж знакомого нам «Москвича» мы и застали за этим занятием в трех километрах от KB № 1, что на 108-м километре Минского шоссе. Один из участников, подняв капот, доливал воду в радиатор, а другой неторопливо осматривал резину. — Ну, как? — спросили мы «с лету», только чтобы завязать разговор.4